Старые письма

 
  Убирая в шкафу, Леля случайно наткнулась на шкатулку со старыми письмами.
 "Пора расставаться с  этим   «экс» -  подумала   она, выбрасывая письма в мусорную корзину. Задержавшись взглядом на одном из них,    она невольно принялась читать выцветшие от времени строчки:

 «Милая, прелестная Леля! Вот уже прошел месяц, с того дня, как находясь в Москве, в командировке, я встретил тебя.  Не могу забыть, как  растерянная и беспомощная ты стояла  посреди  залы почтамта, куда зашел случайно. Сколько  печали и грусти было в твоих глазах.  Мы обменялись улыбками.  Я  почувствовал симпатию к тебе, к такой юной и красивой девушке. Я не удержался, чтобы не познакомиться с тобой.   Не помню, что я говорил тебе.   Я пригласил тебя  в гостиницу, и ты легко согласилась. Ты доверилась мне. И теперь ты знаешь, каким бесчестным  я оказался.  Прости меня, девочка. Больше всего  я хочу сейчас именно этого. Я  буду  рад, помочь тебе деньгами. Напиши мне и я …»   
Леля не выдержала.
  - Наглец! - прошептала она. - Он еще смел...
 Она с яростью кинула скомканную бумагу в корзину.
 Но увы,  память, упорствуя  гудела в ушах,  требуя высветить из   бессознательного,  не всегда  угодливого  арсенала, картины  прошлого:
 
   «Ноябрь в тот год выдался  на редкость холодным и дождливым.   В  ожидании автобуса   набралась толпа озябших, угрюмых людей. Леля  нервничала. У нее не было денег на  проездной билет.  Если повезет,  - думала она, -  проскочу зайцем, а нет, пойду пешком.  Правда, идти придется далеко, но  ей не привыкать бродить под дождем.   Все лучше, чем  дома выслушивать попреки хозяйки, что дескать  она бездельница,  живет у нее зазря, за жилье давно не платит. Откуда   старухе  понять, что она оказалась, чуть ли не на обочине жизни  не по своей воле.  Ее не приняли на учебу туда, куда она так мечтала. Провалилась на первом же туре. Старик режиссер посоветовал ей, почти приказал, возвращаться домой и не мечтать стать актрисой.  Нет, она не вернется.  Засмеют и только.
 
Тяжелые капли дождя медленно стекали по щекам Лели. Мокрые волосы липли к лицу.  Наконец подошел автобус.
 - Ну  что стоишь  разинув рот?    - ткнула ее в спину счастливая обладательница билета. –  Не задерживай других.
 - Простите, я, пожалуй,  пройдусь, - вымученно улыбнулась  Леля. – Мне тут недалеко.
  Женщина посмотрела на нее вопросительно, почти враждебно.  Бог знает, что она подумала. Люди так недоверчивы!

 Леля шла  через всю площадь. Сейчас, сейчас  она дойдет до почтамта, а там Бог даст, мама не забыла прислать ей немного денег.  В первую очередь она купит буханку хлеба и любимый плавленный  сыр «виолла».  Сегодня  не придется тайком отрезать ломтик хлеба у хозяйки, когда та уходит на кухню.
  - Вот бы еще отобедать в кафе, заказать куриный суп и салат «столичный", - пробормотала она на ходу.

 - Нет вам  денежного  перевода,  - отчеканила женщина за  стойкой с надписью  "до востребование».
 Леля понуро поплелась к столу, чтобы написать матери письмо, объяснить, что она задолжала хозяйке и готова покончить с собой, если не получит от нее  денег. Бедная мама, каково ей получать  такие послания, будто она должна всю жизнь горбиться ради нее. Но сейчас не приходится об этом думать. У нее просто нет выбора.
Леля потянулась к шариковой ручке,  привязанной  шнурком на столе.
 - Позвольте предложить, -  сказал мужчина, вынимая из кармана ручку и  усаживаясь  рядом с ней. – Возьмите,  этой  удобнее писать.
Леля вскинула на него глаза.  Высокий,  плотный,  лет сорока пяти - пятидесяти,  ухоженный,  хорошо одетый, он приветливо ей улыбался. Она рассеянно  ответила на улыбку.
 - Ах,  нет,   спасибо. Я… я не собираюсь ничего писать, - сказала  она. – Сама не знаю, зачем мне нужна ручка.
На самом деле Леля постеснялась писать при нем.  В голове вихрем пролетели плаксивые жалобы на безденежье и многое такое, о чем ей всегда  было стыдно писать.  К тому же сегодня это ничего  не изменит.  Вздохнув, она  тихо, как бы про себя, добавила:
 - Кажется,  дождь   перестал  на улице, можно идти.
 - Такой красивой девушке не следует  беспокоиться, - сказал незнакомец. -  Пойдемте, я  подвезу, куда вам надо.
Он дружески подал  Леле руку, и она  пошла с ним.
В  машине он спросил.
 - Вам не страшно ехать с незнакомым мужчиной?
 - Но у вас такой  вид…
 - Внушительный? – подсказал он. – Вот и другие мне говорят. В конце концов, я и сам в это  поверю.
 Они посмеялись. Леля подумала, что он достоин уважения. В таком возрасте мужчины  способны  на благородство.
 - Так вы не сказали, куда вам? – сказал он.
 - Не знаю.
 И верно, она не знала, куда ей податься. Уж одно было ясно, что не к хозяйке.
 - Значит, ко мне.  В гостиницу «Балчук» - уточнил он шоферу.
Леля  пожала плечами со смущенной улыбкой.   "Он вполне порядочный человек", - подумала она, почувствовав  прилив доброты к нему".

    Леля  помрачнела.
  -  Бог мой! –пробормотала она. - Сколько еще надо сил, чтобы память не возвращалась к тем ужасным дням.

 « В гостиничном номере, он  сразу   стал вытаскивать из  чемодана    женские платья. Мотнув  головой в ее сторону, он бросил их на стул.
 «Наверно, я очень бедно одета» - подумала Леля. Ей стало неловко.
    Беспрерывно  звонила какая-то особа и бурно ему выговаривала.  Он еле слышно,  что-то ей  объяснял.  Похоже,  оправдывался.   В следующую минуту, как это ни странно,  он  собрал раскинутые на  стуле женские платья, и сунул их  обратно в чемодан. Наверняка, эти подарки  предназначались той особе.  Леля не придала этому никакого  значения. Дорогие, вечерние туалеты ей ни к чему.  Единственно, что ей  хотелось -  поскорее лечь на  диван  и с головой укрыться толстым, теплым пледом. Она набралась смелости и сказала ему об этом.
Он  заботливо уложил ее  в кровать, а сам пошел в другую комнату переодеваться.
Она засыпала, когда  ощутила возле уха  прерывистое дыхание и его руки, подсунутые ей за спину. В следующую минуту она ахнула и сдавленно вскрикнула от боли.
 Утром он посмотрел  на нее с улыбкой,- улыбкой, которая, впрочем, тут же сползла с его губ.
 -  Почему же  ты не сказала мне, что ты девственница? - пробурчал  он.
    Леля молча  отвернулась.
 Провожая, он поцеловал ее в обе щечки.
 Больше она его не видела".

 Леля судорожно закурила.  Воспоминания не отступали.  Они мучили, опустошали.  Теперь она пыталась понять, что ее побудило ответить на его письмо.  Ей хотелось вернуться назад и прочесть, что она тогда  написала. Конечно, подробности не вспомнить, но  кое-что все же навсегда  врезалось в память.  И это  главное, что угнетало. Она помнит, что писала о том, как хорошо ей живется,  она  учится, скоро станет актрисой, ее хвалят, у нее все в порядке, она ни в чем не нуждается и  так далее и тому подобное.
 «Я отчаянно лгала ему, - подумала Леля. - Но зачем? Зачем было ломать эту комедию? Что мне стоило промолчать, не отвечать на его письмо? Не понимаю!» 
Она  не понимала это  тогда и не понимает  теперь, тридцать лет спустя.
 Ведь из-за него  у нее чуть  было  жизнь не  пошла  вкось,  еслиб  не встретила того, кто спас ее,  сумел уберечь от позора.
Но, все ж интересно понять,  что  это было с ее стороны?  Все, конечно, поздно, но что с того? Было что-то другое, что  ей хотелось понять, а именно:  самое себя, свой нелепый поступок. Неужели, правда, что  тщеславие,  амбициозность  всегда бежали  впереди нее?  И ей  хотелось изображать роль сильной женщины, как, впрочем, бывало не раз. Смешно!
 - Дорогая, ты здесь? – услышала она за спиной  голос мужа. – Мне нужно с тобой посоветоваться. Я получил приглашение на другую, более высокую должность. Я хочу...
 - Ой, поступай, как хочешь,  -  не оборачиваясь,  прервала его Леля. -  Вечно, вы, мужчины, всю ответственность перекладываете на нас.
 - Чт-о? – удивился  муж. – Что с тобой произошло?
Действительно, что с ней произошло? Она  срывается на самом близком,  дорогом ей  человеке. Он  никогда не заставлял ее страдать.
Обернувшись, Леля ласково произнесла:
 - Прости, я тут устала наводить порядок. Сплошной  аврал!
 Муж пожал плечами.
 
 




.

 


Рецензии
Рад прикоснуться к Вашему творчеству.
Спасибо за строки.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   19.07.2015 22:19     Заявить о нарушении
Григорий Иосифович, лучше поздно, чем никогда, я благодарна Вам за добрую рецензию на мой скромный рассказ С уважением Алия.

Алия Али   27.08.2016 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.