Я в Тверской деревне

 Я в тверской деревне.

Я родился в городе Москве и прожил в этом городе до шести лет. Там где мы жили хорошее место, но было мало зелени и не было вблизи парка или сквера. Мои родители большие любители природы, особенно папа. У него сильная любовь к природе от его деда, страстного любителя охоты и природы! Мой прадед и отец превозносили украинскую природу, а я предпочитаю природу Подмосковья!

Когда жили в городе, проблема выезда на природу решалась очень просто, - садились возле дома на трамвай и мы уже в чудесном  месте «Останкино»! Какая красота и благодать!
А летом папа снимал комнату в деревне, это называлось «выезжать на дачу» мы с мамой жили там все лето. Чудесный воздух, молоко, творог и сметана самые свежие, все овощи прямо с грядки! Хозяин, у которого мы жили, не считал овощи товаром, платили за комнату и в её стоимость все это! Дело в том, что не очень многие ездили на «дачи»!

Папа снимал комнату почти у самого леса, очень красивое место. Это место было по Киевской железной дороги, знаменитое место и станция «Засимова Пустынь», тогда это было патриархальное место. А сейчас, когда я еду на Украину, густо заселенный район – дачи, дачи! Папа не мог забыть Киев, отсюда и киевская дорога.
 
  Папа приезжал в субботу и это был для меня большой праздник, мы всей семьей бродили по лугам, лесу. А какие это были луга – трава меня скрывала, а цветов целое море! В Сибири я не встречал таких трав, хотя и бывал на сенокосе, на заливных лугах.

 Нужно помнить, что тогда не было электричек, ходили пригородные поезда с большим интервалом движения, кроме того, был только один выходной день – воскресенье. Отсюда папе надо было вертеться «как белке в колесе»! Но, молодой и здоровый, выдерживал такой режим!

После рождения сестры в 1938 году наша семья переезжает в поселок Лианозово. Тут тебе, и дача, и лес, и деревня! В те годы Лианозово было обычным подмосковным поселком, дачники были редкостью.

А какая изумительная природа рядом с нашим поселком! Даже сейчас, когда вырубают лес и строят огромные «дачные поселки».  Папа страстный любитель природы, и мы всей семьей гуляли по этим местам.

 Вспоминаются папины записки, где он приводил мнение деда о Подмосковных лесах и природе. Ему дед говорил, что когда он учился в Москве МВТУ, за четыре года обходил с ружьем все Подмосковье. Места и природа, говорил он, хороши, но лучше украинской природы он не увидел! Папа тоже вторит ему в этом. Видно кто где родился и жил, то ближе и родней! Я совершенно иного мнения, был на Украине, красивая природа, хвалят Сибиряки свою природу, «я мне милей …» Подмосковье,

 Мне как-то папа  почти перед смертью в письме прислал «хохмачку» : « в Сибири цветы не пахнут, птицы не поют, а женщины любить не умеют !». Я не хочу кого бы- то ни было обижать, но с этим  я , совершенно согласен! Сибирская природа уникальна и по –своему, красива. Возьмем к примеру, кедровый лес, он величествен, похож на сказочный, огромные кедры. В этом лесу тихо, сумрачно и уж отдохнуть и веселиться никак не хочется, А лиственные леса смешанные – осины, березы, рябины, ели и многое другое. Всегда буреломы, валежник и очень неприветливо! Живу 56 лет в Сибири, а привыкнуть никак не могу! И все тут!

"Но ,Господа, так хочется стреляться
Среди березок Средней полосы!"
     Из песни Малинина « Сон офицера».

Началась та «большая война». Эвакуация. Село под Алма-Ата. Прожиты там долгие семь лет. Но в настоящей русской деревне я не бывал и имел лишь поверхностное представление о самой деревне, ее людях, обычаях и отношениях! Когда я пожил в деревне, я узнал и увидел много нового!

Как я гарцевал на мерине «Гвоздике» уже описал, но это было незабываемое зрелище и достойно для нового читателя повторения!

Скелет, обтянутый кожей, мерно и медленно шествует вдоль деревни, а на нем, я. Пеший люд, не обращая внимания на столь дивное зрелище, проходит мимо. Но мой друг Алешенька не выдерживает этого, и с весьма «убедительными наставлениями», легонько «якорным канатиком»,  похлопывает по торсу этого «скакуна»! «Скакун», как бы нехотя, пускается в «дикий галоп» и на третьем метре скачки,  всеми четырьмя копытами упирается в землю!

 А что я? Не выдерживая стремительного галопа, начинаю медленно сползать под брюхо  «Скакуна»! Не за что удержаться, т.к. уздечка где-то, грива, десятилетие назад вылезла, и мысли, «Боже, сохрани!» Но, благодаря находчивости коня, чувствуя мое бедственное положение, я был спасен! Это был первый мой «верховой» выезд и мы с честью его прошли!

После таких «удачных» скачек я пересел на велосипед. Ну, уж с этим агрегатом я знаком с раннего детства и с успехом освоил его!

Я почему-то всегда сравниваю природу, события и ведение сельского хозяйства Сибири (где, я сейчас живу «добровольно»)  и Среднюю полосу России! Ну, с какой целью в селах Тверской губернии разводят так много гусей, от них одни неудобства! Вожаки так шустро и грозно нападают на граждан, что от них нет защиты, я их с раннего детства недолюбливал!


Так вот, я гарцую на железном коне – велосипеде по деревне и стараюсь объезжать стороной скопления гусей. Но, не тут-то было, ко мне на большой скорости мчится гусак, вытянув шею и злобно шипя! Мне бы тут прибавить  ход, но сила его напора привела меня в замешательство. Я стал вилять рулем, и в один прекрасный момент, его шея оказалась перед моим первым колесом велосипеда.


 Но я не мог как мерин «Гвоздик», вонзить все свои копыта своего «коня» в землю, т.е. остановиться! И наехал на шею моего «противника»!
Я почувствовал состояние, подобно тому, какое испытывал, сползая с мерина. В этот раз я не сползал под брюхо, а гусь под моим конем! В голове промелькнула мысль, как на дороге после меня останется бездыханное тело, такого отчаянного воина – гусака! Но, не тут-то было, он отряхнулся (вторым колесом я по шее не проехал!)  и загоготал победно! Он сообщал своему сообществу, что вышел победителем из неравного боя!


Я огляделся, никто не наблюдал за нашим поединком, и успокоился и поехал дальше. Катаясь на велосипеде, больше я не опасался вступать в бой с забияками – гусаками!


Мы славно поработали на обмолоте снопов и нас с Алешей на работу  пока не привлекали, предстояла важная работа. Предстояло идти в «ночное», это ночной выпас лошадей. Лошадей треножат, и главная обязанность пастухов не дать коням забрести в поля посевных культур (пшеница, клевер и т.п.).


Как водится, развели костер, ночи прохладные, наверное, пекли картошку, где-то рядом было поле. К середине ночи нас сморил сон. Долго ли мы спали, не знаю, но Алеша, как опытный крестьянин уловил момент, когда кони забрели в сенокосные угодья. Он их выгнал с покоса и мы больше не спали.


 Кони паслись, пастбище было на возвышенности. Началась заря, блеснули первые лучики солнца, туман, как покрывало, спускался в низину. Такого, живя в городе, не увидишь, красота неописуема! В направлении леса, под гору вилась грунтовая дорога между полей.
В начале, я любовался восходом и не обращал ни на что внимания. Лошади тоже стояли в задумчивости.


 Вдруг мне шепнул Алеша: «Смотри!», и указал на дорогу, уходящую в лес.
Такого чуда я не видел больше никогда! По дороге в лес бежала рыжая лиса. Ее хвост был поднят вверх (трубой!) и такой распушенный, что словами выразить нельзя! Каждый волосок хвоста сверкал и переливался в солнечных лучах, как золотая искорка! Лиса бежала быстро, и хвост развивался ка огненный факел! Ничего подобного не увидишь не в зверинце, ни на воротнике модницы!


Это надо видеть! Неповторимая картина, и вряд ли ,можно такое увидеть еще раз в жизни! Это чудо – животное в естественных условиях! Алеша не выдержал и свистнул! Лиса вмиг опустила хвост и скрылась в полевых зарослях!


Везде молодежь проводит танцы, но в Тверской губернии они мне показались особенными. Это не топанье ногами, а настоящие танцы с правилами. Впервые , не на экране, я увидел как танцуют русскую кадриль! Все это подчинено ритму и музыке, бальные танцы, да, и только! Я, конечно, не знал этих танцев и вообще стеснялся танцевать, и был зрителем. Но хочу сказать, они мне запомнились. Я даже подсмотрел там девушку, с которой бы хотелось бы дружить!


Все каникулы мы купались в речке, но баню никто не отменял! И вот родители устроили «банный» день, и обязательно с парной! Какой же русский может обходиться без парной!
Я не приглядывался, но особо бань не видел, не видел и у семьи Алеши. Но, он мне ранее рассказывал, что бригады «пимокатчиков», т.е. люди, которые «валяли» валенки (делали!), занимали одну из бань, и обеспечивали всю деревню валенками. Это вызывало у меня недоумение, так где же будет проходить «банный» день?


Оказывается парная в «Русской печи», недаром Баба Яга сажала Ванечку в печь! Да ,да, именно в печи! Не удивляйтесь, такой способ парной был на Руси!


В прогретую и освобожденную от углей, стелили солому, ставили «шайку» с горячей водой и запаренный веник. Залезаешь в печь, закрываешь задвижку и разбрызгиваешь веником воду. Пар получил? Парься себе в удовольствие! Мы с Алешей вдвоем влезли, он нормально, а я все прикасался к печи и обжигался, потом освоился. После того, как папарились, вылезаешь.


 У печи стоит огромный таз. Моешься с мочалкой, обдаешься водой и ты готов!
Так я познакомился с «русской баней» в Тверской губернии!
Хорошо рыбачили, собирали лесные орехи и море земляники!!!


Рецензии