Читая Б. Рассела

Бертран Артур Уильям Рассел (1872-1970) — знаменитый английский философ и математик, биография которого по увлекательности ничуть не уступает его знаменитым трудам: четырежды вступал в брак (в последний — на восьмидесятом году жизни!), сидел в тюрьме (за активную антивоенную деятельность), предвосхитил сексуальную революцию, стал лауреатом Нобелевской премии...

Человек, прошедший жизненный путь длиною в 98 лет и имеющий за плечами такую насыщенную событиями биографию, поневоле внушает уважение, а если он к тому же избрал в качестве профессиональной деятельности философию — со смиренной необходимостью признаешь за ним заслуженное право именоваться любомудром.

Этот прочный союз между философом и философией, испытанный временем и не растерявший в повседневной рутине ни капли своей первоначальной любви, вызывает неподдельное чувство восторга, ведь за прочностью этого союза стоит сила, благодаря которой человек обретает способность быть Человеком с большой буквы.

<<Кстати, из 54 философов, представленных в «Хрестоматии»* (на самом деле, их представлено гораздо больше, но в данном случае речь идёт о философах почивших в бозе), не только Бертран Рассел «умудрился» дожить до преклонных лет:

1) 4 человека не дожили до 50 лет;
2) 13 человек завершили свой жизненный путь в возрасте от 51 до 70 лет;
3) 19 человек скончались в возрасте от 71 до 80 лет;
4) 18 человек, перешагнув восьмидесятилетний рубеж, обрели вечный покой в возрасте от 81 до 102 лет.

Так и хочется, основываясь на этих скудных данных, сделать скоропалительный вывод о животворном влиянии философии на человека. Однако, по-видимому,  занятие интеллектуальным трудом само по себе обладает целительным свойством: насыщая человеческую жизнь яркими впечатлениями, оно исподволь продлевает её.>>

И всё-таки, почему человек стремится к философии? В чём её притягательная сила?

В своей книге «Проблемы философии» (фрагмент «Ценность философии») Б. Рассел просто и изящно даёт ответ на эти и другие вопросы.

Философия (по Расселу), как и все другие дисциплины, стремится, прежде всего, к знанию.

Определённое знание порождает отдельную науку, и только философия имеет своей целью вопросы, «на которые нельзя дать точного ответа», что ставит её в двусмысленное положение: с одной стороны, она является матерью всех отдельных наук, с другой — находится в статусе «бедной родственницы» по отношению к этим же наукам.

Столь незавидное положение сложилось из-за того, что философия, словно гончая на бегах, всё время стремится за истиной и никогда её не настигает (самым главным в этой ситуации оказывается не конечный результат, а сам процесс бега).

Науки, имеющие практическое значение в повседневной жизни, ценились человечеством во все времена очень дорого и, наоборот, науки, поставляющие исключительно «пищу для духа» — считались пустым, никчёмным времяпрепровождением. «Только среди духовных благ можно найти ценность философии; и только тех, которые не безразличны к этим благам, можно убедить, что изучение философии — не простая потеря времени».

Философия пробуждает спящий разум человека, высвобождает сомнения и «чувство чудесности».

Через философию человек познаёт самого себя и видит «обычные вещи в необычном свете». Чтобы обрести эту счастливую возможность, необходимо постичь смысл "философского созерцания".

Философское созерцание — момент, когда человеческий разум обозревает тихую гладь бесконечной Вселенной. И созерцатель, и созерцаемый предмет находятся в тесном союзе. Если разум будет наслаждаться только своим отражением, то вскоре он перестаёт быть участником бесконечности Вселенной: «обычаи, предрассудки, эгоистический интерес, привычки обезображивают предмет созерцания» — тесный союз рушится, круг повседневности замыкается. Разум должен быть свободным, спокойным и беспристрастным («стремление к истине и общая любовь ко всему» — вот, что такое настоящая беспристрастность, по мнению Рассела).

Таким образом, философия изучает "величие созерцаемой ею Вселенной" и, возможно, в этом и заключается её настоящая ценность.



                _________________________________________


* «Хрестоматия по философии: учеб. пособие», /сост. П.В. Алексеев/ -
М.:ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007


Рецензии
What is mind? No matter
What is matter? Never mind
Его шутка, кажется?

Гр-Гр   25.12.2012 00:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гр-Гр!

Спасибо Вам, философу Расселу и англо-русскому словарю Дубровина... за "безумный" настрой.

С теплом,
Ирина Ом.

Ирина Омежина   25.12.2012 01:49   Заявить о нарушении