Сотворение мифа из фактов

                СОТВОРЕНИЕ  МИФА  ИЗ  ФАКТОВ.

При  чтении статьи  «СССР: от мифов к фактам» (журнал  «Звезда» №1 за 2012 год, стр. 188-201)  возникает  ощущение, что  написана  она не Дмитрием Травиным,  кандидатом экономических наук  1961 года рождения, а популярным в эпоху перестройки Виталием Коротичем, который необходимым и достаточным признаком цивилизованности страны считал наличие в магазинах множества сортов колбасы. Нет – значит, страна населена дикарями. Вот и Дмитрий Травин начинает статью со страданий о колбасе. Видимо, лавры Коротича не дают покоя. Кстати, Коротич не стал дожидаться изобилия колбас в России, а после победы  «демократов» укатил на постоянное место жительства в колбасный рай – США.
      Вот лишь некоторые  "факты" из довольно обширной статьи Д. Травина.
          Ради объективности Травин опирается «..на дневники, мемуары и письма людей, которые жили при застое во вполне зрелом возрасте, а также на публицистику тех лет». Я, рождённый в 1949 году,  поживший и в деревне, и в городе, в мегаполисе (Ленинград) и в провинции, вполне могу опираться и на собственные впечатления и воспоминания.
           Свидетельствует писатель Виктор Астафьев, у которого хорошие слова о советском периоде могут вызвать приступ эпилепсии: «В магазинах (22июня 1981 года) нет ни сахару, ни крупы – ничего нет, и воду развозят в бочках, ибо из реки её пить нельзя. Утром, как в войну, люди стоят в очередь за хлебом, полусырым, разваливающимся. Если утром не купят – всё». Отдельные похожие случаи, может, и были. Но хлеб, качеством не уступающий нынешнему, в стране в те годы был в изобилии. Хлебом, килограмм которого стоил 12-14 копеек, повсеместно кормили даже скотину в личных хозяйствах. Не комбикормами, как в колхозах и совхозах, а именно хлебом.
             «Существовали специальные поезда, которые утром отправлялись в мегаполис, где пассажиры отоваривались дефицитными продуктами, а вечером возвращались к себе во Владимир, Ярославль или  Новгород». Такое может написать только человек, не знающий работу железнодорожного транспорта. Поезда пригородного сообщения (расстояние 100-120 километров) существовали, существуют и будут существовать для доставки из пригородов и обратно работающих и учащихся в мегаполисах людей. Что  в начале 80-ых годов была диспропорция в обеспечении отдельными видами продуктов крупных городов и провинции – факт, что пригородными поездами ездили и за продуктами  тоже -  факт. Но специально назначаемых для этих целей поездов не было и быть не могло.
              «Система … не могла толком обеспечить нормального питания миллионов 18-20-летних парней, призываемых на действительную службу».
На моей памяти в армию уходили угловатые подростки, а возвращались молодые крепкие мужчины. А сейчас часть молодых людей не могут призвать из-за дефицита веса. Вынуждены сначала откармливать. И тушёнкой для собак кормят солдат не советской, а российской армии. А тех, кто такие факты обнародует, увольняют из армии и судят.
           Дефицит лекарств. «У кинорежиссёра Георгия Данелия случилась .. клиническая смерть. Потребовались лекарства, достать которые не мог даже министр здравоохранения.  .. позвонили в Германию журналисту.. Тот мигом купил.. и передал знакомому пилоту, летящему в Москву». Академик Е. Примаков со знакомым генералом КГБ убедил шереметьевских таможенников срочно пропустить это лекарство. Так Г. Данелия был спасён. Главное, что заставляет усомниться в достоверности этой истории – продолжительность состояния   клинической смерти, которая редко бывает больше 5-6 минут. Если за это время не оказана необходимая медицинская помощь, начинаются необратимые изменения мозга и человек умирает окончательно. Доставка лекарств из Германии  при самом благоприятном стечении обстоятельств потребовала бы как минимум несколько часов. Решайте сами, верить или не верить.
           Но на этом описание ужасов застойного периода советской эпохи не кончается. В 1976 году, когда женские брюки и брючные костюмы – уже совсем не последний писк моды, кинорежиссёра Аллу Сурикову не пустили в брюках в здание ЦК компартии Украины!? Чешскую аспирантку ленинградского Института культуры не пускал в брюках в здание стоявший в дверях ректор. « Она сняла брюки, дала их ему в руки и двинулась дальше в одних колготках». В брюках не пускал, а в колготках пустил? Женщины под брюки одевают колготки? Зачем?
         Писателя Юрия Нагибина летом 1973 года осудила вахтёрша дома отдыха: «Старый мужик, а бесстыжий! Чего задницу заголил?». Разве шорты задницу заголяют? Я, например, не ношу шорты не из страха перед вахтёршами, а из боязни оскорбить эстетическое чувство сограждан видом своих ног.
           Наиболее удивительна и противоречива концовка статьи. «Поколение 1970-х (от Путина, родившегося в 1952 году, до Пескова, родившегося в 1967-м) сформировалось в борьбе за свои права на мини-юбки, женские брючные костюмы, модные сапоги, шорты и, естественно, джинсы ….. моральную победу поколение 1970-х одержало». Я тоже носил брюки-дудочки до щиколоток, потом клёшами от колена подметал асфальт, итальянские плащи из плёнки, финские плащи из тирилена, нейлоновые рубашки, водолазки, тупоносые ботинки на толстой подошве, остроносые ботинки на тонкой подошве, различного фасона и различной окраски галстуки и т.д. и т.п. Но я ни с кем за это не боролся,  никто мне ничего не запрещал. Правда, перед защитой диплома декан факультета сказал, что не получу отличной оценки, если не сбрею бороду. Бороду я не сбрил, а дипломный проект защитил на отлично. Я не думаю, чтобы для меня, паренька из обычной рабочей семьи, создавали какую-то особую атмосферу.
Нечто подобное   характерно для молодёжи всех поколений и всех стран. Никаких моральных усилий это не требует и ни о какой моральной победе здесь речи быть не может. Но Д. Травин делает удивительный вывод: «Юность, проведенная в борьбе за дефицитные вещи, не могла не сказаться на менталитете поколения. Вещь стала чрезвычайно значительной ценностью. Возможно, большей .. ,чем всё остальное, что есть в человеческой жизни. И уж всяко большей, чем … демократия. И никакой дефицит свобод не может поколебать глубокой удовлетворённости этого поколения достигнутой победой». Господи, неужели люди, не желающие ничего кроме  жратвы и тряпок, изображённые Травиным – моё  поколение?
              Статья Д. Травина – ещё одна довольно, на мой взгляд, неуклюжая попытка опорочить советский период в истории России, развенчать  «мифы» об СССР. Идеальных обществ не было, нет и не будет. И в Советском Союзе хватало негатива, кто может и будет это оспаривать? Но всё познаётся в сравнении. Морально-нравственный климат в Советском Союзе был лучше, чем в современной капиталистической России. А именно мораль и нравственность  выделяют людей из животного мира.

19.02.2012г.
 
               


Рецензии