Апостол петр

   Однажды Христос заговорил о том, что Он "есмь хлеб жизни". Что "дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие...".
   Подтверждения Его словам долго ждать не пришлось. "Какие странные слова!- говорили после Его проповеди ученики из числа набранных семидесяти. - Кто может это слушать?". И с этого времени многие отошли от Него и более не ходили с Ним.
   "Тогда Иисус сказал двенадцати:не хотите ли и вы отойти?". Петр от имени всех ответил:"Господи К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога Живого!".
   Разговор этот был после Его очередной проповеди в синагоге Капернаума. Собирались они обычно в доме тещи Петра, которую Иисус излечил от горячки одним прикосновением руки.
   Молва об этом быстро разошлась среди людей, и дом стали осаждать жаждущие исцеления больные из разных мест - близких и дальних. Временами невозможно было войти в него, - столько собиралось народа, и однажды одного больного опустили в комнату, сделав проем в крыше.
   Но и когда они уходили или уплывали на лодках в другие места, народа собиралось не меньше. Люди надеялись хотя бы прикоснуться к этому необычному Назарянину, и одна вера в то, что это принесет им исцеление, действительно исцеляла, как ту женщину, которая двадцать лет страдала кровотечением.
   Нередко Он плыл в лодке один, чтобы хоть какое-то время побыть в одиночестве и отдохнуть, и особенно, когда они плыли в Вифсаиду. А, приплыв, уходил в лежащую за деревушкой пустыню, или не останавливаясь в Вифсаиде, уплывал дальше, в Вифавар, в то место, где Он принял крещение и подолгу оставался там, молясь и обращаясь к Отцу Небесному.
   Вифсаиду же Он не любил, хотя отсюда родом были Его первые ученики:Петр, Андрей, Филипп. Как, впрочем, и Капернаум, который избрал поневоле:из Назарета Его изгнали и даже хотели  убить. А дом Петра, хоть хозяйкой здесь была его теща, был для Него, если не родным, то - гостеприимным.
   Петр старался оберегать Его, но чаще выходило наоборот:Христу приходилось бросаться ему и другим ученикам на помощь, особенно во время их плавания по Галилейскому морю. Это древнее озеро Кинерефф, прозванное еще и Галилейским морем, имело своенравный характер. Вокруг тишина, солнце, спокойствие - и вдруг налетает ветер, и начинается буря, справиться с которой нелегко даже таким опытным рыбакам, как Петр.
   Приходилось усмирять ее, что каждый раз восхищало и умиляло непосредственного Петра, который в таких случаях непременно называл Его только Христом и Сыном Божим.
   Однажды Петр и другие ученики весь день ловили рыбу но  лишь устали, так ничего и не словив. "Забросьте еще раз сети",- велел подошедший Иисус. Они же сети уже вытащили  и вымывали их, и Петр не хотел снова браться за работу, которая не принесла им удачи за целый день.
   Иисус настоял. И, к изумлению рыбаков, сеть оказалась настолько переполненной рыбой, что в отдельных местах даже порвалась. Ну как тут было Петру снова не восхититься Учителем и не назвать Его Господом!
   А это поразительное действо, когда пятью хлебами и двумя рыбками Он накормил пять тысяч человек? Да еще множество корзин с едой осталось и было роздано неимущим?
   После этого они поплыли в Вифсаиду, и там Он исцелил слепого, велев прозревшему ничего не рассказывать о Нем. Но разве о таком можно умолчать, если вот он - живой свидетель чуда, человек, увидевший свет?
   Впрочем, когда они шли в селения Кесарии Филлиповой, Он вдруг Сам задал ученикам вопрос:"За кого почитают Меня люди?". Оказалось, кто за Иоанна Крестителя, кто - за Илью-пророка. А они, ученики, за кого Его принимают? Ответил Петр:"Ты - Христос".
   Места, в которых они бывали, особенно  те поселения и города, которые расположены были по обеим берегам  Галилейского моря, некогда были частью Северного (Израильского) царства. Гора Фавор, у подножия которого теперь был расположен Назарет - отечество Учителя, дала название одному из селений колена Завулона - Кислов-Фавор и колена Неффалима - Азнов-Фавор. Уделы обоих колен имел выход к реке Иордан.
   Местность, которая теперь называлась пределами Магдалинскими, была уделом колена Иссахара. Кана Галилейская - удела Асира.
   Перея ранее называлась Галаадом, в котором поселилось колено Гада и полуколено Манассии.
   Не все жители Северного царства были угнаны в Ассирийский плен, ведь кому-то надо было и землю обрабатывать, и рыболовством заниматься. Но уже никто не знал с полной уверенностью, если вообще знал, к какому колену принадлежали их предки:никто больше не вел родословных и не сохранял их, в отличие от Иудеи, где эта традиция, хотя и не у всех, еще сохранялась. Поэтому все знали, к какому колену и роду относится не только Учитель, но и Иуда Искариот.
   Петр лишь мог гадать, из какого колена были его предки - Неффалима или второго полуколена Манассии, который имел отдельные селения в уделе Иссахара?
   И когда они начали заниматься рыболовством? Наверно, некоторые сразу, как только поселились в этих приморских местах. Наверняка свой первый опыт они получили еще в Египте, хотя пришли туда исключительно как скотоводы. Но за четыреста тридцать лет проживания там приоритеты во многом изменились.
   Это даже можно уловить и в пожеланиях праотца Иакова сыновьям накануне своей кончины. Так, Завулону он предсказал, что тот "при береге морском будет жить, и у пристани кораблей". И в самом деле, Завулон стал жить у Галилейского моря, а удел его доходил не только до реки Иордан, но и до знаменитого Сидона.
   Иссахара он назвал "крепким ослом", лежащим "между протоками вод".
   Правда, ни про Неффалима, ни про Асира праотец не угадал, и особенно ошибся про Дана, "определив" его в судьи. А это воинственное племя со временем отвоевало Иоппию (Яффу) -  важнейший порт на Средиземном море.
   О Дане не угадал и Моисей, а вот о Завулоне и Иссахаре сказал, что они будут питаться "богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке".
   И о Неффалиме сказал, что он исполнен благословения Господа, "и море, и юг во владении его".
   Значит, вовсе не случайно четверка эта - Завулон, Иссахар, Неффалим, Асир поселились на берегу моря (колену Асира даже порт Акко, или, как говорили тогда, Аккра, достался, правда, он его не завоевал,- там властвовали финикийцы из Сидона). Конечно, не все, а кто имел тягу к рыболовству, а остальные занимались привычным делом - разведением скота, а еще садоводством и земледелием.
   Азы рыболовства они познали в Египте, благо Нижний Нил просто кишел рыбой, и, говорят, что рыболовные сети изобрели именно в Египте. Рыболовство для богатых египтян стало развлечением, а для бедных - жизненно необходимым занятием, обеспечивающим их пищей.
   Евреи тоже втянулись в него, и рыба стала не только привычным, но и одним из любимых и традиционных блюд на их столе. Когда в пустыне им надоела однообразная еда - манна небесная, они с ностальгией вспоминали о том, что ели в Египте:Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок. А ныне душа наша изнывает:ничего нет, только манна в глазах наших".
   А теперь в глазах их потомков - бескрайнее голубое небо и такое же бескрайнее Галилейское море, из которого даже двумя рыбками (и пятью хлебами) Учитель сумел и во второй раз накормить множество народа.
   У Петра была своя любимая рыбка - сочный, некостистый окунеобразный амнун, который греки назовут теляпией, а арабы - муштом.
   Рыба стала и символом первых христиан (обычно изображали две горизонтальных, с расстоянием между ними), когда их стали яростно преследовать, особенно после смерти Христа и Его воскресения.
   Этот символ служил и своего рода паролем. Стоило его нарисовать, и свой узнавал своего, и шел туда, куда он указывал. Когда Учителя не стало рядом, многие словно проснулись и ощутили себя сильнее, а вера их укрепилась. Петр это почувствовал и в себе.    


Рецензии