О случайности в художественном произведении

О случайности в художественном произведении

Ничто случайное не случается случайно .
Ричард Бах, «Иллюзии»

Отношения со случайностью у людей складываются по-разному. Вспомним анекдот: у мужчины спрашивают: «Как вы думаете, какова вероятность того, что выйдя из дома вы встретите живого динозавра?» Мужчина чешет в затылке и наконец выдавливает: «Ну-у, это, наверное, очень маленькая вероятность…» Потом тот же вопрос задают женщине. Она отвечает просто: «50 на 50!» «Как это?» «Одно из двух: или встречу, или не встречу!»
Как относится к фактору случайности наш с вами уважаемый читатель? И как нам самим относиться к элементу случайности в наших с вами произведениях?»

1
В свое время, и представители старшего поколения это наверняка помнят, по радио периодически шла познавательная передача под названием «В стране литературных героев» («Страна Литературия»), авторы Станислав Рассадин и Бенедикт Сарнов. Большим успехом среди прочих пользовался сюжет под названием, по-моему, «Д`Артаньян опаздывает на двадцать минут». Очень интересно было проследить, а что бы произошло, если бы, волей какого-либо случая молодой гасконец опоздал на дуэль с тремя мушкетерами? То есть, гвардейцы кардинала продефилировали мимо и юному гасконцу пришлось-таки всерьез фехтовать с Атосом?
К удивлению наблюдателей за этой гипотетической сценой, действие, хотя и приобретало немного иной вид, но приводило к точно такому же результату, что и у Дюма, то есть: герои подружились, а далее все продолжается как описано в романе… Почему? Разве в данном случае не произошло нечто, что могло развернуть события в совершенно ином направлении? Вспомним грозное атосовское предупреждение: «Я вам уши на ходу отрежу!» Но ведь не отрезал же…
На то он и Атос. Перечитайте-ка роман и обратите внимание на размышления Атоса, на его мысли реплики в адрес Д`Артаньяна. Он уже сожалеет о своих «ушах, отрезанных на ходу»… А далее?
А далее, просто обязаны появиться гвардейцы кардинала. Дюма не только романтик, но и во многом реалист, он отлично понимает, что ничто так не сплотит его героев как хорошая драка плечом к плечу.
То есть, автор лишь ненавязчиво намекает, что мог быть и альтернативный вариант развития событий, но романтизм есть романтизм и закон жанра есть закон жанра.
Вывод авторы передачи делают следующий: подлинно талантливое художественное произведение потому и талантливо, что ему нипочем никакая «случайность». И более того, даже если случайность как таковая и присутствует в сюжете, наличие ее глубоко обосновано. Она только кажется «случайной». Как не случайна, например, гибель главного героя в «Калине красной» Шукшина.
Герои и персонажи сами, с неуклонной закономерностью продуцируют «случайности», из которых, в принципе, затем и складывается сюжет…
И наоборот.
У древних было такое понятие – «бог из машины», Deus Ex Machina. В театральных постановках так именовался механизм, позволявший, в критические моменты действия той или иной пьесы, появиться на сцене одному из богов, который и разрешал ситуацию. Причем, появление бога из машины не было никак связано с основной идеей пьесы. Просто автору «не додумалось», как же можно выручить из трудного положения главного героя. К тому же публика настроено на чудо, вот чудо и появилось, и все остались очень довольны.
Честно говоря, меня лично всю жизнь преследует неестестественность в завершении еврипидовой истории об Адмете и Алкестиде (был еще такой мультик). Царь Адмет очень боялся умереть, но его любящая супруга согласилась умереть за него, что и сделала. Адмет безутешен и не знает, как поступить. Да, трагедия, и весьма поучительная… Но автору сей знаменательный финал, вероятно, показался слишком мрачным. И тогда на сцене неизвестно откуда, чисто случайно, появляется Геракл и достает Алкестиду из преисподней, к великой радости благодарного супруга…
Зададимся вопросом: что именно здесь может смущать? И смущает?
Дело даже не в том, что пресловутый Геракл никак не прописан в сюжете изначально и появляется чуть ли не по телефонному звонку подобно сотруднику МЧС.
Какой вывод из случившегося закономерно сделает читатель или зритель? Правильно. О том, например, как хорошо иметь в друзьях гераклов. Очень полезно, и избавляет от многих хлопот. Ну, а то, что при этом куда-то на второй или даже третий план уходит подвиг Алкестиды, мы не размышляем. И действительно, царь Адмет ведь не Орфей, в Тартар за душою любящей супруги не полезет. Погорюет-погорюет, да и найдет другую. Обычная бытовая история.
Возможно, великий драматург просто не смог завершить свою драму иначе. Возможно, сочинялась эта пьеса к какому-нибудь празднику, а автору не хотелось омрачать торжество, вот он и пошел на этот компромисс. И вместо произведения о высоте духа появилось произведение о добром и надежном соседе, у которого «в руке дубина, в плечах сажень». Обывательское лобби рукоплещет таланту.
Таких произведений много. Порой они считаются чуть ли не поучительными. «Придет пасхальный зайчик и всех нас спасет», да…
Вера в собственные силы подменяется верой в сверхъестественную помощь. И мы должны сидеть на месте, терпеливо её ожидая. Так?

2
Какое именно произведение мы создаем?
Присутствует ли в нём идея первая? Или, все-таки, идея вторая?
Кстати, об идее второй. Она не так и плоха, и о помощи Свыше никто ничего плохого не говорит, и в иных случаях без нее действительно не обойтись. Как быть, например, в обстановке стихийных бедствий? Но… вот ведь в чем здесь загвоздка. Представим, шторм, корабль тонет. И под руки герою попадет, допустим, обломок трапа, доска, за которую можно ухватиться и выплыть. Помощь Свыше? Несомненно. Однако доску эту пресловутую обязан найти и ухватить именно и конкретно сам терпящий бедствие герой.
То есть, «Бог, Бог, но и сам не будь плох». Читатель верит и припоминает свои случаи из жизни.  Авторитет героя не падает, тем более, что герой борется, сложа руки не сидит и т.д.
Насколько мы, авторы, следуем этому примеру?
С одной стороны, взять хотя бы «романтизм», наплодивший множество коллизий, подобных адметовой. У Густава Эмара: герой совершенно случайно оказывается ночью, на дереве, в лесу. Зачем ему понадобилось влезать на сей баобаб – неважно. Может быть, он там живет. Главное – то, что как раз под этим деревом и как раз в это время какой-то нехороший, дикий и кровожадный ягуар нападает на девушку. И разумеется, герой живенько падает с дуба, достает мачете и – чах-чах-чах, счастливая девица с благодарностью обнимает своего спасителя. Совершенно случайно…
«Рояль в кустах», по известному выражению Гр. Горина.
Красиво? Да. Даже красивенько и… в отличие от Дюма, безальтернативно, увы… Подойдёт вполне для чтения детям младшего школьного возраста или иным чувственным дамам.
Великое множество «приключенческих» фильмов… Немыслимое количество книг…
В советскую эпоху, во времена КПСС, «богом из машины», обычно под конец произведения, являлся какой-нибудь высокопоставленный партийный или комсомольский деятель. О котором до сих пор ничего не было слышно. Вспомним такие произведения, как «Дорогой мой человек», «Ко мне, Мухтар», «Поднятая целина», «Бронзовая птица». Обычный вопрос этого чиновника: «А почему вы раньше ко мне не обратились?» То есть, зрителя и читателя плавно направляют… в местные партийные и комсомольские органы. Да, что поделать, политика есть политика, пропаганда есть пропаганда. Веру в «доброго царя» необходимо подкреплять.
Да, естественно, подобные случаи действительно бывали в реальной жизни. И здесь даже не причем была распропагандированная «руководящая роль партии» *. Правда, первую скрипку все же играли нравственные качества того или иного «геракла».
---------------
* Несколько по-иному здесь подходит Симонов в романе «Живые и мертвые». Партийный лидер бросает в лицо герою: «Так ты партбилет бумажкой называешь?». В этом эпизоде писатель, не повинуясь «общему мнению», раскрывает образ, характер мышления людей того времени и обстановки.
---------------
А что, если «геракл» не может или не хочет исполнять свои обязанности?

3
Ролан Быков в воспоминаниях описывает такой случай. Село вблизи границы. Граница проходит по горам и слабо охраняется. Периодически, с той стороны на село обрушивается банда, а слабый воинский контингент не всегда успевает к сроку. Тогда жители собирают сход, формируют ополчение, сами идут на ту сторону и… наводят порядок. Грабежи и убийства прекращаются.
Такая же ситуация была, например, в Дагестане. Официальные власти то ли не могли, то ли не хотели прислушиваться к сигналам о реальных бесчинствах, когда с чеченской стороны периодически приходили бандиты. Ситуация разрядилась, когда чеченские наемники пошли на Дагестан всерьез. Местные жители, быстро соорганизовавшись, дали отпор хаттабовским наемникам, при этом оказав существенную помощь федералам. «И щто они, эти, какие-то арабы, негры… Прищли нас исламу учить! Магазин разграбили, коньяк там пили, мусульмане называется! Мало их Шамиль учил!..»
Случайно ли восстали? Случайно ли они знают горы как свои пять пальцев? Случайно ли они умеют обращаться с оружием? А главное – случайно ли они горды за свою родину, историю, культуру, случайно ли понимают, что не поможешь соседу – потом тебе не поможет никто?
Более мирный пример. Один из рассказов В.П. Астафьева, о том, как он в детстве случайно заблудился в тайге. Мальчик вырос среди тайги и знает, что любой лесной распадок рано или поздно приведет к ручью, ручей к реке, а где река – там и люди… И самостоятельно решает эту, для него не такую уж и сложную задачу.
То есть, случайность истинная в жизни есть случайность чаще всего обусловленная. Опытом, знаниями, умениями и навыками, непрерывной учёбой, привычками, традициями и обычаями, культурой, духовным воспитанием…
И нужен ли здесь «бог из машины»?

Но… – возможно, возразите вы, – ведь случайность как, допустим, непредвиденное происшествие, или оказия,  или подарок или превратность судьбы действительно существуют на свете и обычны для литературного произведения? Нередко именно случайность и является причиной появления на свет той или иной байки, того или иного рассказа, если не сказать шире…
Попробуем сделать попытку, пусть приблизительной, но «классификации» собственно случайности. Замечу кстати, что чаще они бывают несмешиваемы друг с другом – чего молодой автор не всегда принимает в расчет, и повинуясь мнимому «реализму» не особенно умело мешает, например, комичное и трагичное.*
----------
* Терпеть не могу фильм «Женя, Женечка и «катюша», где по прихоти авторов комичное, в целом, действие «совершенно случайно» заканчивается трагически.
---------
Итак…

4
1.  Случайность закономерная, детерминативная (описанные чуть выше случаи).
Вытекает из особенностей самой жизни и опыта. Ещё один пример из жизни древней Греции: борца за свободу, некоего мессенца Аристомена, спартанцы казнят – бросают в пропасть, откуда нет выхода. Герой обречен на голодную смерть, однако замечает неподалеку… лисицу. Если здесь лисица, то значит она знает, как выбраться отсюда, – размышляет он. И, держась за хвост лисицы, находит выход на волю.
Откуда взялась эта лисица? Она приходит сюда жрать мертвых. Откуда взялась догадка? Из опыта, из интуитивного прозрения, которое основано на том же опыте.
Снова опыт, наблюдательность, умение собраться, преодолеть уныние с отчаянием, желание действовать, уверенность в собственных силах, надежда…
Иной случай, из жизни. Трехколесный мотоцикл на горной дороге. Сидящий позади водителя вдруг интуитивно замечает: что-то не так, в этот поворот мы явно «не впишемся». И мгновенно принимает решение: надо спрыгнуть, мотоцикл облегчится, водитель справится с управлением… Что и происходит и все отделываются легким испугом. Снова, чисто случайное прозрение?
Да, прозрение. Выглядящее как случайность, но далеко не случайное.

2. Случайность, возникшая извне
То есть, случайность как вторжение в привычный мир героя или героев. Она не обусловлена предыдущим опытом, более того – она возникает как необходимость немедленного усвоения нового, подчас непривычного опыта.
Пример найти просто. Допустим, герой, всю жизнь проведший в рафинированной, тепличной обстановке, попадает на китобойное судно («Морской волк» Джека Лондона). Ему приходится, хочет того или нет, проходить очень жестокую школу, как в плане общения с людьми, так и в плане овладения морскими навыками. Вот это-то и интересно, поскольку читателя интересует сам процесс этого обучения.

3. Случайность, возникшая изнутри
Неожиданные обстоятельства, причина которых, чаще – какая-то из особенностей поведения героя или персонажа. Например, у Уэллса есть рассказ, начинающийся достаточно обыденно: герой прогуливается вечерком по коттеджному поселку. Тихая, мирная обстановка… В одном из особняков, как он замечает, настежь открыто окно первого этажа. Внутри, в комнате, полутемно, никого не видно… И нет бы ему просто пройти мимо! Вдруг он, повинуясь побуждению, чисто в силу любопытства, подходит ближе, ближе, затем перелезает через подоконник, оказывается внутри, оглядывается и… тут же получает удар по голове. И приходит в себя… в трюме корабля, который везет его в Вест-Индию.
Анекдотичная ситуация? Но, согласитесь, достаточно жизненная. Неиссякаемый источник для анекдотов и прочих веселых историй.

4. Законы жанра.
Да, Густав Эмар более десятка лет провел в Мексике. Его этнографические отступления просто великолепны. Но романы… они все как один построены  согласно требованиям жанра, они же требования публики.
У Мопассана в повести «Милый друг» есть сцена, когда талантливая особа поучает молодого автора, как следует построить произведение, чтобы оно имело успех у читателей:

«— Ну так скажите же, в чем дело? — видя, что Дюруа не решается заговорить, спросила она.
— Видите ли… — начал он в замешательстве. — Право, мне неудобно… Дело в том, что вчера я сидел до поздней ночи… и сегодня… с самого утра… все писал статью об Алжире, которую у меня просил господин Вальтер… Но у меня ничего не выходит… Я разорвал все черновики… Мне это дело незнакомо, и я попросил Форестье… на этот раз прийти мне на помощь…
Довольная, веселая и польщенная, смеясь от души, она прервала его:
— А он послал вас ко мне?.. Как это мило с его стороны…
— Да, сударыня. Он сказал, что вы еще лучше сумеете выручить меня из беды… А я не хотел, не решался. Вы меня понимаете?
Она встала.
— Такое сотрудничество обещает быть очень приятным. Я в восторге от вашей идеи. Вот что: садитесь-ка на мое место, а то в редакции знают мой почерк. Сейчас мы с вами сочиним статью, да еще какую! Успех обеспечен…
Теперь она придумывала дорожные приключения, набрасывала портреты вымышленных спутников и намечала интрижку с женою пехотного капитана, ехавшей к своему мужу…
Очерк сменился походом в провинцию Оран, — походом, разумеется, воображаемым: тут речь шла преимущественно о женщинах — мавританках, еврейках, испанках.
— Читателей только это и интересует, — пояснила г-жа Форестье.
Закончила она стоянкой в Сайде, у подножья высоких плоскогорий, и поэтичным, но недолгим романом унтер-офицера Жоржа Дюруа с одной испанкой, работницей аинэльхаджарской фабрики, где обрабатывалась альфа. Она описывала их ночные свидания среди голых скалистых гор, оглашаемых лаем собак, рычаньем гиен и воем шакалов.
— Продолжение завтра, — весело сказала г-жа Форестье и, поднимаясь со стула, добавила: — Вот как пишутся статьи, милостивый государь. Соблаговолите поставить свою подпись…»*
--------
* К сожалению, в оригинале не указан переводчик.
---------

То есть, фактически, опытный литератор, даже мало эрудированный в действительных обстановках и никогда отнюдь не бывавший на месте событий, способен их представить так, как это хотелось бы видеть именно избранному им читателю. Это большое искусство, хотя и большое вранье. Но… как говорится, «не любо – не слушай, а врать не мешай».
«Вдруг», «внезапно», «неожиданно», «никто не ожидал, что», «нежданная опасность» со «счастливым избавлением» и проч. – непременная принадлежность развлекательной литературы, от детективов и женских романов до романов «фэнтези». И что поделать?
Используя методику г-жи Форестье, вы, разумеется, не сможете достаточно правдиво описать, например, работу учёных или действия партизан во время войны. Здесь вам потребуются иные категории случайности. Но… в то же время, волк, заглотивший Красную Шапочку просто обязан получить наказание от случайно подвернувшегося дровосека.
Законы жанра…

5. Совпадение
Очень распространенный и… на удивление жизненный случай. Далеко не только в литературе!
Допустим, два бывших школьных приятеля, которых судьба забросила в разные города. Они и не пишут друг другу, и не контактируют никак. У каждого своя жизнь. И вдруг… совершенно случайно сталкиваются лоб в лоб в некоем третьем городе, куда каждый из них приехал по своим делам…
Допустим, у меня, в старом ноутбуке пришел в негодность старый штекер, таких уже не выпускают. Попробовал поэкспериментировать – не то, а в памяти ноута – важные сведения. Вышел покурить во двор, а там – глядь, кто-то из соседей выбросил в помойку кучу проводов, а среди них – один, с тем самым штекером, который сейчас так нужен…
Допустим, обдумывая план этой статьи, я иду по улице и размышляю, вставлять ли в нее пример с «Красной Шапочкой». Вхожу в магазин, становлюсь в очередь. И тут кто-то за моей спиной произносит про себя: «Красная Шапочка…» Вот, думаю, телепатия! А на самом деле в витрине стоит диск с новым зарубежным фильмом о Красной Шапочке, и стоящий за мною джентльмен вполголоса читает название на этикетке…
Допустим, допустим, допустим… примеров совпадений масса. И… от того, что вы вставите в сюжет своего рассказа описание подобного случая, он нисколько не потеряет в своей жизненности.

6. Трагическая случайность
Осторожнее с этим «горьким перчиком»!
Да, всем нам памятна история Ромео и Джульетты. Влюбленным, совершенно случайно, не удалось договориться, что и повлекло за собой трагический финал… Хотя… он совсем не выглядит не-жизненным или не-закономерным. В чем же дело?
А дело в том, что одна из главных, очень грустных идей этой пьесы: общество отвергает любовь как таковую. И рано или поздно всё, пусть так, пусть иначе, но закончилось бы трагически.
Как вполне закономерно трагически заканчивается история Ленского, еще более «лишнего человека», чем Онегин. Как так же трагически погибает сам Александр Сергеевич Пушкин, и далеко-о, увы, не только он.
Как, кстати, погибает Верещагин в «Белом солнце пустыни». Да, конечно, у этого произведения мог бы быть и более счастливый финал… до поры, до времени. Но мы, наученные в какой-то мере историей, вдруг понимаем: в новой, советской жизни таким, как Верещагин будет не место.
Пример противоположный. Сколько раз, и в кино, и в книгах главный герой погибает от «совершенной случайности»? Обычный сюжет: какой-нибудь уже почти убитый злодей, собрав напоследок силы, выпускает роковую пулю…
Подобными финалами славились произведения «соцреализма». Дескать, вот насколько бывает коварен враг!
Либо тут вовремя, откуда ни возьмись – природное бедствие ли какая иная катастрофа, в самом описании которой уже чувствуешь запах близких похорон.
То есть, автор желает подчеркнуть «жизненность» своего произведения. Видите ли, мне так понравился мой герой, что я убил его. Я превратил его в легенду! А мы-то с вами с вами переживали-надеялись… а что мы? Нас ведь не спросили. И получается в результате борщ с конфетами: шло всё хорошо-хорошо-хорошо, и тут на тебе! В мусор эту книгу!
Гюстав Флобер, сугубый реалист, очень придирчиво относившийся к произведениям своих коллег, не раз упрекавший их за незнание собственно жизни, писал всё-таки, что трагический финал произведения вовсе не обязательно признак жизненности. Очень часто именно счастливый конец закономерно подводит итог всему и заставляет задуматься читателя.

7. Комическая случайность
Всегда должна быть к месту!
Разнообразные «гэги», которые в изобилии рассыпаются по полотну зарубежных и не только зарубежных комедий. Смотришь, читаешь. А потом становится элементарно скуш-шно. Это как в присловье: «не уходи, милая, еще не все анекдоты рассказаны!» Кажется, что смешное делать очень просто, понагнал актёров, понабрал кучу смешных сцен… А зритель или читатель смиренно должен дожидаться смысла всего этого пёстрого и – не несущего ни-ка-кой смысловой нагрузки действа.

Но вспомним О`Генри, «Дары волхвов». Молодая пара, небогатая, живущая на съемной квартире, и тут какой-то праздник. Хочется сделать подарок близкому тебе человеку. Она продаёт свои пышные волосы – чтобы купить ему цепочку к его часам. Он же в это время… продает часы, чтобы купить ей набор гребешков для её великолепных волос. Ах!
В чём здесь смысл? Да, конечно, и волосы потом отрастут, и он отыщет работу, чтобы выбраться из нужды, всё еще поправимо… Главное: они настолько любят друг друга, что пойдут на любые жертвы… Великолепно и очень трогательно! И, главное – абсолютно не искусственно.

Пример иного рода. Комичность ситуации в плане снижения патетики произведения. Похвалюсь. В моем романе одна из героинь, размахивая мечом, возглавляет войско и произносит речь. И войско, воспламененное её вдохновенной речью, идёт в атаку и одерживает победу. Красиво. Но не красивенько ли?.. И тут вспоминается эпизод из повести Льва Кассиля, где одна из героинь, так же совершившая некий подвиг… пугается лягушки, внезапно выпрыгнувшей из куста. Ну, женщина есть женщина. Посему. Дело происходит в средневековой Франции. Героиня, по причине напряженности нервов, обязана бояться и обязана испугаться, причем испугаться именно как женщина… Какого-нибудь пустяка.
Вышло вот что: «Я закричала: я, жалкая саксонская курица, не боюсь, а вы, бравые галльские петухи, боитесь? Бар-рабаны! Франция, вперёд!..»
Конечно. А далее?
«…И тут барабаны грохнули так внезапно и так громко, что я описалась!.. Но ничего не поделаешь и, чтобы солдаты не увидали невзначай моего позора, я погнала коня вперед, в атаку!»
А армия не поняла, а армия, восхищенная её мужеством, пошла за ней под рокот барабанов! и одержала решительную победу!
Эпизод вполне во французском духе… Впрочем, а может быть… она уже потом, сама специально придумала эту причину своей внезапной смелости?
Человек, прошедший подобное испытание, любит, в своих рассказах, представлять происшедшее именно комично. Тот, кто смеется над собой – тот верует… И наоборот, преувеличение своих заслуг – удел людей ограниченных.
Один солдатик-новобранец, чьими действительно героическими усилиями был предотвращен пожар на складе ГСМ, начинал свой рассказ такими словами: «струхнул я маленько, ребята (глубокая задумчивая затяжка сигареткой!)… ведь на мне – вся ответственность…», хотя, никакой ответственности он за этот случай понести не мог.

Комичность на войне… Здесь вспоминается рассказ одного старого партизана, легендарного «Бати» П.К. Игнатова на Кубани. Немцы прочесывают лес в поисках лагеря. Небольшой отряд наших отбивается как может, прикрывает отход… Что делать дальше? И тогда кому-то приходит в голову идея: а давайте «умрем»? И… весь отряд начинает, один за другим, по очереди «умирать», то есть притворяться мертвыми. «Умирает» последний, один из немцев кричит: «Все в порядке, здесь все кончено!», немцы проходят дальше, и тут в их спины бьют винтовки «воскресших» партизан. Комично? Безусловно. Не очень честно? Ага, а они, сами на как нас напали 22-го июня 41-го?

И… просто сами по себе смешные эпизоды и случайности. Например, связанные с суевериями. У венгерского писателя Фридьеша Каринти есть забавный рассказ о поездке в Польшу. Ну, мадьяр, он почти ничего не понимает в польской речи… И вот, каждое утро к нему начинает стучаться какая-то зловещая старуха. И говорит она при этом, ни много, ни мало, а: «Отдай глаза!»
Что подумать человеку?
Он начинает опрашивать приятелей, он бежит в библиотеку, находить книги о сглазах, порчах, колдовских наваждениях… В какое-то утро он откровенно срывается и бросает в лицо старухе одно из заклинаний! В ответ на что она делает откровенно удивленное лицо и смиренно удаляется… Он доволен.
А уже потом один из друзей поясняет ему, что фраза, которую он понял на своем языке, по-польски означает: «Я пришла за мусором!». Старушка эта – просто уборщица, и одна из ее обязанностей – выносить по утрам мусор за постояльцами гостиницы. Вот и всё…

Комический момент или случай в произведении позволяет читателю:
а) глубже понять характеры героев,
б) плавно снизить излишнюю, чаще всего, патетику произведения,
в) придать эпизоду жизненный, реалистичный вид,
г) порою – действительно развлечь, дать читателю посмеяться… в том числе, и над своими недостатками тоже.
Смех – не во имя просто смеха! Смех – во имя реалистичности создаваемого автором произведения искусства.

8. «Кармическая» случайность
Люди бывают порою очень везучие и очень невезучие. Это давно замечено. Странный и мистический закон, чье действие проявляется в реальности.
В журнале «Юность» в свое время был рассказ о везунчике (не помню, дело было в детстве, кто конкретно автор). Сюжет: друг-везунчик. «Ему везет во всем: в учебе, спорте, личной жизни… Единственный раз его видели плачущим, когда наши с ним дети поступали в консерваторию. Мой сын прошел, а его – нет. Теперь мой сын работает третьей скрипкой в оркестре Ухрюпинска, а его сын – процветающий бизнесмен…»
У Джерома есть такой эпизод. Представьте, под праздник Рождества шеф одной конторы решил сделать сотрудникам подарок: каждому – по рождественскому гусю. Один из клерков, правда, возражает: «А зачем мне этот гусь? У меня дома свой, приготовленный заранее гусь…» «Вы хотите обидеть нашего шефа?» «Нет, не хочу…» «Тогда  берите гуся!»
И вот идёт наш герой по лондонской улице и пытается всем подарить гуся. От него шарахаются как от сумасшедшего. Потом он заходит в трактир, где ему в голову приходит идея: а не разыграть ли гуся в лотерею? Нарезают бумажки… и он сам берет один билетик «на счастье». И конечно же, гусь достается ему самому! Его выталкивают прочь как мошенника.
В конце концов, совсем отчаявшись, уже близко к ночи, бедняга бредет по мосту через Темзу и… пытается незаметно от всех бросить гуся в воду. Тут же подлетает полисмен: «что вы бросили вниз?» «Рождественского гуся!» Ему, естественно, не верят, пытаются черпнуть багром и… достают мертвое тело… Словом, веселенькое Рождество случилось у этого парня…
На «везучести» или «невезучести» строится немало комедий. Правда… а существуют ли они на деле?
Был старый фильм об одном юноше, которого все на его улице регулярно колотили и обижали, а он не имел силы духа ответить. Что делать? Он идет к своей тетушке, о которой известно, что она маленько подколдовывает. Тетушка говорит: а пошарь-ка, племянничек, вон в той шкатулочке. Племянничек шарит и… о чудо!.. находит некий предмет удлиненной формы. После чего, выходит на улицу и начинает бить своих обидчиков, причем настолько успешно, что уличная банда признает его вскорости своим вожаком.
А в финале тетушка кричит ему из окна: «Эй! Ты же взял не тот предмет! Верни мне ручку от зонтика!»
Так-то…

***
А бывают еще случайности предсказуемая и непредсказуемая. К месту и не к месту. Случайность, на которой акцентируется сюжет и случайность побочная. Случайность для обострения сюжета и случайность для перевода действия в более спокойное русло…
Обо всем этом мы поговорим далее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии
Добрый вечер!
Вот уж не думала, что сюжеты могут быть настолько интересными. Очень понравился рассказ про Рождественского гуся.

Елена Дудинова   30.04.2018 16:01     Заявить о нарушении
Спасибо, я рад, что Вам понравилось.
Джером хорошо знал жизнь со всеми ее парадоксами и закономерностями. И нередко делал акцент не на смешное, а на драматическое или даже трагическое. Его рассказы и повести отнюдь не развлекалово, как это иногда считается. За поволокой юмора проглядывает жизнь. Мы вглядываемся в действие, проводя невольно аналогии с собой. Это высшая ступень успеха, здесь есть чему поучиться.
Удач Вам, успехов, интересных находок!
С уважением, Ваш
Ф.

Феликс Эльдемуров   30.04.2018 20:26   Заявить о нарушении
Спасибо 😊

Елена Дудинова   30.04.2018 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.