Статья. Петр I во всем первый Из истории рекламы
Замыслив сделать Россию великой морской державой, Петр I подошел к этому вопросу весьма основательно: 13 ноября 1718 года был обнародован его указ – сработать пивоварню для нужд флота на Выборгской стороне каменную, а также погребов деревянных на 6000 бочек. Последующее распоряжение говорит о том, что стало это для молодой столицы делом большой важности: “о строении каменной пивоварни, которую велено построить при Петербурге для варения пива на флот дать торг архитекторам Фонармусу и Устинову с другими архитекторами с Дрезгиным (Трезини) и Матерном (Матернови )”. Попросту был объявлен конкурс проектов, к которому приглашались все ведущие петербургские архитекторы.
Результатом этого, одного из первых в Петербурге архитектурных конкурсов, стал, появившийся 11 марта 1719 года “именной указ о постройке в Петербурге пивоварни по голландскому манеру архитектором Фонармусом.” Пивоварня обошлась казне в весьма значительную по тем временам сумму – в 9674 рубля. И буквально через год на отстроенную первую в России пивоварню был назначен мастер для постановки котлов и запуска ее в производство.
С этого и начинается история промышленного пивоварения в России, потому что на дому-то пиво делалось исстари чуть ли не в каждом доме, а у господ обязательно существовали «хозяйственные» пивоварни довольно большой производительности. Отчасти и поэтому долгое время не находилось предприимчивого человека, который бы открыл пивоваренное дело и начал бы производить ячменный напиток на продажу. А появившийся, пока еще незначительный спрос на него, удовлетворялся привозным продуктом - купец Матвей Белоусов в 1746 году помещает в «Санкт-Петербургских ведомостях» объявление о том, что имеет «вывозного шведского пива 20 бочёнков, чего ради, ежели кто оное пиво купить пожелает, те б явились во второй Переведенской, идучи от Красного кабака, на правой руке, во 2-ом дворе у купца Василия Девятинина».
И вплоть до введения в Швеции сухого закона – до шестидесятых годов XYIII века – пиво в Россию поставлялось, в основном, из этой страны и было весьма почитаемо россиянами. Те же «Санкт-Петербургские ведомости» в 1748 году публикуют объявление: «привезенное к здешнему купцу Ивану Чиркину из-за моря шведское пиво, называемое битель Юль Тальстром Дубель, продаваться будет бочками на судне, называемом «Санкт Александр Чупоре». С шестидесятых годов петербургский рынок завоевывает английское пиво - в семи номерах подряд «Санкт-Пербургские ведомости» публикуют объявление: «в Большой Морской в погребу купца Нагеля у купора (наблюдающего за винными бочками – Ю. К.) Демута продается привезенное вновь из-за моря аглинское пиво, эль называемое». Через год Демут сам становится купцом, что видно из следующего объявления в той же газете: «в Кадетской линии, в бывшем Веленином доме в погребу купца Демута продается изрядное аглинское пиво побутылочно по вольной цене». И это вам уже не объявление, а, практически, первая газетная реклама. А и всего-то добавлено одно единственное слово «изрядное».
Развивается в эти годы и отечественное коммерческое пивоварение. В тех же «ведомостях» упоминаются в 1746 году «пивоварни против Малой Охты», в 1755 году «появляется пивоварня купца Тесина на Матисовом острове на Пряжке», а в 1759 году – пивоварня на Фонтанке у Калинкина моста. Появляются пивоварни и в других частях города – на Петербургской стороне, на Васильевском острове, в центре. Пивоварение оформляется в отдельную отрасль производства и здесь появляются свои фавориты и, как везде, аутсайдеры.
В 1795 году издавна существовавшую на Охте на Калашкинской набережной пивоварню местного купца Василия Калашникова приобрели английские купцы Крон и Даниельсон. Они смогли поставить дело так, что в 1818 году чиновники Министерства внутренних дел отметили: «заведение сие есть одно из лучших сего рода и может служить образцовым; особого примечания достойно то, что по составленным сими заводчиками правилам, при употреблении меньшего количества материалов и числа рабочих людей против прежнего пиво вываривается самой превосходнейшей доброты.» За все это оба заводчика получили высокую награду – золотые медали с надписью «За полезное» для ношения на шее на Анненской ленте. Просуществовав до 1864 года завод преобразовался в «Товарищество Невского пивоваренного завода», а в 1875 – в «Калашниковское общество пиво- и медоваренного завода».
Известный исследователь П. Н. Столпянский составил таблицу открытия пивных заводов в Петербурге. Согласно его данным следующим за Калашниковским (1795 г.) был открыт Калинкинский пивоваренный завод (1809 г.), пивоваренный завод Ив. Дурдина (1839 г.), «Гамбринус» (1861 г.), «Бавария» (1863 г.) и в 1874 году – Славянский пивоваренный завод, переименованный впоследствии в «Новую Баварию».
На 1908 год оборот Калинкинского завода (в тысячах рублей) составил 3581, «Баварии» – 1874, «Дурдина» – 1440, «Новой Баварии» – 771 и Калашниковского завода – 717.
На такие деньги и пива производилось соответствующее количество. И конечно же ему нужна была реклама, потому что заводов было уже много, плюс привозное пиво. Носителями ее являлась, прежде всего, тара – каждый завод имел оригинальные бутылки, в которые разливалось пиво, а некоторые предприятия заказывали еще и фирменные фляжки в особо торжественных случаях. Виденная нами была изящной формы и изготовлена она была из фарфора. Кроме того, некоторые заводы, в частности Калинкинский и другие, имели фирменные кружки. Выпускались, особенно к выставкам, рекламные плакаты. Но самым оригинальным способом рекламировал свою продукцию Пивоваренный завод Ив. Дурдина. По заказу этого предприятия петербургский издатель Э. Н. Маркус выпустил серию из девяти открыток, рекламирующих дурдинское ячменный продукт. Оборотная их представляла собой прейскурант производимой на заводе продукции. На такой открытке достаточно было только написать требуемое количество бутылок или боченков пива, указать свой адрес и опустить ее в почтовый ящик – адрес завода был уже отпечатан типографским способом. В оговоренный срок пиво будет доставлено на дом заказчика, так сказать, наложенным платежом.
Судя по персонажам на открытках и их одежде, по тому, что редька и сосиски являются традиционной закуской немецких любителей пива, а один из сюжетов повторяет известную немецкую открытку, рекламирующую пиво мюнхенского бара-гиганта Hofbrauhaus, автором этих рекламных миниатюр является скорее всего немецкий художник. Еще одним свидетельством в пользу этого вывода является форма пивной кружки, изображенной на большинстве открыток – это традиционная немецкая пивная кружка, какими, в частности, пользовались посетители этого самого Hofbrauhaus и которые помечались аббревиатурой “НВ”. Российские пивные кружки, в том числе и фирменные, имели иную форму.
Тот человек, который первым использовал открытое иллюстрированное письмо как носителя рекламы, был, несомненно, умен и весьма дальновиден. Он, конечно же, учел, что это та самая реклама, которая работает во времени и в пространстве, практически, бесконечно. Газетная и журнальная, скажем, живет только до следующего свежего номера; наружная плакатная – до первого дождя или порыва ветра, нынешняя радио-телевизионная – лишь то время, пока она звучит. Реклама же на открытке может, по прихоти человека, попасть обычным почтовым посланием в любой город, в любое, самое малое местечко планеты. Она останется в семейном или государственном архиве или в коллекции филокартиста бесконечно долгое время, работая на рекламодателя. И не случайным нам кажется то, что названия фирм, встречающиеся на дореволюционных рекламных открытках, сейчас в списке самых солидных брендов: Ундервуд и Зингер, Филипс и Мишлен, Треугольник и Боржом.
Понимают все выгоды этой своеобразной рекламы и современные предприниматели и менеджеры. В нашей коллекции большая подборка почтовых карточек, рекламирующих театральные постановки, концерты, кинофильмы, выставки, спортивные состязания, молодежные акции и политические движения и, конечно же, алкогольные напитки. Начали появляться среди них и открытые письма, рекламирующие отечественных производителей. Пионерами в этом деле выступили хозяева ночных клубов и питейных заведений. Одна из ранних и в полиграфическом, и в дизайнерском отношении достаточно примитивна: на английском языке славит дивные питерские белые ночи и отдых в пивбаре имени этих самых ночей в одном из отелей Северной Пальмиры. Сеть кофеен “Идеальная чашка”, появившихся сравнительно недавно, имеет несколько рекламных открыток, исполненных на высоком полиграфическом уровне и весьма интересно в смысле графики. Значит, потихоньку, и здесь мы набираем опыта.
В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора.
Свидетельство о публикации №212021901620