Федор Сологуб. Недотыкомка серая

Прицепился мелкий бес, назойливый и юркий: "...недотыкомка серая..."

А родом-то недотыкомка из прозы - уже из романа Сологуба, "Мелкий бес", где, появившись в момент молебна на новой квартире, - это где-то в середине повествования, - так в нём и остаётся: "Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределённых очертаний – маленькая, серая, юркая недотыкомка...."
Русская литература никогда не чуралась чертовщинки, что ж странного, что и у одного из основоположников и столпов русского символизма, Сологуба ("Символ – окно в бесконечность"), недотыкомка не только родилась, воплотилась, но и прописалась в русский роман, как  "классика жанра: "... и дрожала, и дразнилась – серая, безликая, юркая..."
И то, что из пространства прозы недотыкомка, с несомненного соизволения автора, который "оцифровал" её рифмой, "сиганула" в пространство поэзии - всё ближе и ближе воплощаясь в незыблемый архетип - вполне закономерно: хаос и абсурд бытия (уж тем более российского,  давно уже заждались подобного персонажа мелкой нечисти. В Паноптикум бесов прибыло!
Символист Блок так отозвался на недотыкомку, - как символ хаоса и абсурда, - символиста Сологуба: "Это - и существо и нет, если можно так выразиться - "ни два, ни полтора", если угодно - это ужас житейской пошлости и обыденщины; если угодно - угрожающий страх уныния, отчаяния, бессилия".
"...ни два, ни полтора..." - ба, да это ж то, что Сигизмунд Кржижановский прописал в нашу словесность, как "дробь вставшую на цыпочки"!
Слова словами, а недотыкомке уже за сто....


Рецензии