Тайна Кощея

                Алексей Никулин.
ТАЙНА КОЩЕЯ.

(Сказка).

Действующие лица:

1. Иван-царевич,
2. Царевна Василиса,
3. Кощей,
4. Баба-Яга,
5. Алёна (дочь Бабы-Яги),
6. Кощеевы слуги.

       Открывается занавес. Добрый лес. Выходит Алёна.

Песня Алёны:

Добрый лес шумит листвою,
Словно говорит со мною.
Птицы песенки поют,
И цветы кругом растут.
Земляничную полянку
Освещает солнце ярко.
Хорошо бы здесь остаться
И назад не возвращаться.
Но живу в лесу я Тёмном
У Кощея в царстве чёрном.
Не хотят мне позволять
В Добрый лес ходить гулять.

Алёна. – Ах, как сладко ты поёшь, пташка! Весь день я бы тебя слушала, да только запрещают мне из Тёмного Кощеева леса в ваш, Добрый лес бегать! Людей здешних у нас врагами считают, а матушку мою, ведунью да знахарку, у вас бояться. Что ж, пойду обратно, а то матушка меня хватится, беспокоиться будет.

       Уходит. Перемена места. Тёмный лес. Выходят слуги Кощея.

Песня слуг Кощея Бессмертного.

В лесу дремучем мы живём,
Гуляем, песенки поём.
Не подходите близко к нам,
Иначе худо станет вам.

Не пропускаем никого,
А чтим Кощея одного.
Он наш избранник, наш злодей.
Пугаем вместе мы людей.

Мы Кощея слуги!
Мы Кощея слуги!

       Выход Кощея Бессмертного.

Кощей. – Ну, что задание вы получили? Всё понятно? Теперь ступайте на границу с Добрым лесом и сидите в засаде до тех пор, пока случай не представится.

       Слуги уходят. Появляется Алёна. Увидев Кощея, прячется. Кощей подходит к одному из дубов и, оглядевшись, достаёт из-под его корней ларец.

Кощей. – Вот все знают, что прячу я смерть свою в ларце этом, да никто не догадывается, что именно под этим дубом.

Песня Кощея Бессмертного:

Это жизнь моя. Это смерть моя!
И о тайне Кощея узнать нельзя.
Никогда, никто не узнает, нет,
Где храню я свой от людей секрет!

       Кощей прячет ларец обратно.

Алёна. – Так вот, значит, где Кощей свою смерть прячет!

       Кощей и Алёна начинают расходиться в разные стороны, но Алёна наступает на сухую ветку и та с хрустом ломается.

Кощей. – А? Кто здесь?
Алена. – Это я, хозяин. Не бойтесь.
Кощей. – Кто боится? Кого? Вот я сейчас… Алёна? Ты чего здесь крутишься?
Алёна. – Я за матушкой своей иду.
Кощей. – А, ну иди, иди. Постой! Ты что-нибудь сейчас видела?
Алёна. – Нет. Я, простите, задумалась, и не заметила Вас. А что?
Кощей. – Ничего. Совсем  ничего. А где Баба-Яга?
Алёна. – Моя матушка не Яга, а ведунья! Она сейчас грибы, коренья и травы полезные собирает, чтобы отвары целебные делать.
Кощей. – Слышал я про отравы, то есть про отвары эти. Знаю я, что Яга так и мечтает меня зельем приворотным опоить.
Алёна. – Для чего это?
Кощей. – Да не для чего, а для кого! Неужто не знаешь ты, что матушка твоя, а попросту Баба-Яга, ночей не спит, желая тебя за меня замуж выдать?

       Алёна в страхе отступает.

Алёна. – Как?
Кощей. – А вот так! Да не бойся ты! Я и сам не женюсь на простой девушке. Мне царевну подавай!
Алёна. – Царевну?
Кощей. – А то, как же! Стоит только царевне даже не в наш, а в Добрый лес войти, как слуги мои мигом её сцапают и сюда доставят.

       Кощей смеётся.

Алёна. – Но ведь Добрый лес Вам не принадлежит.
Кощей. – Ничего! Женюсь на царевне, так и он, и царство соседнее мигом в моей власти окажется.
Алёна. – Вот оно что! Значит, Добрый лес с его цветами, да ягодами сладкими скоро таким же, как наш, унылым и серым сделается? Жалко!
Кощей. – Чего?! А ну прочь пошла!
Алёна. – Простите хозяин!

       Алёна убегает.

Кощей. – Жалко ей, видите ли! Я им покажу, жалко. Я им всем покажу!

       Кощей уходит. Перемена места. Добрый лес. Появляются Иван-царевич и Василиса.

Иван. – Ну, что, Василиса! Нравится тебе в нашем Добром лесу гулять?
Василиса. – Ах, как нравится, Иванушка! Птицы разные на все голоса щебечут, ручей прозрачный журчит, ветер лёгкий шуршит листвою, да только…
Иван. – Что, Василиса?
Василиса. – Только говаривали мне, царевич, что не всё так радостно в лесах здешних…
Иван. – Это ты о царстве Кощея Бессмертного что ли?
Василиса. – Да, Иванушка. Про него.
Иван. – Не верь слухам, царевна! Не верь молве людской. Сколько не пугали нас разными сказками страшными, а ни разу не показались здесь ни сам Кощей, ни слуги его неумытые.
Василиса. – Всё равно тревожно мне…
Иван. – Почему?
Василиса. – Не могу выразить… Не знаю.
Иван. – А раз не знаешь, то и нечего печалиться.

Песня Ивана-царевича и Василисы.

Иван:
 
Погляди вокруг, царевна,
Ты прислушайся, родная, -
Птицы как поют душевно,
Ветер как листвой играет.

Василиса:

Слышу я и щебет птичий,
И травинок колыханье…
Только требует обычай
В этом месте заклинаний.

Иван:

Не нужны нам заклинанья
Нам везде простор и воля!

Василиса:
 
Ваня, чувствую прощанье
Предстоит с тобою вскоре!

       Появляются слуги Кощея Бессмертного и похищают Василису.

Иван. – Василиса, Васи-ли-са! Кто бы не похитил тебя, кто бы не учинил злодейства этого, клянусь, отыщу я ворогов и верну тебя!

       Иван-царевич убегает. Перемена места. Тёмный лес. Выбегает Алёна, за нею следом Баба-Яга.

Баба-Яга. – Погоди! Погоди, доченька! Мне за тобой не угнаться! Ну чего ты так разволновалась?
Алёна. – Объясни мне, матушка, почему ты, единственный близкий мне человек, так поступаешь со мною?
Баба-Яга. – Я же только добра тебе желаю, как ты не поймёшь?
Алёна. – Добра?! Это свадьбу мою с Кощеем ты добром называешь?
Баба-Яга. – Да ты пойми, лучшего жениха здесь всё равно не найти!
Алёна. – А зачем здесь? Я тебе давно говорила, давай в Добрый лес уйдём! Знаешь, как там хорошо…
Баба-Яга. – Знаю, да только… Слыхала, небось, про царевну-то?
Алёна. – Да уж слышала.
Баба-Яга. – Так вот, если  мы уйдём, то Кощей уже точно пленницу Василису в жёны возьмёт, и Добрый лес тоже Тёмным сделается. Разве ты этого хочешь?
Алёна. – Нет! Нет, конечно… Не знаю я…

       Алёна плачет.

Баба-Яга. – Успокойся, успокойся! Слёзы женские быстро сохнут. Стерпится, слюбится.
Алёна. – О чём ты говоришь, матушка? Он на меня не смотрит даже! Да и сама я не хочу замуж за Кощея злого! Сколько раз повторять тебе?!
Баба-Яга. – А ты вспомни, вспомни, кем Кощей раньше был! Глядишь, и отогреешь ты сердце его каменное.
Алёна. – Нет! Что было, того не воротишь!
Баба-Яга. – Молодая ты ещё! Жизни не знаешь! Прошу тебя. Не ходи рядом с ним угрюмой. Будь поласковее.
Алёна. – Нет!
Баба-Яга. – Ладно. Оставим пока разговоры эти. Тебя, как вижу, сейчас не вразумить. Идём, а то вон слуги Кощеевы гулять, да веселится начали. Им хозяин за то, что доставили они царевну Василису, на сегодня волю дал.

       Уходят. Появляются слуги Кощея. Поют.

Вторая песня слуг Кощея Бессмертного:

По всему мы лесу кружим,
Мы Кощею верно служим.
Кто нам в руки попадётся,
Тот назад уж не вернётся.

Нам не нравятся баранки,
Мы едим одни поганки.
Кваса мы не пили сроду,
Только из болота воду.

И дела все наши гадки –
Вот такие здесь порядки.
Службу мы отлично знаем –
Никого не отпускаем!

Только чёрный ворон – птица,
Если есть чем поживиться,
Если что-нибудь случится
На высокий дуб садится.

       На сцену выходят Кощей Бессмертный и Баба-Яга.

Баба-Яга. – Не понимаю я тебя, Кощеюшка. Ну, зачем тебе эта тощая Василиска, если рядом с тобой такая красавица ходит?

       Кощей смотрит на Бабу-Ягу.

Кощей. – Тоже мне красавица нашлась.
Баба-Яга. – Да не про меня, не про меня речь…
Кощей. – А-а, ты опять про дочку свою? Как её звать-то?
Баба-Яга. – Про неё, про неё, про кого же ещё? Алёнушка! И умна, и лицом бела.
Кощей. – Знаю, всё знаю, но люблю я одну Василису! Приведи. Хочу её видеть.
Баба-Яга. – Стара я стала. Трудно мне уже по поручениям твоим бегать. (Делает знак слугам). Вон, пускай твои чумазые приведут.

Пока слуги Кощея Бессмертного бегают за Василисой, Баба-Яга поёт.

Песня Бабы-Яги:

Всем известно, что Кощей –
Самый страшный из людей.
Взгляд его испепеляет,
Голос в камень обращает.

Только кажется порой,
Что Кощей в душе другой.
Он красив, умён, богат.
Не жених, а просто клад!

       Слуги Кощея Бессмертного приводят Василису.

Баба-Яга. – Вот она, царевишна твоя тощая. И чего в ней особенного? То ли дело моя Алёна…
Кощей. – (Бабе-Яге). Да замолчи ты, старая! (Василисе). Здравствуй, Василисушка! Думала ли ты над тем, что говорил я тебе давеча?
Василиса. – Думала, Кощей.
Кощей. – И что же решила?
Василиса. – Ответ мой тебе известен. Никогда я не стану твоей женой! (Мягче). Отпустил бы ты меня…
Кощей. – Да разве ж я тебя взаперти держу? Пожалуйста, гуляй по лесу, сколько душе угодно. Ты свободная.
Василиса. – Какая же это свобода, если из-за каждого пня за мною слуги твои следят?
Кощей. – Не следи они, так ты давно убежала бы.
Баба-Яга. – А. что? И пускай бежит. Невелика потеря.
Кощей. – (Бабе-Яге). Сгинь с глаз моих!
Баба-Яга. – Ухожу, ухожу, ухожу!

       Яга убегает.

Кощей. – Как же ты не понимаешь, Василисушка, что назад тебе всё равно не вернуться! Смирись. Выходи за меня.
Василиса. – Нет! Не бывать этому!
Кощей. – Ох, и упрямая ты. Никак не можешь понять, что я здесь хозяин! Нет у тебя другого выбора.

       Кощей уходит.

Василиса. – С малых лет мне твердили, какой старый и страшный Кощей. Почему? Ведь всё оказалось совсем иначе… И молод, и красив. Вот если бы только не был он таким злым…

       Василису уводят слуги Кощея. Перемена места. Появляется Иван-царевич.

Иван. – Что за лес чудной? За всю дорогу зверей не встретил, щебета птичьего не услышал, цветов не увидел. А может, правы люди? Вдруг это и есть царство Кощея Бессмертного?

Песня Ивана-царевича:

Я ищу много дней и ночей
Василису, где прячет Кощей.
Я уже все леса обошёл,
Но царевну пока не нашёл.

Снова солнце сменяет луну,
Василиса томится в плену.
Я злодея мечом поражу,
И царевну освобожу!

       Появляются слуги Кощея. Завязывается борьба, в результате которой Иван-царевич оказывается привязанным к дереву.

Иван. – Где Василиса? Да кто вы такие? Почему на добрых людей, ни за что ни про что бросаетесь?

       Появляется Кощей.

Кощей. – Это слуги мои. Я им такой приказ отдал.
Иван. – А ты сам-то кто такой будешь?
Кощей. – Я? Я есьмь Кощей Бессмертный, хозяин здешнего леса… Что так глядишь недоверчиво? Не похож?
Иван. – Прости, но уж больно молод ты для Кощея.
Кощей. – Все удивляются. Не верят, пока их с пристрастием расспрашивать не начинаешь… Вот ты зачем сюда пожаловал?
Иван. – Пришёл я, чтобы Василису из  плена высвободить.
Кощей. – Ишь, храбрец-удалец выискался. Василису хотел у меня отобрать. Теперь самому тебе кто бы помог!

       Кощей и его слуги уходят.

Иван. – По-мо-ги-те-е! Лю-ю-у-ди-и! (Отчаявшись). Эх, никто меня здесь не услышит… Эти места люди добрые наверняка за семь вёрст обходят.

       Иван-царевич теряет сознание. Из леса появляется Алёна.

Вторая песня Алёны:

Как плохо жить в лесу дремучем
И не иметь друзей, подруг,
Мне ветра шум давно наскучил,
Несёт он песни здешних слуг.

Давно я матушку просила
Уйти отсюда навсегда.
Напрасно я её молила,
Не соглашается она!

       Иван-царевич приходит в себя.

Иван. – Кто здесь? Кто здесь? Помогите!
Алёна. – Кто это на помощь зовёт?
Иван. – Освободи меня, красна девица.
Алёна. – Сейчас.

       Алёна, увидев Ивана, подбегает к нему, но останавливается в нерешительности.

Иван. – Что с тобой? Почему не развязываешь?
Алёна. – Освободить тебя, дело нехитрое, но…
Иван. – Что?
Алёна. – Думаю.
Иван. – Чего тут думать? Неужто ты сможешь здесь живого человека на погибель оставить?
Алёна. – Я всё могу! (Разыгрывая удивление). Кто же это с тобой так обошёлся?
Иван. – Да слуги Кощеевы, кто же ещё!
Алёна. – А чем же не угодил ты Кощею?
Иван. – Похитил он царевну Василису, а я отправился освободить её. Не успел опомниться, как меня уже схватили, связали и меч мой отобрали.
Алёна. – (Смеясь). Да! Наш Кощей он такой! Это тебе ещё повезло. Могло быть и хуже.
Иван. – Что-то не пойму я тебя… Неужто ты тоже Кощею служишь?
Алёна. – Я сама по себе, и Кощей мне не указ. (Освобождает царевича). Ступай из нашего леса подобру-поздорову, да благодари судьбу, что жив остался.
Иван. – Спасибо тебе, но не затем я сюда пришёл, чтобы ни с чем уходить!
Алёна. – Как хочешь. Я тебя предупредила.
Иван. – Благодарствую… Позволь спросить, кто ты?
Алёна. – Алёна – дочь Бабы-Яги!
Иван. – Бабы-Яги?
Алёна. – Да! А что здесь такого?
Иван. – Ничего. Просто никогда бы не подумал, что дочь Бабы-Яги может такой красивой быть… Но если это всё правда, то зачем ты помогла мне?
Алёна. – Сама не знаю… Прежде, чем мы с тобой расстанемся, назови и ты имя своё.
Иван. – Иван-царевич я.
Алёна. – Ну, что ж… Прощай, царевич.
Иван. – До свидания! Надеюсь, что свидимся.
Алёна. – Погоди, куда же ты пошёл?
Иван. – Как  куда? Василису из плена вызволять!
Алёна. – Тогда тебе надо идти не в ту, а вот в эту сторону.
Иван. – Ещё раз спасибо тебе красавица.

       Иван-царевич уходит.

Алёна. – Жалко молодца! Сгинет ни за что, ни про что. Пойду-ка я лучше за ним. Хотя, честно говоря, сама не понимаю, зачем я это делаю?

       Алёна уходит. Перемена места. Появляется Василиса в окружении слуг Кощея.

Песня Василисы:

Как же всё могло это случиться?
Я в силки попала, словно птица.
Словно птица в клетке, я в неволе,
Не гулять мне больше в чистом  поле.

Не услышать ласкового слова –
Далеко я от родного дома.
Дней тех не вернуть мне безмятежных,
И не петь мне песен больше прежних.

       Появляется Баба-Яга. По знаку Яги, слуги Кощея уходят.

Баба-Яга. – Что, опять отказала Кощею? Ну, и правильно.
Василиса. – Объясни мне, Баба-Яга, почему ты всё время меня защищаешь, и Кощея от свадьбы со мной отговариваешь?
Баба-Яга. – Сдалась ты мне, девка! Думаешь, ради тебя стараюсь? Есть у меня единственная дочь, а кроме Кощея нет здесь женихов, достойных её красоты. Возьми Кощей тебя в жёны, так моя Алёна без мужа останется.
Василиса. – (Оглядываясь). Бабушка Яга, раз так, помоги сбежать мне!
Баба-Яга. – Давно бы помогла, да только не в моих это силах.
Василиса. – Неужто нет способа из царства Кощеева уйти?
Баба-Яга. – (Усмехаясь). Отчего же нет? Есть.
Василиса. – Какой?
Баба-Яга. – Смерть Кощея!
Василиса. – Так ведь бессмертный он.
Баба-Яга. – Ага. До тех пор, пока ларец волшебный, что под дубом спрятан, о землю не ударить.
Василиса. – Какой ларец? Под каким дубом?
Баба-Яга. – Ой, что это я! Забудь, девка, забудь. Я тебе ничего не говорила, а ты ничего не слышала. Ох, язык мой – враг мой!

       Баба-Яга уходит. Василиса оглядывается и бежит, но ей преграждают дорогу слуги Кощея. Василиса бежит в другую сторону, но и там Кощеевы слуги. После нескольких попыток, она оказывается окруженной ими. Появляется Кощей.

Кощей. – Да ты никак бежать собралась? Что ж, бегай сколько угодно. Отныне никто не станет следить за тобой! Эй, слуги! Помогайте наложить заклятие на места эти! Чтоб никто отныне, войдя в Тёмный лес, не смог покинуть его!

Наложение заклятия:

Все дороги и пути
Завяжитесь в узелки.
Кто в наш тёмный лес войдёт,
Путь обратный не найдёт.

Будет он блуждать, хоть тресни,
На одном и том же месте!

       Появляется Иван-царевич, но, увидев Кощея, прячется.

Кощей. – Ты сама этого хотела! Получай свою свободу! Гуляй, Василиса, без присмотра!

       Кощей и его слуги уходят.

Иван. – (Громким шёпотом). Васили-са-а!
Василиса. – Что это? Почудилось мне, или, в самом деле, Иван-царевич меня кличет?
Иван. – Васили-са-а!
Василиса. – Я здесь! Здесь!

       Иван-царевич выходит из укрытия. Появляется Алёна и прячется.

Иван. – Тише, тише!
Василиса. – Царевич!
Иван. – Вот и нашёл я тебя! Не мог не найти! Как не старались нас разлучить, а всё же мы опять вместе!
Василиса. – Не верю глазам своим! Да как же ты смог меня отыскать? Не понимаю, как это Кощей не узнал, что ты во владения его проник?
Иван. – Отчего же, узнал… Мало того, по приказу его, меня связали и на голодную смерть бросили.
Василиса. – Да, Кощей на такое способен! Как же ты спасся?
Иван. – Освободила меня дочка Бабы-Яги.
Василиса. – Алёна?
Иван. – Она самая. Век её не забуду. Не будь её, не стоять мне сейчас рядом с тобою. Бежим отсюда!
Василиса. – Ах, Иванушка! Как ты не понимаешь, что в этом лесу каждое дерево следит за мною. Не уйти нам незамеченными…

       В это время Алёна чихает.

Василиса. – Ну вот, я же говорила! Слышишь, в тех кустах кто-то прячется.
Иван. – (Грозно). А вот я им сейчас покажу…

       Алёна стремительно убегает.

Василиса. – Наверняка это были слуги Кощеевы! Пропали мы с тобой.
Иван. – Не боюсь я Кощея! Буду с ним в бою биться! Эх, жаль, что нет со мною моего меча булатного…
Василиса. – Не победить тебе Кощея в бою честном. А из царства его теперь уже выйти нельзя. Все пути заколдованы!
Иван. – А как же тогда быть?
Василиса. – Не знаю… Вспомнила, вспомнила! Случайно проговорилась мне Баба-Яга, что под каким-то дубом хранится в ларце смерть Кощея. Вот если бы найти его.

       Раздаётся голос Бабы-Яги.

Баба-Яга. – Василис-ка!
Василиса. – Ой, скройся скорее, за мной идут.
Иван. – Не беспокойся, Василиса. Разыщу я этот ларец. Недолго тебе осталось мучиться.

       Иван-царевич уходит. Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга. – Пошли. Кощей опять тебя к себе требует.

       Уходят. Перемена места. Появляются слуги Кощея.

Третья песня слуг Кощея Бессмертного:

На погибель Иван оставался,
Но куда он тогда подевался?

Заколдованы наши дорожки,
Перепутаны тропки и стёжки.

Тёмный лес никогда не покинуть,
В этой чаще, Иван, тебе сгинуть!

Непременно ты скоро найдёшься,
Всё равно в руки к нам попадёшься!

       Уходят. Перемена места. Появляется Иван-царевич.

Иван. – Вот ведь незадача. Много дубов в лесу, а под каким из них искать – ума не приложу.

       Выходит Алёна.

Алёна. – А ты, добрый молодец, спроси у кого-нибудь.
Иван. – Алёна, ты ли это?
Алёна. – Я.
Иван. – Вот и опять мы с тобой свиделись… Неужто знаешь ты про смерть Кощееву?
Алёна. – Я много чего знаю.
Иван. – Отчего же ты мне сразу об этом не сказала?
Алёна. – А почему это я должна была тебе говорить что-то? И вообще, ты не спрашивал, вот и не говорила. (Смягчившись). Вижу, что ради Василисы своей ты на всё готов?
Иван. – Да!
Алёна. – Любишь её?
Иван. – Больше жизни своей!
Вторая песня Ивана-царевича:
Мы с Василисой неразлучны,
Мы вместе с самых малых лет.
Нам с детства друг без друга скучно.
Без Василисы счастья нет!
Всегда нам друг без друга скучно.
Без Василисы счастья нет!
Алёна. – Хорошо, покажу я тебе то, что ищешь. Видишь этот старый дуб? Под его корнями и прячет Кощей смерть свою.

       Царевич идёт к дубу, но тут появляются слуги Кощея и бросаются на него. В пылу борьбы Иван всё же добирается до цели и вытаскивает ларец. Борьба тут же прекращается.

Иван. – Ага, увидали, что жизнь хозяина вашего в моих руках находится. А ну, сгинь, нечистая!

       Слуги Кощея разбегаются.

Алёна. – Вот ты и нашёл, что хотел. Теперь спеши, спасай свою Василису.
Иван. – Хорошо, поспешу, но надеюсь, что и это не последняя наша встреча.

       Иван-царевич убегает. Алёна уходит. Перемена места. Рыскают слуги Кощея.

Четвёртая песня слуг Кощея Бессмертного:

Смерть Кощея у Ивана,
Но он радуется рано!

Что сумел её отнять,
Сам же будет проклинать.

Ворон в вышине кружится,
Очень скоро всё случится.

Кто возьмёт Кощея власть,
Тот наестся ею всласть!

       Слуги уходят. Перемена места. Выходит Алёна. Плачет. Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга. – Что с тобой, доченька? Что случилось?
Алёна. – Ах, матушка, люблю я его.
Баба-Яга. – (Радостно). Кого? Кощея?
Алёна. – Нет. Ивана-царевича.
Баба-Яга. – Это ещё кто такой?
Алёна. – Молодец, который пришёл сюда, чтобы Василису спасти. Показала я ему, где ларец хранился, который Кощей от людей прятал.
Баба-Яга. – Ах, дочка, что же ты наделала!

Песня Бабы-Яги и Алёны.

Алёна:
 
Я когда в лесу грибы собирала,
Добра молодца тогда повстречала
Всё на свете сразу, вдруг, позабыла,
Я царевича Ивана полюбила.

Баба-Яга:
 
Что же, дочка, ты моя натворила?
Понимаешь, ты Кощея сгубила?
За другой совсем идёт твой Ивашка,
Вытри слёзы моя милая пташка!

       Появляются Кощей и Василиса.

Кощей. – (Василисе). Пойми, упрямица, что люблю я тебя! Выходи за меня замуж.
Василиса. – Да как же я за тебя пойду, если ты такой злой?
Кощей. – Злой? Так знай, Василиса. Не всегда я был таким. Было время, когда был я справедливым, честным витязем, и звали меня Русланом! Бродил я по белу свету, помогая бедным и защищая слабых. И была у меня мечта – попасть в такой край, где бы нашёл я счастье своё. Забросила меня судьба в этот лес. Властвовал здесь до меня другой Кощей, но разгадал я секрет бессмертия и одолел его. За это слуги старого Кощея предложили мне власть над ними. И решил я тогда, что это и есть счастье, о котором я так долго мечтал. Согласился я, даже не подозревая того, что вместе с властью и бессмертием, наградили меня ещё и злобою!

Вторая песня Кощея Бессмертного:

Как Кощеем злым я оказался
Никому ещё не признавался,
В зле моё бессмертье заключается,
Прежним стать, никак не получается!

В зле моё бессмертье заключается,
Прежним стать, никак не получается!

Василиса. – Неужели, правда, всё это?
Баба-Яга. – Правда, Василисушка. Каждое слово – правда.

       Появляется Иван-царевич с ларцом.

Иван. – Ничего тебе, Василиса, теперь не угрожает. Вот она, смерть Кощеева!
Василиса. – Остановись, Ванечка! Не Кощей это, а молодец заколдованный! (Кощею). Прости, что плохо я о тебе думала. Не знала, кто ты есть на самом деле. (Всем). Неужели нельзя его опять добрым сделать?
Баба-Яга. – Любой, кто бросит этот ларец оземь, погубит Кощея, но сам при этом проклятие на себя примет. Но если полюбит его, красна девица и согласится женой его стать, то, бросив ларец, разрушит она злые чары.
Василиса. – Раз так, освободись, Кощей, от злобы лютой! Я согласна стать твоей женой!
       Василиса выхватывает ларец из рук царевич и бросает. Гром, сотрясения. Кощей превращается в добра молодца.

Бывший Кощей. – Неужто я жив? (Василисе). Значит, и правда, полюбила ты меня?
Василиса. – Да, Кощей!
Бывший Кощей. – Не Кощей я больше. Снова стал я витязем Русланом! Прости! Прости за всё то горе, которое я причинил тебе.
Василиса. – Прощаю тебя, витязь Руслан! Не по своей воле был ты жесток.

       Бывший Кощей и Василиса подходят друг к другу.

Иван. – Чудеса! Я думал, такое только в сказках бывает.
Баба-Яга. – (Царевичу). Эх, ты, ротозей! Прозевал счастье своё.
Иван. – Вовсе нет! Наоборот, нашёл я его. Алёна! Пойдёшь ли ты за меня замуж?
Алёна. – Как же ты мне это говоришь, если совсем недавно клялся, что Василису любишь?
Иван. – Всё верно. Как же мне её не любить, если она сестрица моя родная!
Алёна. – Сестрица? А я-то думала…

       Алёна и Иван также подходят друг к другу.

Иван. – Ну что, Баба-Яга? Отдаёшь мне в жёны дочку свою?
Баба-Яга. – Какая же мать будет против счастья родной дочери? Только что это за Баба-Яга? Это меня так люди прозвали за то, что жила я в лесу Тёмном, да Кощею служила. А настоящее-то моё имя – Акулина. По батюшке – Федотовна. Так с этих пор меня и зовите.

       Выходят преображённые слуги бывшего Кощея.

Финальная песня.

Все.
 
Кто умеет полюбить,
Сможет злобу победить.
Добрый торжествует снова,
Больше нет Кощея злого!

Слуги.

Наш хозяин приказал –
Злу конец у нас настал! –
Больше пакостить не будем,
Помогать мы станем людям!

Занавес.

1996, 2004 г.
    


Рецензии