Рысани
Слово-кентавр. Тут и рысаки и сани. А на самом деле - шутливо-ироничное просторечное от аэросани.
Когда-то аэросани были очень продвинутым и популяризировавшимся транспортным средством для снежного российского бездорожья. Летом на нём не поездишь. Зато зимой!...
Вот и рысани. Удивительное изобретение! Простота линий, простота изготовления, надёжность, прочность, стремительность при спуске в сочетании с потрясающей управляемостью. И как это они не вошли в олимпийские виды спорта?!
А то, представляете? - чемпион мира по скоростному спуску на рысанях? Да хоть и на ровной местности.
Ни дать, ни взять - снежный самокат.
Каким словом называют этот снаряд в других уголках России или мира? - я не знаю. Может мне не повезло, но дело в том, что больше нигде я не встречал ни самого снаряда, а уж тем более езды на нём. Хотя, скорее, не повезло обездоленным аборигенам, вынужденным довольствоваться салазками (слово "санки" в Сергаче было не в ходу).
И тут закрадывается такая крамольно-патриотическая мысль: а уж не является ли и это очередным изобретением хитрого на выдумки Вальки Смирнова - моего соседа через дом по улице Калинина, на станции Сергач?
А если и не самого снаряда, то по крайней мере этого аллегорического названия - Рысани?
Он много ездил по стране, помогая матери перепродавать в индустриально-цинготных краях ранние вишню и помидоры. Может, ему и посчастливилось завезти в Сергач идею этого чуда из дальних странствий. Вот только откуда?
Весь снаряд состоит из одной единственной детали - предел минимализма. Это длинный металлический пруток.
На углу палисадника дома Хайдяровых телеграфно-электрический столб был приторочен на высоте метра к двум вкопанным отрезкам рельсов. Это, чтобы ствол столба не подгнил. Пара этих рельсов - идеальное место для плавного изгибания прутка. Три изгиба - и рысани готовы. Ну разве ещё чуток отогнуть кверху концы полозьев, чтобы при скольжении назад не задирали накатанный наст и не опрокидывались.
А если средний изгиб, где ездок держится руками, ещё и оплести верёвкой или шнуром, то получается замечательное сиденье, куда порою сажали пассажиром счастливую мелюзгу, хотя тут уже нельзя было себе позволить, такие лихачества, при которых седок мог не удержаться и выпасть. Всё-таки конь-то железный.
А когда Вальке удалось где-то спереть полудюймовую трубку, то всем на зависть получились лёгкие упругие рысани, да и нога на полозьях стояла уверенней. Сгибать, конечно, пришлось осторожнее, чтобы не сплющить.
Изредка кто-то, пользуясь связями в паровозном депо или в МТМ, приваривал площадки для ступней, но это - явное излишество и, скорее, ухудшало маневренность. Денёк покатаешься, ржавчина сойдёт, полозья становятся гладкими, как зеркало, и дальность скольжения достигает предела.
Ну а вы, не согласны с приоритетом Сергача в отношении рысаней? Ну тогда приглашаю оспорить это утверждение.
Мало того, у нас есть ещё и задел по прыжкам в высоту, пока для рысаней не сезон. Слабо?
http://proza.ru/2008/05/13/29
Свидетельство о публикации №212021800241
Валерий Ковалев 01.09.2013 04:37 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2008/05/13/29
Геннадии Полубесов 06.09.2013 01:21 Заявить о нарушении