Мамай-2010

Обычно мы ездили на Мамай в июне, на Сашин день рождения или на 12 июня, когда три дня выходных (день города, день независимости и все бухают), а если повезёт, то и на все четыре. Но сейчас Саша на 12 июня уезжает с Жекой Рензиным в Саяны. Поэтому мы поехали на Мамай в конце мая (с 30 мая по 2 июня). Погода стоит шикарная, жара невыносимая, но желанная и долгожданная, цветёт груша. Лето наступило внезапно, весны нынче не было - зима, зима, и сразу лето. И вот 30 мая мы встречаемся на  ж/д вокзале: Глеб, Таня, Саша, Бернард, я и Нора. А электрички, двухчасовой электрички нету - отменили гады. Едем до Слюдянки на маршрутке, по 125 рублей с персоны, плюс 50 р. за каждый рюкзак. В Слюдянке спустились к Байкалу. Тишь да гладь. Дыхание вечности, холодом и спокойствием несёт от озера, хорошо, не жарко. Садимся на электрон до Мысовой, паровоз ползёт неприлично медленно, по путям так и шастают оранжевые жилеты - ремонт. А по Байкалу ещё плавают льдины, местами лежит снег, тонкие краски, полутона, акварельные пейзажи, сплошная красота и медитация, такой пейзаж умиротворяющий из окна вагона всю дорогу - глаз отдыхает, а сердце радуется.
 
                Гроза

Выходим на станции Мамай с приличным опозданием, вместо семи вечера в восемь. По плану нам бы сегодня подняться хотя бы до кунга. Небо угрожающе темнеет, Большая фиолетовая туча нависает над деревней. Громыхает, ухает, пугает гром. Нора скулит, боится, жмётся к ногам. Сверкают молнии. Ребята-ремонтники говорят нам: "Зря вы туда идёте". Да мы и сами знаем, что зря - на ночь глядя, да ещё и в грозу, а что поделаешь? Назад пути нет - только вперёд! Мы лишь успели облачиться в непромокаемые куртейки, как началась гроза. Однако она была недолгой, как все майские грозы, которые так любят поэты. Когда мы подошли к поляне, дождь прекратился, тучи ушли и выглянуло вечернее солнце. Девять вечера, и по идее надо бы ставить палатки, только вот ужас как неохота стоять в такой мокроте, клещатнике и непосредственной близости от деревни, да и сил много, мы совсем не устали, нелогично останавливаться. Скидываем куртки, брызгаемся всякими репилентами от паразитов, перекусываем апельсинами и милки веем и двигаемся в путь. А кругом красота неземная - вечернее солнце освещает мокрый лес, бирюзовое небо с розовыми нежными облачками. На дороге ещё лежит снег. Обычно тут не лес, а парк Юрского периода - огромные, гигантские папоротники, растительность зелёная, влажная, буйство жизни, а сейчас природа только просыпается, папоротник стоит отдельными  кустиками, кобрами свернувшимися. То ли от того, что мы прибыли раньше обычного, то ли потому что нынче вообще зима задержалась, но лес ещё пустой - не впечатляет. Сумерки. а мы всё идём и идём по дороге разбитой машинами, месим ботинками грязь. Саша искупался, подскользнулся на мостике, когда оглянулся, где мы с Бернардом, промочил обе ноги. И сразу идёт полный отрыв от города, о того мира, нереальность происходящего - совсем другой мир - ну так ведь сумерки. Уже почти ничего не видно и времени почти одинадцать, а кунга всё нет и пора бы уже табориться. И тут Саша увидал крылечко. "ОГНЕОПАСНО. НЕ КУРИТЬ" Мы радостные туда. Домик!!! Ура!!!! Домик. Добротный железный домик с дверью, с окошечком, новенький, с нарами, любовно обитыми фанерой, труба, правда, сломана, печку не растопить, а так просто подарок судьбы. Спасибо сноубордистам. И палатки ставить не надо. Уже в темноте мы кипятим на газу чаю, ужинаем бутербродами, солёной, красной рыбкой от Глеба и ложимся спать на верхние нары. Шумит река, угрожающе громыхает Нора под нарами - страшно! Так и засыпаем, у меня ещё начинается клаустрофобия, потолок давит, потом я всегда спала на нижних нарах.

                Пробуждение

Спали долго. Неспешно позавтракав макарошками с тушёнкой и салатиком из черемши, умывшись, причесавшись, зубы почистив, пошли погулять. Нору оставили дома, охранять добро, хотя она очень хотела с нами погулять. Всё же хорошая у меня собака, умная, самостоятельная, всё понимает, хотя и не говорит.

Рядом с нашим домом стоит свежий сруб. Ниже, ближе к реке есть зимушка, на той стороне реки тоже виднеется, блестит новенькая крыша зимовья и следы медведя на снежном склоне. Жара. До кунга вчера мы не дошли совсем чуть-чуть. Но наш домик лучше. А кругом журчат ручьи, всюду вода, тает снег. И всё так зелено, зелено. Пьём прямо из ручьёв. Вода вкусная, живая. Ах! Какая это вода, какое это счастье! Просто вот пить воду из ручьёв не боясь заразы - это здорово! Пейзаж кругом радует глаз: эти альпийские луга, эти молодые побеги черемши и черемицы кругом, цветочки нежные, белые, жёлтые. Это жизнь! Настоящая жизнь! Ветер, нежный, тёплый ветер Зефир, от реки холодный ветер Борей, и эти потоки дуют одновременно не перемешиваясь. Переходим, перепрыгиваем реку. На той стороне всё в снегах. Ползём вверх, проваливаясь чуть ли не по пояс. Вот и наше озеро, оно ещё даже толком не расстаяло. Оно ещё во льду и в снегах. Глеб купается в этой ледяной воде - герой. Таня моет ноги. Я брожу по снегу, мне и этого хватает, ноги сводит от холода. Мы наслаждаемся бутербродами, красотой вокруг и теплом, загораем, а Саша побежал к водопаду разведать дорогу. Мы на водопад не пошли, лично мне было лень ботинки обувать, да и помню я, как там круто к нему спускаться. Хотя теперь я жалею, что не подошла, не поздоровалась с любимым водопадом.

                Восхождение

Встали поздно, проспали как всегда. Саша был хмурый и не хотел идти на вершину. Но всё же пошли. Решили докуда дойдём, дотуда дойдём. Вышли из лагеря по жаре в 11.20. Нору опять оставили в доме за старшую. По жаре идти тяжело, во всяком случае мне, я же бегемотик, иду вверх, задыхаюсь, пыхчу, потом обливаюсь, сердце гулко, бешенно стучит в груди, вот-вот выпрыгнет. А ребята молодцы, шли хорошо, на меня никто не ворчал, что я отстаю. Шли верхом, через снег, через озёра высокогорные, по сошедшим лавинам, неспеша.  Всюду ревёт вода, небольшие водопадики появляются из снега и уходят в снег же. Выходим к перевалу. Батюшки, какой вид шикарный! Тут посидели, передохнули, чаю сварили на газу, доели апельсины, всякие печеньки, конфетки и вперёд, сначала до озера, а потом на гору Поляну. Оказалось, что зайти на эту вершину не так легко, как мне казалось. Шли по лавиноопасному склону. Снег мягкий, проваливался, местами проваливался по пояс.

Приходилось упираться руками в снег, чтобы вылезти из завала. Руки сводило от холода, дыхание сбитое, свистящее, адреналин в крови, страх в глазах - боялись спустить лавину, спешили. Свернули вправо в курумники и стланник, а там снег вообще не держал, еле вылезла. Потом по гребешку уже проще, всё ввверх и вверх, сначале по снегу, да по стланничку, да по курумнику. На вершину мы взошли, наконец взошли в 17.20!!! А там, в горах идёт гроза, сверкают молнии, через всё небо сверкают, гром гремит, и пожар, где-то там далеко горит лес. И Байкал!!!! Кругом Байкал, видимость просто шикарная, видно даже ту сторону Байкала. Вон там водопад, там Нефтянников, а там Обручева - Саша перечисляет вершины,- а вон там Соболя! Мы жуём сникерсы, пьём воду, звоним родителям, Есть связь! Причём есть МТС, а БВК облажались, связь то появляется, то пропадает. Я в диком восторге, никак не могу поверить, что мы это сделали. Мы герои! Мы молодцы!!!! Особенно я горда Бернардом, не каждый мальчик девяти лет способен покорить такую вершину. Я думала, что она будет проще, как-никак ниже Черского, но на порядок сложнее. Спускаться решили другим путём, потому как рисковать по лавиноопасному склону не хотелось, много кругом лавин уже сошло, а жить охота. Да, все мои суциидальные припадки куда-то ушли в небытие, жизнь хороша и жить хорошо. И силы много, ведь это место Силы. И мы идём назад по гребешку, по курумнику, а камушки живые, качаются, катятся, один мне на ногу свалился, впору каски одевать, а мы при панамах, смех да и только, ещё и дождик начался.

Просто бардак какой-то, первый день лета, под ногами снег, а сверху капает дождь. Но дождь, слава богу, ушёл стороной, гроза ушла мимо тушить пожар. Мы спускаемся уже по стланнику. Вот уже и опять снег, руки пахнут ёлкой, в смоле. Я вижу, как цветёт кашкара, достаю фотоаппарат, хочу заснять нежные, жёлтые цветы - батарея разряжена (надо купить запасной аккумулятор).  И бежим по снегу вниз. Бернард с диким восторгом едет на попе, Глеб скачет, яки какой-то лемур из Ледникового периода, вразвалочку, смешно, Таня тоже едет на попе смеясь. Я иду, я не рискую катиться, я танк, иногда я падаю и некоторое время качусь. Саша! Лови меня! Иногда проваливаюсь мордой вперёд. Коленки мои вели себя хорошо. На спуске несколько подвела та коленка, где связки зашивали, чего-то там болело, потянула видать связку, ну да я вообще удивилась, что мои коленки такую нагрузку выдержали. А та, что после операции вообще вела себя просто идеально. Все мокрые и довольные. Бернард в диком восторге, скачет и носится, катается на горках, приговаривая, как ему понравилось, а ведь поначалу не хотел идти с нами, и откуда в парне столько энергии? Ах да, это же место Силы! А я никак не могу поверить, оглядывая наш путь, что мы всё это прошли, мы герои, мы молодцы!!!!! Спустились быстро, на редкость быстро. В девять вечера уже были в лагере. У кунга увидали подозрительных типов - местные жители пришли по черемшу. Хорошо, что мы оставили Нору дома. Мне было несколько даже за неё боязно, как-никак она одна, а эти могут и топором, и на шашлык. Но Нора была жива и все вещи целы. Встретила нас грозным лаем, потом признала, виляла хвостом, соскучилась. В награду получила миску каши гречневой с тушёнкой на утро. Ай да Нора! Ай да молодец! Мы все молодцы!!!! Я всё ещё вся восторженная и довольная и гордая собой, нами всеми необычайно.  Первым делом вскипятили чая. Выпили все пять литров. Чокнулись кружками. За то, что гора нас отпустила!!!!

А погода тем временем портилась. Утро было хмурым, но сухим, отличная погода для выхода. Идти не жарко, хорошо. Вообще поход удался, на редкость удался. Всё было идеально, всё было как надо, вся программа выполнена, на вершину зашли, гора нас отпустила, еды хватило, чаю тоже, все живы-здоровы, не было кофе, но это даже хорошо, несколько дней пожить без кофеина, алкоголь не потребляли (хотя и был дежурный коньяк во фляжке для сугреву), я уходила с чувством выполненного долга, на ближайшее время я сыта горами по горло. Только сели в электричку, как небеса открыли кран, и по стеклу потекли косые струи воды.


Рецензии