Реестр пути 5. Волжский реквием

               
                Первое плавание (окончание)
                Волжский реквием
     Одаренность редка.  А проявившаяся,  оцененная окружающими - одинокая странница в огромном мире человеческой ординарности. Дар – элемент божественного и  не может быть исключительным достоянием его носителя. Он отделяется от последнего и начинает жить самостоятельно, в творчестве.   Люди же, восхищаясь гармонией творений, распространяют их обаяние и на личность автора.  Причем,  мало кому  приходит в голову, что пресловутое «талантливый человек талантлив во всем»,  может  восприниматься истиной, как правило, только до личной, неформальной встречи с гением. Однако, редкоземельность вещества гениальности заметной концентрации, избавляет большинство  от встречи  с поцелованными богами.
    Витя в большинство не попал, потому что плыл  на  теплоходе по Волге.  Волга, было известно каждому,  - великая  река. Этот штамп  означал - у самой большой в мире страны Советов и реки самые-самые... Да и как могло быть иначе, если из мощных теплоходных динамиков  проникновенный голос Людмилы  Зыкиной констатировал: «Издалека,  долго течет река Волга.... конца и края нет»... Через двадцать лет Витя будет стоять на  Нью-Йоркской  набережной Гудзона, наблюдая как по акватории реки маневрирует  плавучий аэродром - авианосец «Independence», когда, его попутчик профессор кафедры истории   Степан  Мендельсон  как-то растерянно улыбнувшись, скажет:
-Интересно, если  у нас Волга — великая река, то почему у них Гудзон - просто Гудзон?
На что Витя не без сарказма ответил:
– Так у них и большинство улиц в Нью-Йорке просто под номерами. Не хватает  американцам  героев, чтобы назвать всё по-человечески…
    И всё же,  Волга для русского человека река великая.               
                ***
     Когда теплоход отчаливает из отправной точки, на палубах первое время многолюдно. Туристы, особенно неофиты, не хотят уходить с палубы, фланируют  с  борта на борт,  боясь что-то пропустить. Но очень скоро и чем дальше - тем отчетливее выясняется, что, собственно, наблюдение медленно проплывающих берегов, занятие  быстро надоедающее.  Хотя виды берегов всё время меняются,  у наблюдателя возникает странное ощущение монотонности и  однообразия.   Этот феномен Витя, выросший  в сером и безликом уральском  моногороде, начнет осмысливать, впервые оказавшись за границей.
    Его везли вдоль  Рейна от Кобленца к знаменитому утёсу Лореляйн .  Минуя  удивительно красивые  замки с виноградниками на крутых склонах долины,  холёные городки, в которых не было ни одного одинакового строения, он скоро почувствовал, что не может почти ничего зафиксировать в памяти, чтобы отличить  одно место от другого. Все казалось ему  одинаковым… Одинаково красивым.  И через некоторое время он заскучал, среди невиданных красот  даже стал клевать носом.  Возможно,  скука навевается не качеством информации, а ее монотонностью.  Ведь не скучал же Витя, безвыездно  живя  многие годы в панельной пятиэтажке, которая отличалась от сотни  таких же, стоящих вокруг,  только тем, что на стене его дома была полузатёртая надпись известкой:  «Ленка из  … кв  не целк…»
   Словом, на движущемся судне непрерывная перемена видов хороша как интерьер, в который помещены шезлонги с пледами, стюарды с коктейлями, лежаки у бассейна, мимо которых  дефилируют длинноногие   девушки в купальниках. Еще хороша смена пейзажей в панорамном окне ресторана верхней палубы. Именно она, сопровождая рюмку ледяной водки и серебряную ложечку-другую белужьей икры, может породить ощущение, что вот-вот распахнётся дверь и в ресторан войдет Шаляпин. И скажет подскочившему   официанту, что-нибудь эдакое: «А скажи ка, любезный. Верно ли, что сегодня расстегаи с визигой и раками хороши? Подашь к ухе. А сейчас,  пока Поленов с дамами  не подошли, тащи мне большой графинчик Смирновской, да фунт вчерашней зернистой...»
     Ничего этого на «Джамбуле» не было. Ресторан на верхней палубе, конечно, был, для пассажиров из кают с окнами. Вот  Витя и   наблюдал,  как за столиком  у окна обедала югославская пара.  Она — красивая, с «подсушенной»  фигурой, в том  грустном  периоде  жизни, когда  следы увядания уже невозможно скрыть полностью,  остервенело трясла над порционными помидорными салатами  засорившейся перечницей.  Он — ещё молодой, вальяжный и элегантный, в стиле  «милый друг»,   разливал  красное вино. Потом они подняли бокалы, затЯжно глядя друг на  друга, а его обеззвученные оконным стеклом губы произнесли какой-то югославский тост. Это было романтично.  Но ни расстегаев, ни осетрины, ни Шаляпина в ресторане не было. Парочка принялась за свои припорошенные перечной пылью  салаты,  а Витя пошёл в музыкальный салон — корабельный аналог красного уголка, но доукомплектованного  фортепьянами.  Он собирался, от нечего делать, побренчать там, зная,  что в это время, салон обычно пуст.
    Однако еще в коридоре услышал музыку. Кто-то мастерски исполнял на фортепьяно довольно странное попурри:  торжественные аккорды Аппассионаты через замысловатый проигрыш  вдруг перешли на воровскую «Мурку», которую так же незаметно сменило Allegro из сороковой симфонии Моцарта,   замещенное затем «Бубликами»...
    За фортепьяно сидел немолодой, с точки зрения Виктора, мужчина лет сорока пяти. На нем была новая, сохранившая следы предпродажной укладки рубаха, одетая на тельняшку. Он был пьян. В салоне отчетливо чувствовался  запах только что выпитой водки. Рядом с пианистом стоял свободный от вахты матрос, держа   в одной руке, залапанный до непрозрачности стакан, а в другой,- дипломатично завернутую в газету бутылку.
– Проходите, молодой человек. Добро пожаловать. Играете? - бросив недоконченной музыкальную фразу, пианист обратился к Вите. Видно было, что он больше хочет говорить, чем играть.
– Нет, нет, я не играю,- смущенно пробормотал юноша.
– Не пи... . Ой, прошу прощения у дам. Но модой человек врёт.
Последняя фраза адресовалась двум еврейским девушкам, внешний вид которых говорил о том, что их с младых лет врачи-родители приковывали к пианино, что не научило их прилично играть, но позволило искренне  восхищаться мастерством других. Пусть   эти другие  и  пьяный уголовник.
     Мужчина, даже если  не обращать внимания  на синеву татуировок, уходящую с кистей  под рукава  и выглядывающую у шеи в вырезе  тельняшки,  был  ярко выраженным  уголовником-рецидивистом, прежде всего выражением лица.  В России того времени, эти лица с окаменевшей мимикой скул, особой, сквернословной «посадкой» губ и напряженным, непрерывно бегающим взглядом знал каждый. Музыкант был именно таков.  И он продолжил:
– Так вот, молодой человек. Я пятнарик отмотал у хозяина. А там, если музыкант не уважает... Его учат... Если ты умеешь и,  тебя просят...
– Да, я собственно это... На рояле не играю. Так аккордами..., - растерянно пробормотал Витя,-  я на баяне учился, когда-то...
– А-а, ну, если не играешь... Тода другое дело....  А мы тут с девушками игрой забавляемся. Присоединяйся. Если назовешь вещь, которую я не сбацаю, то Гоша, - он кивнул в строну матроса с бутылкой, -  тебе нальет или за шоколадкой в буфет сбегает. Давай, называй, учился же музыке...
   У Вити, как на грех, в голове вертелся только полонез Огинского, который он не без греха еще мог сыграть на баяне. Но назвать в качестве каверзного задания эту вещь, первую часть которой знал любой россиянин, значит заведомо проявить себя простаком. Витю выручила  девушка, которая спросила:
– А Сарасате «Цыганские напевы»?
– А я бы «К Элизе» послушала,- добавила ее подруга.
– «Полет шмеля»,- наконец выложил «козырь» Витя.
– Будет сделано, - отвечал уголовник, дурашливо приложив руку к изуродованному шрамом виску, как будто беря «под козырёк».
   Вначале он наиграл из  Сарасате, сказав,  что «напевы», вообще-то скрипичная пьеса,   потом - «шмеля», хотя и не слишком быстро,  но без  огрехов, причем применил  все тот же ресторанно - эстрадный прием, переходя от одной вещи к другой с помощью витиеватого проигрыша. А когда дело дошло до «Элизы», он вдруг  жутковато цирковым движением выбил из-под себя стул, повернулся к клавишам спиной и неведомо как,  вывернув руки, продолжил игру. Вид уголовника в позе  арестанта, которому два дюжих «вохровца»  заломили руки,  в сопровождении сентиментальной бетховенской мелодии смотрелся диковато... Дальше он творил всевозможные музыкальные фокусы-бесчинства. Играл  Баха с помощью рук и ног, сидя на спинке стула, вплетал в шопеноский похоронный марш гимн Советского Союза. Потребовал принести гитару и играл на ней с помощью опорожненной водочной бутылки, на манер гавайской.  Но какие бы пошлости не совершал артист, неизменным было одно,   его пальцы творили   Музыку.
   Тогда юноша  и задумался, зачем этому  изломанному жизнью социальному  изгою дан  талант, пошедший  не на служение прекрасному,   а на потребу лагерной братвы.  А  когда  молодой человек задумывается над  вопросами, на которые нет и, наверное, не может быть ответа,  значит, он становится взрослым, вступает в бурное море жизни, куда всегда впадает река человеческого времени. Первой такой рекой для Вити и стала Волга...
   А Волга действительно великая русская река. Но выделяют ее из ряда иных больших рек  не столько  размеры и осетры,  сколько,  омывавшие в ней свои лики и члены,   замечательные негодяи, преступники и бродяги. Начиная со знаменитого кудеяра Степана, утопившего  красавицу персиянку  исключительно из эстетических  движений души.  Вот  одного из таких сынов «матери Волги» и довелось встретить  Вите.
   ...Когда пианист, постоянно, по его собственной терминологии, «промеряя дно бутылки»,  напился до отчетливо нарушенной координации и  уже принял предложение матроса: «Колян, давай уже в кубрик, водки больше нет, а буфет Тамара закрыла и ушла к капитану» одна из девушек вдруг спросила его:
– А вы раньше, чем занимались?
    Колян, несмотря на сильнейшее опьянение, а может быть благодаря ему, кочевряжиться не стал, приняв как само собой разумеющееся, что 15 лет мансийских лагерей и таперство в поселковом клубе последнего лагеря, в зачет не принимаются и на мгновение, протрезвев, ответил:
– Ты же,  музыкальную школу закончила. А значит,  наверняка,  разучивала пьесы по хрестоматии «Серебряная лира».  Там на последней странице есть строчка: пьесы композиторов классиков адаптированы солистом Московской филармонии Николаем Виноградовым.  В той жизни я был очень неплохим пианистом.... Ладно, наше вам с кисточкой. Хочу еще промерить дно. Горе у меня... Ехал к жене, любимой. Она меня 15 лет ждала. Вот узнал, не дождалась, умерла голубушка.
    Девушки, с влажными от набежавших слез глазами, остались  в салоне. А Витя вышел на палубу, прошел на корму, где на бобине пенькового каната сидел и курил матрос Гоша. Витя поинтересовался, за что посадили Николая Виноградова.  Матросик, как-то гнусновато улыбаясь, ответил:
– Коляна - то? Вначале за воровство.  А потом, за то, что жену до смерти забил. Это к ней он едет.  Воры таких не уважают. Пианист, в общем...
      В это время  началось какое-то оживление, и публика стала собираться на палубах левого борта, несмотря на предостерегающие рявканья в мегафон вахтенного, предупреждающего о возможности опасного крена.
   «Джамбул» проходил мимо   колокольни затопленного храма.  Все говорили как красива и необычна кружевная белокаменная башня посреди водной глади. Вите же показалась, что колокольня похожа на руку, молящую о спасении, и красива она также как бетховенская мелодия, исполняемая заломленными назад руками пианиста-уголовника... 






 


Рецензии
Опять пользуюсь тем, что рецензию можно будет потом дополнить. Мне кажется, Вы говорили, что этот рассказ мне не должен понравиться. Нет? Этот рассказ мне понравился. Реальный такой персонаж и реальня выморочная атмосфера многодневных теплоходных прогулок. И персонаж такой изломанный. "В нашем прошлом то ад, то рай", как пел Цой. Получился такой немножко киносценарий, как мне показалось.

Елена Кенигсберг   06.09.2016 15:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и обязательность, Елена.

Барабанов Виктор   07.09.2016 08:26   Заявить о нарушении
Елена, чтой-то ветка у нас завяла не зацветши... Вы меня, простого, русского и сухопутного забыли? Нарисовался иной водитель буксира?! Все равно я вас читаю и изучаю, коварную поедательницу сердец молодых южан, как следует из ваших текстов))

Барабанов Виктор   26.09.2016 12:00   Заявить о нарушении
Надо просто пару- тройку дней подождать, у меня есть уважит. причина )))

Елена Кенигсберг   26.09.2016 15:43   Заявить о нарушении
Неужто и вас кобель цапнул?!

Барабанов Виктор   26.09.2016 15:54   Заявить о нарушении
Через несколько дней все узнаете )))

Елена Кенигсберг   26.09.2016 19:24   Заявить о нарушении
Нет никакого моего мужского терпения столько ждать.. Несколько...это сколько? Воображение не остановить. Пошел к переводчице из Мёнхенгладбаха, буду у нее ждать....

Барабанов Виктор   27.09.2016 08:59   Заявить о нарушении
Давайте сверим потом то, что нарисует Ваше воображение, и действительную картину мира. Это будет интересно. Привет переводчице. ЕК

Елена Кенигсберг   27.09.2016 09:30   Заявить о нарушении
Мне рисуется до синивы выбритый красавец маджахет, который на самом деле недавний выпускник Сорбонны, берущий уроки танца у Коли Цискаридзе. Франкоязычный джигит безаварийно мчит вас на порше по серпантинам норвежских фьердов прямо в золотую осень соцаальной защищенности и счастья....

Барабанов Виктор   27.09.2016 10:13   Заявить о нарушении
Зафиксировано )))

Елена Кенигсберг   27.09.2016 10:58   Заявить о нарушении
Вам зачет. 10 из 10. Кроме осени )))

Елена Кенигсберг   29.09.2016 09:01   Заявить о нарушении
"Я лишь выбираю этажи.
Первый, если можно, выбираю…"

А я - всегда и везде - последний. Впрочем, есть замечательная песенка, которая эти два решения примиряет - http://www.youtube.com/watch?v=bDX7D7RNh5g

Елена Кенигсберг   02.10.2016 12:35   Заявить о нарушении
Вообщето я ничего не угадывал. У вас, в прочитанных мною текстах, везде одна тема. Вот я ее и изложил.(кроме осени, осень просто реальное время) Так что "УГАДАТЬ" было не трудно. Что до этажей, то песенку послушал... На мой скус так себе песенка. Она не пролила свет на ваше таинственное исчезновение из вербального пространства комментов))))Проливайте членораздельнее, коли обещали...

Барабанов Виктор   03.10.2016 10:32   Заявить о нарушении
С 13 по 28 я была в Дагестане. Только и всего.

Елена Кенигсберг   03.10.2016 11:03   Заявить о нарушении
Когда ждать литотчета? Какт там Дагестан? стреляют?

Барабанов Виктор   03.10.2016 12:13   Заявить о нарушении
что сказать были конечно некоторые отличия были у молодого моджахеда третьим языком был арабский вместо сорбонны дгу вместо порше волга безаварийность не предполагалась по определению чисто выбритые скулы за долгие дни пути покрыла вначале красивая щетина а потом столь же красивая борода и была не осень а весна причем не римская

Елена Кенигсберг   04.10.2016 12:39   Заявить о нарушении
И век был другой, даже тысячелетие...будьте бдительны.Все террористы - мусульмане.

Барабанов Виктор   04.10.2016 18:03   Заявить о нарушении
А Вы смешной.

Елена Кенигсберг   04.10.2016 18:06   Заявить о нарушении
Он покосился в зеркало,придав лицу лукавой вопросительности и пробормотал:"К чему это она?"....

Барабанов Виктор   04.10.2016 18:37   Заявить о нарушении
Вы правильно делаете, что все понимаете в положительном для себя смысле ))))) Это - без шуток ))

Елена Кенигсберг   04.10.2016 18:40   Заявить о нарушении
В положительном-да.А вот,что понимаю-нет.В научении нуждаюсь,потому как глупсс...

Барабанов Виктор   04.10.2016 18:54   Заявить о нарушении
Это Вы уже из какой-то пьесы Островского текст произносите, кажется )) Или из "Горя от ума"? ))

Елена Кенигсберг   04.10.2016 19:08   Заявить о нарушении
На всякого мудреца довольно простоты... давайте наущение...ждусс

Барабанов Виктор   04.10.2016 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.