Деревенские истории. Случай на озере Старка

                Деревенские истории               
                Cлучай на озере «Старка».
      -  «Славик, привет! Айда сегодня на Старку в ночную, рыбу удить!» - встретил меня мой деревенский друг Валерка.                - «Айда» - с радостью ответил я – «Только давай за Анрейкой тоже зайдем».
Каждое лето я приезжал на каникулы в деревню под названием «Куриловка», где жили мои бабушка с дедушкой. Много у меня было здесь друзей. Все лето, как и все ребята, я бегал в одних шортах и имел темно-бронзовый загар. Мой дедушка Вася, старый фронтовик, сразу, по моему приезду брал ручную машинку для стрижки волос и делал мне деревенскую прическу: на лбу оставлял небольшой чубчик, а остальное наголо. Почти все ребята стриглись у моего деда.           Валерка семенил босыми ногами по тропинке, а я шёл рядышком и изредка поглядывал на него. Маленький чубчик, веснушки и оттопыренные уши, придавали ему смешной вид, я улыбнулся.   - «Теть Вер, где Андрейка?» - спросил Валерка, когда мы подошли к его дому.                - «Ребят, пройдитя в избу» - пригласила нас мама Андрея.                - «И не забудьте одеть коты». По куриловски «коты» - это тапочки. До чего же необычный лексикон!               
Куриловка – село в одну улицу, но очень длинное, почти семь километров! Находится оно  неподалёку от Новоузенска в сорока киллометрах.
- «Привет Андрейка! Чем занимаешься?» - вошли мы в избу.                - «Жара на улице, ничего делать не хотца…» - лениво ответил Андрейка и выключил телевизор.
- «Айда с нами на Старку, на ночную».
- «Меня мамака заругает» - угрюмо ответил Андрейка.
С Андреем – худощавым, высоким пареньком, с таким же чубчиком и веснушками, что и у Валерки, мне особенно нравилось дружить.
- «Да небоись, мы тебя отпросим» - уверенно сказали мы.
Хотелось бы отдельно рассказать о нашем озере: это необыкновенный подарок природы, являлся неотъемлемой достопримечательностью нашего села.
Озеро Старка лежало неподалеку от села. Необычайной красоты озеро всегда поражало меня своим спокойствием и умиротворенностью. Высокие, обрывистые берега даже в сильный ветер защищали свое озеро, и оно всегда было ровным и гладким. Кучный, с разными деревьями лесок окружал озеро. Сосны, дубы, березы, вязи, большие пушистые ивы, что свисали до самой глади воды, множество грибов и ягод составляли этот невероятной, девственной красоты оазис, который находился практически посреди степи. Многие жители деревни называли Старку необъяснимым чудом природы. Когда рыбачишь на этом чудном озере и смотришь на поплавок, забываешь про всё и  сливаешься с природой.
А еще Старка славится своими дарами. Множество рыбы в этом озере, но самая главная достопримечательность - это карп, который достигает до полутора метров в длину. Я и сам не раз видел таких карпов в коптилках у местных жителей. Рыба в этом озере имеет особый вкус, так как вода в нем идеальной чистоты, не испорчена катерами, заводами и прочими засорами.               
Неподалеку от озера расположился колхозный яблоневый сад. В этом саду я и почти все деревенские ребята подрабатывали на каникулах. Пололи траву, окучивали лунки вокруг деревьев, белили стволы. К сожалению, урожай мне собирать не приходилось, так как я в конце лета уезжал домой, в город. На берегу озера находился стан: большой бревенчатый дом для отдыха, на красивой полянке длинные столы с навесом и небольшой домик для приготовления обедов, где хозяйничала тетя Полина. Всегда в кипельно  белом платочке, с улыбкой на лице, добрыми глазами и звонким голоском тетя Полина звала нас на обед.                Ароматные, наваристые щи, деревенская каша, парное молоко, кулич прямо из печи, обязательная добавка, и все это на свежем воздухе, делали обед необыкновенно вкусным и придающем силы на целый день.                После обеда мы всей бригадой заходили в дом для отдыха, располагались на двухъярусных кроватях и часа два рассказывали разные, забавные истории, а после отдыха всей гурьбой выбегали в сторону Старки.
В самом красивом местечке был устроен небольшой пляж. Забегая на деревянный помост, мы как с трамплина ныряли в воду. Прохладная, но не холодная вода обдавала свежестью, серебряной чистотой, не хотелось до вечера выходить из воды. Нанырявшись, нарезвившись, с красными глазами и синими губами, мы прыгали на велосипеды и катили по домам.
- «Теть Вер, отпустите Андрейку с нами на Старку, на ночную. Мы на стане заночуем» - сказал я, не ожидая положительного ответа. Тетя Вера нахмурила брови, сделала сердитое лицо, но тут же смягчилась
-«Ладно уж, идитя… Я вам к вечёру пирожков напяку». Андрейка даже подпрыгнул от радости, и его улыбка расплылась на все его веснушчатое лицо.
- «Так, Славик, ты накопаешь червей, Андрейка приготовит подкормку, а я сготовлю удила, и в десять вечера встречаемся у Павлова дома» - распорядился Валерка. Павлов дом находился на окраине села, прямо у дороги, которая вела к озеру. Приготовив все необходимое для рыбалки, проверив давление в шинах на велосипеде, я с нетерпением стал дожидаться вечера.
Солнце огромным, багрово-красным шаром закатилось за горизонт. Я быстро собрал все вещи в рюкзак, еще раз проверил давление в шинах
и покатил к Павлову дому. Андрей и Валерка сидели на бревне и о чём-
то разговаривали.
Ночная рыбалка на озере хороша тем, что с полуночи и почти до рассвета - необыкновенный клев, а в самоловку попадаются самые крупные язи. Мне больше всего нравилось ловить на донку небольших, с ладошку, карпов.
Баба Таня, моя бабушка жарила их в чугунке, со сметаной, на домашнем сливочном масле. Просто объеденье! Пальчики оближешь!
Смеркалось. Мы запрыгнули на велики и неторопливо покатили к Старке. По дороге рассказывали друг другу смешные истории и шутили.
Когда приехали на озеро, сразу же выбрали уютную полянку, недалеко от стана, расстелили покрывала на мягкую, пушистую траву, достали провизию и разожгли костер.
Валерка шустро изготовил две рогатины и перекладину, налил воды в походный котелок и поставил на костер. А мы с Андрейкой поймали четыре язя для ухи.
 И начался долгожданный процесс...  Через час уха была готова. Мы осторожно сняли котелок с костра, поставили его под дерево, накрыли крышкой и присыпали зеленой травой. Ох, и чудная же получилась уха, наваристая!
Костер изредка потрескивал своими угольками, и множество искорок стремилось в ночное небо.
Приближалась полночь.
Луна светила так ярко, что даже березовые листья отражали причудливый лунный свет. А какое небо! Каждый раз я восхищаюсь ночным деревенским небом. Такое ясное, множество звезд, отчетливо виден млечный путь, а сколько спутников и комет, как в сказке!
-  «Это потому, что здесь фонарей уличных нет, и машины фарами не слепят» - пояснил Андрейка.
- «Нет, потому, что в селе воздух чище, чем в городе» - заспорил с ним Валерка.
 - «Наверное, и так, и этак» - по-деревенски подумал я.
- «Ну, хватит звезды считать, айда рыбу лавить!» – скомандовал Андрейка.
Мы с Андрейкой собрали весь мусор, оставшийся после нашего позднего ужина, в пакет, взяли снасти и пошли к берегу. Валерка умело расставил самоловки, я насадил червя и закинул  донку, а Андрейка решил ловить на удочку. Усевшись, поближе друг к другу, мы стали таскать рыбу одну за другой. Клев был невероятный! Примерно через час Андрейка сложил свою удочку и стал собирать снасти.
- «Ты чаво»? – недоуменно спросил Валерка.
- «А мне хватит, лишнего брать не буду, не хочу Игната сердить…»
- «Какого еще Игната?» – спросил я.
- «Да чушь все это собачья!» - с усмешкой отозвался Валерка.
- «Славик, ну ты же помнишь дидику Игната – рыбака беспалого?» – серьезно спросил Андрейка.
  - «Ну, конечно же, помню, я еще совсем маленький был, а он уже учил меня рыбу лавить».
 Дядя Игнат славился на селе своими рыбацкими способностями. Некоторые шутили, что он даже из лужи, после дождя сможет рыбы наловить. Но имел Игнат недостаток: сильно любил выпить. Как-то раз зимой уснул на озере пьяный и отморозил себе пальцы. Ампутировали ему пальцы, только по одному большому на каждой руке оставили. Но дядя Игнат, даже без пальцев, так приспособился червя насаживать, крючки вязать, леску плести, что даже самый заядлый рыбак позавидовал бы. Ловил он рыбу, тем и жил. Менял рыбу на молоко, масло, хлеб, а кому и просто отдавал. Добрый был человек, и люди ему помогали. Дядя Игнат очень любил озеро Старку, без него не прожил бы, и ухаживал за ним: тину лишнюю в жару выгребал, сушняк вокруг озера сжигал, за лесом и яблоневым садом поглядывал, чтобы не загорелось что-нибудь, деревьям кроны белил, а зимой лунки рубил, рыбе воздух давал, чужаков отгонял. Браконьеров много приезжало из других сел, карповой икрой поживиться. Вспорют брюхо метровому карпу, надавят икры, а рыбу в озеро бросят.
Но вот как то пропал Игнат. Ни на озере не появлялся, ни в селе его не видели. Местные говорили, что утоп он, когда пьяный был. Обыскали всё озеро - баграми, кошками обшарили все дно, но тела так и не нашли. Многие поговаривали, мол, приняло его озеро за любовь и доброту, и сделало Игната своим хозяином. С тех пор его так и прозвали – «Игнат–водяной». Много рассказов можно услышать от местных и от очевидцев о том, как выходил Игнат-водяной из озера, и до полусмерти пугал браконьеров. Правда это, или нет, а все-таки браконьеры перестали наши места посещать. Я нисколько не боялся озера, так как запомнил дядю Игната добрым, веселым человеком.
 Необыкновенная ночь!    
Полная яркая луна, удивительная трель соловья, крик неизвестной мне озёрной птицы, стрекотание сверчка и треск костра придавали этой ночи сказочный вид.
- «Верите во всякую чушь!» - разошелся Валерка. - «Не было, и нет никакого Игната!»
- «Да полно тебе, Валерка, остынь» - попытался успокоить его Андрейка.
Но Валерка никого уже не слышал и, словно в горячке, прыгнул на молоденькую березку, резко наклонив ее к земле. Раздался треск, и березка поддалась, сломавшись у самого корня. Валерка умело обрубил топориком ветки и у него получился огромный дрын.
- «А ну-ка водяной!!! Выходи на бой!» - кричал он с усмешкой в сторону озера, и размахивал дрыном.
- «Валер, ну, в самом деле, перестань» - сказал я, не ожидая такого поступка от друга.
Вообще-то Валерка неплохой мальчик - простой, добрый, всегда готов выручить и прийти на помощь. Но иногда в нем просыпалась гордость, чувство превосходства над другими. Я не обращал на это внимания, и мне всегда нравилось с ним дружить.
А сейчас Валерка был сам не свой. И что на него нашло? Воинственно размахивая дрыном, он схватил пакет с мусором, замахнулся и бросил на середину озера. Андрейка стал ругать Валерку, и у них чуть не завязалась драка.
- «Ребята, тише… Послушайте!» - крикнул я.
- «Ну, чаво?!» – спросил Андрейка – «Ничаво ж не слышно…»
- «В том то и дело…» - насторожился я.
Вокруг стояла такая тишина, что казалось, слышишь стук своего сердца. Не соловьев, не озерной птицы, не сверчков не было слышно.     Откуда-то в небе появилась небольшая, но какая-то страшная, черная туча и закрыла луну, стало совсем темно. Побросав на берегу рыболовные снасти, мы направились к костру. Тишина была настолько пугающей, что мы вздрагивали от каждого шороха в траве и даже от треска костра. Внутрь нас потихоньку пробирался необъяснимый, но вполне ощутимый страх.
Вдруг, в конце озера что-то загудело низким, протяжным, жутким баритоном. Звук был не громким, но мы всем телом почувствовали вибрацию, которая прошла сквозь каждого из нас.
- «Гууу-у-у-у, У-гу-у-у-у» - доносилось из озера, и холодный озноб пробежал по нашим спинам.
- «Что… это было?»– отрывисто, сквозь стиснутое от страха горло, выдавил Валерка. И это «что-то» стало стремительно приближаться к середине озера, куда Валерка бросил пакет с мусором. Стремительная волна неслась в ночном озере, а мы скованные страхом, стояли и смотрели, не могли двинуться с места.
Громкий всплеск воды заставил нас очнуться, и мы увидели, как на середине озера, из воды, с оглушительным всплеском вынырнуло, что- то огромное и страшное. Я успел заметить, как блеснули чешуйки, хотя  было очень темно.
Толкая друг друга, мы с визгом бросились в становский дом. Сразу же закрылись на засов, и стали смотреть в окошко. Вода в Старке стала неспокойной, откуда-то появились волны, которые с легкостью   перевернули привязанную лодку. Сидя на кроватях, мы прильнули к маленькому окошку, и смотрели в него, не произнеся ни слова. Примерно через пять минут, опять наступила полная тишина. Вода успокоилась, тучка медленно растворилась в небе, и лунный свет разлился над озером.
Вдруг, из воды медленно стало что-то всплывать, похожее на страшную корягу в виде руки. При лунном свете отчетливо было видно, что это «что-то» было зеленого цвета.  Мы с ужасом запрыгнули в кровати, и накрылись одеялами с головой. До рассвета мы лежали, молча, в страхе и оцепенении.
Вскоре я услышал, как в селе пропел петух. Осторожно приподнял край одеяла – было уже светло.
- «Просыпайтесь!» - сбросив с себя одеяло, я стал толкать Валерку и Андрея.
- «Мы не спим» - испуганно ответили ребята.
С опаской посмотрев в окошко, мы увидели, что солнце только что взошло из-за горизонта, и было еще багрово-красным.
Мы потихоньку вышли из дома и направились к берегу. Перевернули опрокинутую лодку, собрали все рыбацкие снасти, и только потом увидели на берегу пакет с мусором, тот самый, что Валерка бросил в озеро. Как ни странно, но весь наш улов был на месте - в воде, в металлических сетках.
Быстро собрав все вещи, мы попрыгали на велики и покатили по домам. По дороге Валерка уверял, нервно тараторя, что это вовсе и не коряга всплывала, а зеленая рука, и угрожающе грозила пальцем, но не указательным, а большим, так как других вообще не было.
Целый день я проспал, отсыпаясь за бессонную ночь.
После заката солнца мы с друзьями любили собираться у Клюевского дома на длинной лавочке и рассказывать страшные   истории.
Колька Клюев был старше нас, и пользовался авторитетом и уважением.
Вечером я зашёл за Валеркой, а потом уже с ним за Андрейкой и мы втроем направились к дому Кольки Клюева. Вместе решили никому, ничего про ночную не рассказывать.
Когда подошли, Колька уже заканчивал свою историю про домового, которую я уже не раз слышал.
- «А мы вчерась на ночную ходили! Знаете, что там было?!» - не выдержал Андрейка.
- «Ну и что? Нябось, Игнат-водяной хотел вас за уши оттянуть?!» - засмеялся Колька Клюев, и ребята дружно подхватили его смех. Андрейка понял, что ему никто не поверит.
- «Нет, мы карпа двухметрового видели, а может и больше» - опустив голову, соврал Андрейка.
- «Бряхня!» - махнул рукой Колька.
- «Ребята, айда в Попов сад, за «медовкой!» - заманчиво предложил я. Попов сад находился на окраине села и славился необыкновенно вкусными, сладкими яблоками – «медовкой», и в то же время злым хозяином и собаками. Я и сам не раз бегал от хозяина, а собаки рвали на мне штаны. Колька рассказывал, что можно даже получить из ружья солевой заряд в заднее мягкое место.
Но толи вкус яблок так манил в этот сад, а может, детский азарт требовал приключений, теперь и не знаю…
-  «А давай наперегонки!» - крикнул я и рванул в сторону Попова сада. Ребята дружно соскочили с лавочки и, смеясь, и толкая друг друга, ринулись за мной.
                Но это уже совсем другая история…


Рецензии