Даниил Хармс. Молодой человек, удививший сторожа

Сторож сосредоточенно рассматривал муху, когда его окликнул молодой человек в желтых перчатках. Состоялся очень интересный диалог...

Сторож, рассматривающий муху, и при этом размышляющий о великой загадке не жизни, а смерти, явно платоновский типаж. И в данном случае лабиринт двусмысленности, -двухголовый топор лаброс, - прав и  по правую голову и по левую: и Платон, сиречь философ, и персонаж Андрея Платонова - человек думающий и размышляющий - все остальное для него мелко: как-то работа, пахота, похоти, прихоти: забраться на печь или в бурьян, подальше от сохи и исполнения супружеского долга, и предаваться миросозерцательным умствованием: выдумывание мира... " Ведь если помазать ее столярным клеем, то ей, пожалуй, и конец придет. Вот ведь история..."
Конечно философ - так Барух Спиноза измышлял свои геометрические законы этики, наблюдая за смертельной схваткой двух пауков в Колизее стеклянной банки, - заметим: не вглядывался в свое отражение в зеркало или в неподвижную водную гладь, как мифический Нарцисс, как в мир, не подглядывал, смакуя и ёрничая, за совокуплением разнообразных тварей, спасенных ковчегом, как все мы помним строго по паре (плодитесь!), и что для мух занятие более чем распространенное и всегда на виду. Это и перебрасывает мостик к героям-философам мифотворца Хорхе Луиса Борхеса: "...зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество людей...", заметим только, что не единственно людей, но всяких тварей, что, - мы помним-помним, по паре, - и всего тварного (в смысле сотворенного словом) мира, в итоге заполняя все пространство, по обе стороны времен чудовищным фракталом, выросшего, взлелеянного, из базового элемента похотливого акта...
Да уж, не до клея, когда отвлекают всякие срамники, да ещё в выражениях "леший", да "скотина" (два в одном: миф и чертовщинка в одном флаконе!) - муха просто и незатейливо давится в дедушкиных пальцах...
"Скажите, дедушка, как тут пройти на небо?"
 Вот оно - начинается такой русский роман о..., дьяволе?...


Рецензии