17. Неандертальца ищу. Рубило-Компьютер

«Весь мир насильем…» – был разрушен? Вроде как был… а весь?
Ба-альшой вопрос.
Часть иногда можно уподобить целому – в капле разглядеть океан. Уподобить же целое части как-то не получается. Исторические аналогии не дозволяют. Вот хотели ВЕСЬ мир разрушить, не вышло. А как хотели! Но сколько ни применяли насилье против насилья, всё равно Целое осталось. Разрушенье было страшным, но всё же частичным.
В итоге Империя вышла из декаданса, из сладкого загнивания, о котором завывали поэты, декаденты всех мастей в предреволюционную пору, и – выжила. Народ возродился, построил самую мощную в истории России страну, победил фашиста, вышел в космос…
Оправдание ли это жертвы?
В плане земном, гуманистическом – нет. А в ином? И не он, этот иной, библейский, если угодно, и есть самый главный?..
***
«Молчуны в эпоху гласности,
Тугодумы, чьё словцо
Не к лицу парадной ясности,
Пьют дешёвое винцо…»
* * *
Христос любил не часть. Целое. И всё его сокровенное – это Целое, а не только маленький человечек на маленькой планетке. Но если часть целого начинает загнивать (как больной ноготь, к примеру), от гангрены может погибнуть всё Целое. Чтобы спасти Целое, надо вылечить – часть. То есть, в нашей вселенной – человека.
А любил ли Он человека? Не знаю. Человек загнивал на земле, и это было ясно Ему. Более того, человек загнивал по всей вселенной – в перспективе. Человек воровал, предавал, убивал, прелюбодействовал, нарушал буквально все заповеди. Загнивал, как жёлтый, больной ноготь у бомжа в рваном башмаке. И грозил в итоге ядерной гангреной всей вселенной...
Но как можно ноготь любить? Да ещё больной, старый ноготь? Легко любить юные перси, очи…
В том-то и неумопостигаемость Его, и подвиг. Подвиг любви и, одновременно – великой целесообразности.
Да, Он говорит: «Я есмь Путь и Истина…», Он говорит о том, что Любовь превыше всего. Но вчитайтесь в Евангелие, где там о любви собственно к человеку? Даже и к Матери своей, и к братьям очень странное отношение. Когда Его просили порадеть Матери и братьям, пробиться сквозь толпу к Нему, что Он отвечал апостолам? «Вы – мои братья». И добавлял совсем уже страшное по земным меркам: «Не мир Я принёс, но меч».
Рассекал кровные узы, признавал лишь духовное родство, призывал возненавидеть и отца, и мать, и самого себя, и мир, дабы войти в Царство Небесное… не очень-то всё это вяжется с земным гуманизмом, с любовью к человеку, как таковому, а не  к человеку промыслительному – Преображённому Человеку…
Да, исцелял, творил чудеса, но не очень это любил. Чудеса – «вещдок» для маловеров, не более. А по-настоящему Он любил всегда одну только Истину.
То есть – Целое. Вот ради этого можно пойти на жертву. Пожертвовать частью, дабы спасти – Целое.

***
…в племени Зуба был простой, веками отработанный обычай. Если юноша выиграл состязания в борьбе, стрельбе из лука и беге, он имел право назвать женой любую приглянувшуюся ему девушку. И тут же привести на своё ложе.
Конечно, и симпатии девушки шли в расчёт. Но, живя тесной жизнью, дорожа каждым добытым куском, живя практически одной семъёй-племенем, подростки уже почти с детства знали, кто кому пара. А если ещё и победил в состязании, тут вообще вопросов не возникало. Наладились у девушки кровя, значит, пора совокупляться с мужчиной и рожать от него детей. Сколько? А сколько даст великий Бог-Род. Это уже не дело людей. Чем больше, тем лучше. Тем сильнее племя.
Часть детишек умирала при родах, кто-то погибал от непонятных болезней, а кого-то уносил Крылатый Змей. Видели его редко, но знали, что он практически неуязвим, и при том большой охотник до молодых женщин. Впрочем, некоторые женщины и сами были не прочь поблудить со Змеем. Их презирали, изгоняли из племени, но они всё же иногда общались с нормальными замужними женщинами, и рассказывали им всякие прельстительные небылицы о достоинствах чешуйчатой твари.
Муж, если узнавал об этих россказнях, мгновенно понимал – его жёнушка успела поболтать с любовницей Змея, и уж тогда, в День Наказания, ей было несдобровать.
Змей не боялся людей, но, прекрасно зная, что они находятся под покровительством Великанов, не очень-то распоясывался…
***


Развивая Платонова
«Без меня мой народ не полный…»

Без грозы, без грязи, без молний
Мрак неполон...
Бандит, урод,
Побирушка, алкаш безмолвный
Довершают собой народ...
– Без меня человек не полный! –
Сквозь башмак жёлтый ноготь орёт.
* * *
Шарманка – предок компьютера. Валики со штырями – архаичные программы. Ручка шарманки – примитивный процессор. А дырки в перфокартах на первых больших ЭВМ – те же штыри  на валиках шарманок. Только наоборот – вовнутрь. Шарманка, вывернутая изнутри, это и есть компьютер со своей программой. А первопрограмма – Слово. Которое было в Начале...
Но в механическом ракурсе, и правда, шарманки, музыкальные шкатулки –  первокомпьютеры.
* * *
Бог это то, что есть. Мы это то, чего нет. Однако, стараемся…
(Максимы Индюка)
***
Вначале было Рубило. Потом Стило. Потом Перо.
Пропуская Карандаш, – авторучка. Потом пишмашинка. Потом компьютер.
Удобство написания букв и слов упрощалось со временем почти в геометрической прогрессии. Казалось бы, что худого? Но если оглядеть отстранённо всю перспективу письменных веков, что мы увидим? Рост качества? Нет. Вначале мы увидим – Количество. Оно, как известно, имеет свойство иногда переходить в Качество.
Почему же в этом случае не перешло? Самые простое объяснение очевидно: гимны и песнопения древних (иногда записываемые на папирусы и другие носители) обращены к самому высокому – к богам, солнцу, земле. Ко всему живородящему, к При-Роде. Позднее – к Единому Богу. И это одно уже оберегало древние тексты от суетности, мелочности, от психологизма, столь милого поздним кроманьонцам. Это самое простое и сущностное объяснение.
Но есть и ещё одно, особенно понятное поэтам и писателям. – Сама техника письма. Количество писателей растёт, как на дрожжах, не только в связи со всеобщей грамотностью, но и с невероятной лёгкостью написания. Включил компьютер,  и айда долбать по клавиатуре! Бумага здесь, как правило, не требуется, есть электронная почта.
А уж лёгкость в мыслях – необыкновенная. Особенно у грамотных домохозяек. Сюжеты блистательны. Градус подлости, изощрённости в обдумывании преступлений и детективном их распутывании колоссальный. Тени воспоминаний, кажется, не осталось о великом, изначальном назначении Слова…  это – компьютер.
Пишмашинка чуть потруднее. Трата бумаги, кальки, исправление и редактирование текста… в общем, не очень сложное занятие, но всё же.
Авторучка ещё сложнее. Трата чернил, бумаги… перепечатка на машинке… ну, ничего, терпимо. А вот перо посложнее.
Даже стальное перо требовало особого нажима, прочистки, ухода за ним. И школьный предмет каллиграфия, позже заменённый простеньким чистописанием, требовал верной постановки руки, тщательности – аж до известной высунутости языка, от усердия.
Но и это, стальное перо куда проще гусиного, или восточной палочки для выцарапывания букв по воску. Подобрать хорошее гусиное перо – особый дар. А то, глядишь, подсунут где-нибудь в полумраке трактира охвостья какой-нибудь паршивой птицы, и – пошло перо сорить по бумаге!.. А какой почерк надобно было иметь!
Профессия переписчика считалась весьма уважаемой. Об этом, впрочем, много писано в классической литературе. Но представить ещё раз, пожалуй, не будет лишним: вот где-нибудь в ночной комнате ты разжёг фитиль, лампаду, канделябр – кому что по средствам – и шуршишь себе до утра, методично обмакивая перо в чернила, а перо нет-нет, да и распустится веером брызг (см. черновики классиков). А потом ещё написанную страницу промокаешь… или опушаешь специальной присыпкой…
Но вот мы подходим к изначалию. Великое Рубило. Им на скалах, на стенах пещер высечено столько мудрости, явлено столько света, что, кажется, во все последующие века писатели лишь растолковывали эти письмена во всевозможных вариациях. Давали, как  модно говорить, расширительные смыслы. А чего не давать? Ведь Рубилом высекались лишь Главные, до невероятной силы и плотности сжатые мысли и заповеди.
Лишних слов не тратили древние. Да что там лишние слова! Представь себе голую скалу, рубило в одной руке, каменный молот в другой, а вокруг…
А вокруг и хищник таится, и гад с ветки свисает, и враг из чужого племени дротик вострит… а ты долби, а ты руби, а ты не обращай на них внимания, пусть даже убьют, а ты своё, тысячекратно продуманное, до каждого слова, до каждой буковки – допиши, доруби!.. Многословием тут не пахло. И, главное – никаких нюансов, ажуров психологизма.
Какие психологизмы? Чушь несусветная...
Главное сказать, выкрикнуть, вырубить на скале – Главное! Вот апофеоз жизни первобытного творца.
А то – компьютер, шарманка, домохозяйкина музычка, мат…– второй государственный язык… если не первый.
***
«…клещ не клещ, свищ не свищ, хрящ не хрящ, а нимба
Ни на грош – хошь не хошь – не найдёшь, и амба.
Не тростник, и не хвощ – мыслящая тумба.
Здоровенная хищь, полная апломба...
Обалденная вещь
Атомная бомба!..»
(Однако, о кроманьонце)

***
Гордые Храма не имут.
Живые понятия не имут.
Как и срама...
* * *
«Бог есть то, что есть. Я есть то, чего нет. Однако, живу…»
(Максимы Индюка)
***
…реклама спецпрепаратов: «Улучшим качество секса!»…
Неандерталец об этом думал? Неандерталец считал, что Член, это волшебный хобот, спермопровод для зачатья. А вовсе не для «качества секса»...
А «сексуальный кайф»? Вот это уже точно достижение и главная услада кроманьонца. Самодостаточная услада, закат цивилизации...

* * *
– «Дуэль? Пожалуйста. Исключительно на атомных бомбах…»
***
…Церковь сильна и стоит – Красотой. Власть – Силой и Тайной.
* * *
Власть и Церковь всегда льнули к сильным мира, к богатым. А сильные мира – разбойники. Глубоко грешили, глубоко каялись…
Глубина преступления равна глубине покаяния?
«Вдруг у разбойника лютаго
Совесть Господь пробудил…»…
Прободал?..
***
Диагноз: «Прободение совести».
* * *
…длинный бежевый плащ, беретик, роговые очки, большие близорукие глаза…мягкие белые руки…
Такие люди чрезвычайно смешно и трудно объясняются в любви. И всякая-то женщина для таких – роковая.
– Не смейтесь надо мною, я люблю ея!..
***
«…хорошо бы под куполом цирка
Лёгкой ласточкой в белом трико
Ликовать и на зрителей зыркать,
Всех любить свысока и легко,
Хорошо бы – коррида, квадрига,
Разъярённые вихри огня!..
Но какой-нибудь храбрый Родриго
Это сделает лучше меня…»
***
Роковые страсти, это всегда приближение к  ч е м у-т о…
Но – к чему?
* * *
Мать-героиня.
– «Кончай икру метать, мать!»
– «Не кончу. Скоро орден дадут…»
***
– «Ну а Б…-героиня? Бывают же такие… – ей ордена не положено?»
– «Нет. Этой только медаль…»
* * *
Интеллект и ум. Интеллект не дает счастья, удачи. Интеллект – тонкая механика, процессор в компьютере. Интеллектом и машина обладает. А ум, это другое, нечто ж и в о т н о е. Умные, а не интеллектуальные добиваются успеха. В том числе и у женщин. Животное счастье? Тоже немало.
А инстинкт? Судят в основном за инстинкты. То есть, за самые первые, за самые искренние порывы человека… Нет, что-то здесь не так…
* * *
 «Женская болезнь – хотливость. Бешенство самки…»
…это о нынешних, о кроманьёнках…
***
…ловкие редко честны. Честность в быту рифмуется с глупостью, неуклюжестью. Уклюж – жулик…
* * *
С большой буквы – Пьяный.
* * *
…правда мифу не ровня. Из правды родится только правда. А миф – из поддона, из подправды, из-под сущих глубин…
* * *
Из обличений человечества:
«На что, товарищи, ропщем?
Чего хотим?
Одну землю топчем!
Одно небо коптим!..»
***
…Россия – баба? Допустим. Но где-то там, в глубине, живёт – Мужик. И он любит эту – «Бабу».
* * *
…и ещё, и ещё: глубина выпитого измеряется глубиной отчаяния.
Выпить и завыть.
Неустанный выпль, неуёмная выть...
* * *
…«Дудика, Дудика… да на кой он мне сдался, этот Дудика? Бросил бабу, и кончено. Потом разберусь. Теперь  главное – Капелька. Чем её кормить, что за зёрна она привезла в отцовой долблёнке? Вот с этим надо разобраться в первую очередь…»
Зуб взвалил на костистые широкие плечи три корзины с копчёным мясом и отправился к пещере. К полудню дошёл. Покормил детей, сунул Капельке кусок копчёного мяса, которое она жадно, удивительно быстро для такого тщедушного существа съела, почти не жуя.
Зуб молча покачал головой и поманил её из пещеры.
– Пошли.
–  Куда пошли, зачем, я не хочу… – затараторила, было, Капелька, но, глянув в спокойные чёрные глаза Зуба, что-то поняла и покорно последовала за ним к реке, по знакомой со вчерашнего дня тропе.
– Рассказывай – коротко приказал Зуб – и не тараторь. Только по делу.
Он уже успел понять то, что рассказывали старики – Другие были очень болтливы, а Зуб не терпел даже среди своих пустословия. Как он уживётся с Капелькой, и уживётся ли вообще? Ведь назавтра предстоит День Наказания, как она его выдержит? У неё тонкая, нежная кожа, совсем не то, что дублёные, привыкшие к плетям шкуры его соплеменниц.
Правда, свою Пикальку он щадил, и никогда сильно не бил. Да и не за что было, по правде. Он даже сплёл для неё особый, из волокон конопли ремень, и она была очень ему благодарна, у неё даже сильных рубцов на спине не оставалось.
Но старейшины могут потребовать не сорок положенных ударов, а гораздо больше, для испытания пришелицы. И то лишь в том случае, если племя решит оставить её у себя, и если позволят Великаны…
***
…в христианстве заложена наука умирать. В язычестве этого нет. Да там и смерти, кажется, нет...
* * *
Разведарь
Он лежит и что-то знает,
Звёздный зорец и вездец,
Он проник во все законы,
Свежий лишний,
Заиконный,
Затихоненный сударик,
Страшный человек –
Мертвец…
* * *
Умирание в городе печально. Телевизор да компьютер чаще всего – последние собеседники одиноко умирающих горожан…
Толстой мечтал умереть как тот крестьянин, лёжа в поле, на борозде, слушая прощальную песню жаворонка с поднебесья… Шикарно! Граф любил шикарное, хотя и стыдился.
Ну какая в городе борозда? Автострада, разве что…
Приляг на неё, погляди на самолёт в небе, послушай мат «бомбилы», с визгом жмущего на тормоза, спасая твою, опостылевшую самому себе городскую старость…


Рецензии
Осенью тщетно искали гусиное перо (реквизит для постановки спектакля "Принцесса из Гипербореи"). Ни у кого не оказалось, даже у заядлых охотников. Пришлось вырезать некое подобие из бумаги и к авторучке скотчем приделать (пьесу ЛитО "Заполярье" ставило собственными силами только раз). Зато с весенней охоты я уж перьев заготовила!

Любовь Царькова   14.08.2012 20:59     Заявить о нарушении
Вячеслав, взгланите -
финальное фото -
http://www.proza.ru/2012/05/09/207

Любовь Царькова   14.08.2012 21:00   Заявить о нарушении
Интересной жизнью живёте!

Вячеслав Киктенко   14.08.2012 22:05   Заявить о нарушении
Иногда такое бывает! -
http://proza.ru/2012/06/15/1395

Любовь Царькова   14.08.2012 22:53   Заявить о нарушении