Мои поиски и находка истоков фамилии Плоховых. 1

               
                Внуку моему, Ивану Плохову
          ***

"Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдалённой старине.
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трёх строках Карамзина.
От этой слабости безвредной,
Как ни старался, - видит бог, -
Отвыкнуть я никак не мог".

     А.С. Пушкин
 
                ПЕРВЫЕ НАХОДКИ

А всё началось со звонка моей племянницы Наташи, дочери моего двоюродного брата Александра.
Тогда она работала в архиве Иосифо-Волоцкого монастыря и там обнаружила в  документах конца XV – начала XVI веков фамилию Плоховых.
Это были исповедальные книги и перечни вкладов прихожан, сделанных, как было принято в те времена, на помин своей души.
Аж,  дух захватило – XV век!
Имена я записала со слов Натальи:

- Василий Селянинович Плохов, новгородец;

- Дмитрий Иванович сын Аладьина сына Плохова;

- Марфа старица – дочь Григория Аладьина сына Плохова. Она же – жена
Степана Пирога Максимова сына Плохова.
Марфе принадлежали три села, которые она отписала Иосифо-Волоцкому монастырю.

- Андрей Каравай Аладьин Максимов сын Плохова из рода Монастырёвых.
В иночестве Арсений. Он – землевладелец Льняниковского стана;

- Андрей Иванович Плохов.
Подвизался делать и поставлять кирпич для постройки стен Иосифо-Волоцкого монастыря. Имел большой подряд.

Это семейство Плоховых владело землями в Раховском и Льняниковском станах. (Стан –  административная единица в Русском государстве 15-16 веков).

В заставке к моему исследованию:
Фотография Иосифо-Волоцкого монастыря из набора открыток, издательство «Северный паломник», 2001;
«Фрагмент ретроспективной карты «Волколамский уезд в конце XVIII века» Составил В.С. Кусов. («Московский журнал. История государства Российского» № 9, 1995 г.).
 
Из статьи В.С. Кусова  «Язык Подмосковных земель» следует, что эти станы  существовали и три века спустя:
«На территории Волоколамского уезда в границах XVIII века по картам масштаба 1: 8400 выявлено 9 станов:
Издетелемской;
Колспской;
Ламской;
Поламской;
Рахов;
Льняников;
Сестринской;
Староволоцкой;
Хованской».

Когда же заселили Плоховы эти земли? В те времена Волоцк, административно подчинённый Москве, входил в Новгородскую епархию.
Предположительно, Плоховы – выходцы из Новгорода.
Возможно, они пришли в эти края во время строительства  Иосифо-Волоцкого монастыря, а, быть может, и раньше.

                ОСНОВАНИЕ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ

1479 год. 1 (14) июня.
На берег реки Струги, в 20 верстах от Волока Ламского пришёл Преподобный Иосиф и заложил новый монастырь.
О строительстве монастыря  рассказывает историк русской церкви А.В. Карташев в двухтомном труде «Очерки по истории русской церкви», Том I, Москва, «ТЕРРА – TERRA», 1997:

«Как известно, основателем его был Преподобный Иосиф. Он родился в 1439-1440 г. Ему дали имя: Иоанн. В монашестве он получил имя Иосиф. Предки Иосифа были выходцами из Литвы, носили фамилию Саня. Отец Иосифа был владельцем села и нескольких деревень около Волока-Ламского (Волоцка). Проведя несколько лет в Пафнутьевском монастыре, Иосиф решил быть реформатором на новом свежем месте и «тамо общее жительство обновити…»
И он избрал место не «за горами — за долами», а в двух шагах от своей родины, вотчины Саниных. Область эта находилась в ведении местного Волоцкого князя Бориса Васильевича, родного брата великого князя Московского Ивана III, который ценил и выдвигал Иосифа. Вместе с князем Борисом отправился Иосиф на поиски места, на котором до сих пор стоит Волоколамский монастырь. И бор, и озерко, и болото — все было еще в безлюдном, нетронутом состоянии.
Князь Борис был человек того же мировоззрения и того же плана строительства народной жизни. Дело общее. Нужны были рабочие руки. Их дает князь и обещает кормить первую семью подвижников и молитвенников. Неутомимым физически работником был сам Иосиф. На слух о строительстве потянулся народ.
Князь Борис Васильевич дал в собственность монастырю деревню Спировскую. Это было родовое имение Саниных, и оно раньше отошло в ведомство князя в силу пострижения родителей и братьев Иосифа. До наших дней сохранилась грамота в печатном виде о том, что эта деревня дарована монастырю. Материальный, строительный и землевладельческий рост монастыря сказочно развивался».

Русский историк С.М. Соловьев, в многотомном труде «История России с древнейших времён» отметил высокий духовный и интеллектуальный подъём, царивший в монастыре, который «…имел для лучших людей неотразимую привлекательность, как лучшее избранное общество, занимавшееся высшими вопросами жизни; сюда люди, более живые, более развитые, более способные обращать внимание на любопытные вопросы жизни, шли за разрешением этих вопросов, за умною беседою вообще; здесь они могли всегда узнать что-нибудь для них важное, ибо здесь собирались книги, здесь сосредотачивалось тогдашнее просвещение, здесь складывалось духовное умственное оружие, необходимость которого в важных борьбах хорошо понимали».

В строительстве и обустройстве Иосифо-Волцкого монастыря активное участие принимали и члены семейства Плоховых.

                О ЧЁМ ГОВОРЯТ ВЫШЕ НАЗВАННЫЕ ФАМИЛИИ?

Какую информацию они таят?

Известно, что в первую очередь фамилии или точнее «родовые прозвания» появились у людей знатных — князей, бояр, богатых купцов. Вопросами возникновения фамилий занимается наука - антропонимия, которая относится к области русского языкознания.
Будучи землевладельцами, носители вышеназванных фамилий относились к боярскому сословию.
Фамилии их – длинные. Фамилии странные! Что означает, например, такая запись:

«Андрей Каравай Аладьин Максимов сын Плохова из рода Монастырёвых»?

Здесь прочитываются четыре фамилии, имя и прозвище.
Четыре фамилии говорят о кровном союзе четырёх родов!

Обратимся за помощью к работам С.М. Соловьёва:

«Самый крепкий частный союз русского общества во все продолжение нашей древней истории представляется в союзе кровном или родовом. По смерти отца старший брат занимал его место относительно младших братьев и племянников, являлся представителем рода перед правительством; известное лицо не представлялось одиночным, но всегда с братьями и племянниками. Несмотря даже на выделы и разветвления рода, единство его сохранялось…. Род, как бы разветвлен ни был, составлял одно относительно службы государственной, прибавление чести одному члену рода прибавляло ее и всем членам, поруха чести одного нарушала честь и права остальных».

И ещё одно очень важное замечание С.М. Соловьёва:
"Женились князья в описываемое время в своём роде"!
Пример: Марфа старица дочь Григория Аладьина сына Плохова – жена Степана Пирога сына Максимова сына Плохова.

Как же, всё-таки, расшифровать такие странные для нашего восприятия фамилии?
Вот что говорит С. М. Соловьев:

 «При именах вельмож Западной Европы мы привыкли встречать частицы «фон», «де» с собственными именами земельных участков, замков. Владение землею положено в основу сословного значения. Но обратимся к нашим боярам, к их именам: что встретим?

«Данило Романович Юрьевича Захарьина Иван Петрович Федоровича».

С.М. Соловьев объясняет это так:

«У древних князей нет следа отношения к земельной собственности; они до поры до времени не имели постоянных волостей, меняли их по родовым счетам. Также и дружина меняла волости вместе с ними. Сословные отличия не выработались, не определились законом. Главный интерес русского боярина выражается в его имени:
К имени, полученному при рождении или крещении, он прибавляет имя отца, деда и прадеда, носит свое родословие и крепко стоит за то, чтобы роду не было порухи, унижения. Господствует родовой интерес».

Итак, что мы можем сказать, рассматривая самую длинную запись имени из нашего списка?

«Андрей Каравай Аладьин Максимов сын Плохова из рода Монастыревых».
 
Можно с уверенностью утверждать, что:
Андрей — имя. Каравай — прозвище. Аладьин — отец. Максимов — дед. Плохов из рода Монастыревых —  прадед.
Из этого однозначно следует, что род Плоховых ведет свое начало из рода Монастыревых и связан кровными узами с родом Аладьиных!

                ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ И ПРОЗВИЩ.

Рассмотрим фамилии Плоховых, Аладьиных, и Монастырёвых.

ПЛОХОВ.
На Руси существовали, да и до нашего времени дошли подобные фамилии: Нехорошев, Хитрово, Дурново и т.д.
Их давали во времена язычества, дабы обмануть нечистую силу, чтобы она отступилась от данного рода. Произошли они от некрестильных имён-прозвищ. В нашем случае от прозвища «Плохой», а потомки Плохого в старину носили фамилию Плохово, т.е., происходящие от Плохого. Позже  появилась форма «Плохов».

АЛАДЬИН.
Фамилия Аладьины – происходит от прозвища Оладья. В старину она писалась с заглавной буквы «О» (Оладьин). Позже - Аладьин, подчинившись «акающему» произношению.
Тут следует заметить, что в древней Руси было принято давать вторые мирские имена —  обереги. Если ты получил «сытное» имя, значит, тебе обеспечена сытная безбедная жизнь.
Любопытно: хлебные прозвища были свойственны семьям Аладьиных (Блин, Пирог, Каравай, но об этом - позже).
Известно, что часто представители одной семьи носили очень близкие по смыслу прозванья. Например, у предка царя Михаила Романова Андрея Кобылы (1347 г.) был сын Семён Жеребец.

МОНАСТЫРЁВ.
Из книги русского историка, генеалога Е.В. Пчелова «Монархи России» (Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004) я узнала, что Монастырёвы получили свою фамилию от того, что «бабушка их родоначальника Александра Монастыря после смерти мужа приняла постриг и воспитала своего внука в монастыре».

Изучением фамилий допетровской Руси параллельно с исследованиями  истории Руси долгое время занимался российский историк, археограф, академик С.Б. Веселовский.

                ВЕСЕЛОВСКИЙ ОБ ИМЕНАХ И ПРОЗВИЩАХ.

Труды С.Б. Веселовского,  его исследования по истории допетровской Руси хорошо известны, среди них книга "Ономастикон" (См."Родоначальники русских родов"), изд. НАУКА, 1974.
"Ономастикон" - справочник по именам, прозвищам и фамилиям Северо-Восточной Руси XV-XVII веков.
Работа написана на основании большого количества опубликованных и неопубликованных источников (летописей, актов, разрядов и др.) и сама по себе является источником по истории языка, исторической географии, социальному составу населения и т.д.

Так что же говорит Веселовский?

«Монастырь, Монастыревы: кн. Александр Юрьевич Монастырь Смоленский, середина XIV в.; от него — Монастыревы [см. Башкины, Безнос, Блин, Буруха, Дичко, Елда, Ерш, Кнут, Лодка, Мусорга, Неудача, Оладья, Повивко, Сорога, Сувор, Судак, Цыпля, Шульга, Ян)».

Вывод первый:
К роду Монастырёвых относится род Аладьиных, родоначальник которых Оладья!

«Оладья, Оладьин (Аладьин): Лев Данилович Оладья Блинов Монастырев [см. Блин, Монастырь], XV в.; от него — Оладьины [см. Беглец, Дичко, Кундум, Омена, Пирог, Плохой, Смиряй]».

Вывод второй:
Родоначальник фамилии Аладьиных – Лев Данилович Оладья Блинов Монастырёв.
В перечне имён-прозвищ Аладьиных я впервые обнаруживаю имя-прозвище Плохой, что говорит о том, что Оладья кровно связан с Плохим. Следовательно, Плохой также принадлежит роду Монастыря!

 «Плохой, Плохого: Плохой Семенович Цвиленев [см. Цвиленев], середина XVI в.; Плохой Никифорович Власьев, 1521 г., Галич; Каравай Оладьин [см. Оладья] сын Плохого, 1546 г.; Иван и Леонтий Тарасовичи Плохого, 1627 г.,  Дмитров».

Вывод третий:
Фамилия «Каравай Оладьин [см. Оладья] сын Плохого», зафиксированная Веселовским в «Ономастиконе», аналогична фамилии, найденной в архивных документах Иосифо-Волоцкого монастыря: «Андрей Каравай Аладьин Максимов сын Плохова из рода Монастырёвых».

 Таким образом, Веселовский подтверждает кровное родство интересующих меня фамилий:
Оладьин сын Плохова из рода Монастырёвых!

Окончательный вывод:
Найден родоначальник фамилии Плоховых!
Его прозвище – ПЛОХОЙ.
Время его рождения – приблизительно первая треть XV века!
Он из древнего рода Смоленских князей Монастырёвых (XIV век), впоследствии утративших княжеский титул.

Открытием для моего исследования стало также и «Предисловие к  Ономастикону»  доктора исторических наук, профессора Буганова В. И.
Там я обнаружила следующую информацию:

 «В черновых набросках к «Ономастикону» С. Б. Веселовский делал для себя пометки о группах схожих по смыслу имён и прозвищ, например:
«Обратить внимание на группы прозвищ в семьях фамилии Плохого (Степан Пирог и Иван Оладьины – 1518 г., Андрей Каравай Оладьин – 1527 г., Матвей Кундум Пирогов – 1541г. – все вотчинники на Волоке Ламском…)».
В.И. Буганов указывает  ссылку на этот документ:
Архив АН СССР, ф. 620, оп. 1, д. 61, л. 2.
 
Эта очень важная информация! Она также подтверждает сведения, полученные мной из архива Иосифо-Волоцкого монастыря:

1. Перечень фамилий Плоховых, на которые обратил внимание Веселовский, повторяет отдельные фамилии перечня из Иосифо-Волоцкого монастыря.
2. Мало того, дополняет его двумя новыми именами семейства Плоховых:
«Иван Оладьин – 1518 г. и Матвей Кундум Пирогов – 1541г».
3. Уточняет время жизни ещё трёх человек из списка Иосифо-Волоцкого монастыря,  в котором отсутствуют точные даты:
Степан Пирог Максимов сын Плохова – 1518 г., (а значит, и его жены Марфы – дочери Аладьина сына Плохова – 1518 г.).
Андрей Каравай Аладьин Максимов сын Плохова из рода Монастырёвых – 1527 г.
4. Подтверждает, что носители этих фамилий - «все вотчинники на Волоке Ламском».

Кто же эти люди,  в ком смешалась кровь трёх родов – Монастырёвых, Аладьиных и Плоховых?  Какой социальный статус они имели?
Задавшись этим вопросом,  я отправляюсь на поиск ответа и открываю
«Словарь Брокгауза и Эфрона».

СВЕДЕНИЯ О МОНАСТЫРЁВЫХ,  АЛАДЬИНЫХ И ПЛОХОВЫХ В «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ БРОКГАУЗА И ЭФРОНА»,
СПб, 1890 – 1907.

МОНАСТЫРЁВЫ
«Монастыревы – старинный княжеский род, происходящий от князей Смоленских и, несомненно, восходящий к жившему в XIV веке Александру Монастырю. Один из сыновей его, Дмитрий, убит в 1378 татарами в битве на реке Воже. Пётр Михайлович Монастырёв убит при взятии Казани (1552); Иван Фёдорович был воеводой в Кетском остроге (1666), Нарыме (1667) и Томске (1671). Ветвями этой фамилии являются роды Аладьиных, Безсоновых, Бурухиных, Кнутовых, Мусоргских, Сапоговых, Соломиных, Судаковых и Цыплятевых. Род Монастырёвых угас в начале XIX века. Есть ещё два рода Монастырёвых, позднейшего происхождения».

АЛАДЬИНЫ
"Аладьины (в старину Оладьины). — Есть две фамилии Аладьиных: одна происходит от князей смоленских Рюрикова дома, а другая от дворцового дьяка Оладьи удельного князя Волоцкого Бориса Васильевича, брата Иоанна III. Оладья писал в 1480 г. духовную грамоту своего князя. Рюриковичи происходят от Льва Даниловича, прозванием Оладья, потомка Рюрика в 20-м колене. Дичко Львович Аладьин был в числе детей боярских, сопровождавших в Вильну в 1495 г. княжну московскую, Елену Иоанновну, дочь Иоанна III, невесту литовского великого князя Александра. При Петре I Замятня Федорович был думным дворянином. Неизвестно, к которой из этих фамилий принадлежит Денис Григорьевич Аладьин, известный во время междуцарствия член великого посольства, отправленного из Москвы к королю Сигизмунду в 1610 г. Впоследствии он был воеводою в Осколе в 1615 г. и в Москве у водяных ворот в 1616 г.
Герб дворянского рода Аладьиных внесен в Общий Гербовник русских дворянских родов, начатый в 1797 году в часть V, 13".

ПЛОХОВЫ – ( в старину ПЛОХОВО)
"Плохово — дворянский род, восходящий к началу XVII в.
Богдан Степанович Плохово был воеводою на Белоозере (1658), его сын Леонтий — стольником и ближним стряпчим (1689). Род Плохово внесен в VI ч. родословных книг  Московской, Тверской и Ярославской губерней, а также в Общий Гербовник дворянских родов Российской империи, начатый в 1797 году, часть V, 70".

Следующей находкой стала родословная Монастырёвых, которую я нашла в книге П.В. Долгорукова.

Несколько слов о Петре Владимировиче Долгорукове:
Петр Владимирович (1816 - 1868). С 1859 г. жил за границей и не явился в Россию по вызову правительства, вследствие чего лишен всех прав состояния и признан изгнанным из России.
Важнейшие труды его: "Российский родословный сборник" (Санкт-Петербург, 1840 - 41); "Сведения о роде князей Долгоруковых" (Санкт-Петербург, 1842); Долгорукова в Соловецком монастыре" ("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1880, № 3).


                РОДОСЛОВНАЯ МОНАСТЫРЁВЫХ
(Долгоруков П.В. Российская родословная книга, СПб., 1854-1857)

               
Родословная роспись дворян Монастыревых:

Рюрик, князь Новгородский +879
Игорь, князь Новгородский +945
Святослав, великий князь Киевский 940-972
Владимир I, великий князь Киевский +1015
Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский 978-1054
Всеволод I, великий князь Киевский 1030-1093
Владимир II Мономах, князь Киевский 1053-1093
Мстислав I Великий, великий князь Киевский 1075-1132
Ростислав I, великий князь Киевский ок. 1110-1168
Давыд, князь Смоленский 1141-1197
Мстислав, князь Смоленский +1230
Ростислав, князь Смоленский +1245
Глеб, князь Смоленский +1278
Александр, князь Смоленский ок. 1255-1313
Иван, князь Смоленский ок.1285-1359
Святослав, князь Смоленский 1328-1389
Юрий, князь Смоленский +1407
№               Имя                № отца
         
1...... Александр Юрьевич Монастырь
2...... Дмитрий Александрович (?-1378)..........1         
3.......Иван Александрович......................1               
4.......Василий Александрович...................1               
5.......Федор Иванович..........................3               
6.......Григорий Иванович.......................3               
7.......Василий Васильевич Блин.................4        
8.......Дмитрий Васильевич......................4               
9.......Давыд Васильевич........................4               
10......Роман Васильевич Мусорга,
        родоначальник Мусоргских................4        
11..... Василий Федорович Большой...............5        
 
12..... Александр Федорович.....................5               
13......Борис Федорович ........................5               
14......Иван Фёдорович Судак, родоначальник                Судаковых.......................................5               
15..... Константин Федорович....................5               
16..... Василий Федорович Безнос................5        
17..... Микула Федорович........................5               
18..... Иван Юлда...............................6                19..... Федор Григорьевич.......................6               
20..... Юрий Григорьевич........................6               
21..... Иван Григорьевич Меньшой................6        
22..... Данило Васильевич Блинов................7        
23..... Андрей Дмитриевич.......................8               
24..... Иван Дмитриевич.........................8                25..... Василий Давыдович.......................9               
26..... Александр Давыдович Кнут................9        
27..... Повивко Давыдович.......................9               
28..... Иван Давыдович Черный...................9               
29..... Федор Давыдович Буроха..................9       

30..... Андрей Давыдович Горбатый...............9        
31..... Андрей Давыдович Немой..................9               
32..... Михайло Давыдович.......................9               
33..... Василий Давыдович.......................9               
34..... Александр Александрович.................12               
35..... Сорога Александрович....................12               
36..... Федор Александрович Башня...............12       
37..... Федор Константинович....................12               
38..... Андрей Константинович Большой...........15        
39..... Матвей Константинович...................15               
40..... Андрей Константинович Меньшой...........15       
41..... Тимофей Васильевич......................16               
42..... Иван Васильевич.........................16               
43..... Лев Данилович Оладья,
        Родоначальник Аладьиных ................22               

Продолжение следует.
 
Во второй части моего исследования будет дан анализ сведений Родословной Монастырёвых. 


Рецензии
Наконец-то добрался до Вашего исследования! Оочень интересно! Читаю дальше!

Леонид Блохин   14.06.2020 01:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.