Урок казахского языка в русской школе

…о великий, могучий, правдивый и свободный
казак тылы!
Абай Сергеевич Кунанбаев


УРОК КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
(В русской ШКОЛЕ)

Предлагаемый План-конспект адресован учителям и методистам, работающим с детьми. Он призван помочь глубже разобраться в структуре и содержании языковой политики и содействовать оптимальному использованию государственного языка в жизни.
P.S.: План-конспект написан в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РК (бывшего Министерства образования и культуры РК).


Звенит звонок на урок.
На урок казахского языка.

В кабинет казахского языка входит учитель казахского языка.

9 «;» класс встает.



- Саламатсыздарма!
- Салама-а-атсыз бе-е-е!


9 «;» класс садится.
Учитель казахского языка садится.


- Та-а-а-а-ак… Кого сегодня с нами нет?


Староста 9 «;» встает.


- Саши нет - он болеет!
- Хорошо-о-о… садись!


Староста 9 «;» садится.


- Так, дети! Какое сейчас число?
- Тринадцатое марта, мугалим!..
- Я сколько раз вам говорила, руку поднимать надо! Вот в 9 «;» всегда поднимают руку, когда хотят ответить!.. Сергеева, ну-ка!
- Тринадцатое марта.
- У-у-умничка! Иди к доске, запиши сегодняшнее число, «классная работа»…


Ученица 9 «;» класса встает и идет к доске.


- А пока Сергеева у доски, Ушаков нам скажет, что было задано на дом!


Тишина.


- Что было задано на дом, спрашиваю!
- Нужно было… выучить стих!
- Какой?
- Пушкина!
- Како-о-о-ой?!
- Ну… раньше это был стих Пушкина… а потом стал… Абая…
- Во-о-о-о-от! Это совсем другое дело! Ну, и кто нам хочет рассказать абаевское пушкинское стихотворение?
- Я! Я!
- Можно я!..
- Это все, кто хочет?
- Я еще!
- И я!
- И я!
- И я!
- И я!
- И я!
- Так, тихо!


Тихо.


- Стих нам расскажет Киселев! Но прежде чем рассказать стихотворение, расскажи о стихотворении!
- Ну… Пушкин - великий орыс…
- Та-а-а-ак… дальше!
- Он когда-то написал свой стих…
- Не стих!
- А! Роман в стихах!
- Как называется?
- «Евгений Онегин», мугалим!
- Та-а-а-ак… А при чем здесь Абай?
- Абай… ну, как бы… украл стих…
- Не украл, а перевел на казахский язык, щегол! И перевел так, что получилось совершенно новое произведение,- даже лучше, чем у самого Пушкина-орыс! И Гете он перевел лучше Гете! И вообще… авторских прав тогда еще не было, поэтому неизвестно, кто у кого идею стырил: Пушкин, Гете или Абай!.. Это понятно?
- Да-а-а, мугали-и-им!
- Вот и дурыс! Продолжай, Киселев!
- Короче… Он украл… то есть перевел… только один… этот… эпилог…
- Эпизод, а не эпилог, мамбет!
- Да-да-да, эпизод!.. В общем… он перевел только письмо Татьяны к Онегину…
- Я понять не могу, у вас с логикой все нормально? Почему письмо ТАТЬЯНЫ к ОНЕГИНУ? Почему в одном случае вы называете имя героя, а в другом - фамилию? А?.. Почему не письмо ЛАРИНОЙ к ОНЕГИНУ? Или письмо ТАТЬЯНЫ к ЕВГЕНИЮ? Что с логикой у вас, в конце-то концов? Ой, ой-бай!.. Вот у 9 «;» с логикой все в порядке! А что с вами такое?
- Но… так в учебнике написано…
- Да?! Ну, тогда ладно… Значит, это 9 «;» невнимательно читает учебник по орыс-литературе под редакцией цензуры! Ладно… Продолжай, продолжай! Что стоишь, как в мочу опущенный?
- Ну… у меня - все!
- Раз все, читай стих, баран!
- Щас… Кхе-кхе…


АБАЙ КУНАНБАЕВ

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ
Так правда в книге написано!
- Читай, мал!
- Да-да, конечно…


АБАЙ КУНАНБАЕВ

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ

СТИХ

Я ; в;м піш; – че;; же б;ле?
Чт; я м;;; еще с;азать?


- Киселев, ты что… ты что, издеваешься? Разве это… разве это казахский язык? Как … как ты можешь? В казахском… в казахском языке же мягкого знака нет!
- Ой, извините! Я забыл…
- Давай начни заново, шалаказах!
- Да… конечно…


Я ; в;м піш; – че;; же б;ле?
Чт; я м;;; еще с;азат?


- Во-о-о-от, теперь правильно!
- Рахмет, мугалим!


Тепер, я з;;ю, в в;шей в;ле
Ме;я презре;ем ;;к;з;т.
;; вы, ; м;ей ;есч;ст;;й д;ле
;;т к;плю ж;л;сті ;р;;я,
Вы ;е ;ст;віте ме;я.
С;;ч;л; я м;лч;т ;;тел;;
П;верте: м;е;; стыд;
Вы ;е ;з;;лі б ;ік;;д;,
К;;д; б ;;дежд; я імел;
;;т редк;, ;;т в ;еделю р;з
В дерев;е ;;шей відет в;с,
Чт;б т;лк; слыш;т в;ші речі,
В;м сл;в; м;лвіт, і п;т;м
Все д;м;т, д;м;т ;б ;д;;м
І де; і ;;ч д; ;;в;й встречі.
;;, ;;в;рят, вы ;елюдім;
В ;л;ші, в дерев;е всё в;м ск;ч;;,
; мы... ;ічем мы ;е блестім,
;;т в;м і р;ды пр;ст;д;ш;;.

З;чем вы п;сетілі ;;с?
В ;л;ші з;быт;;; селе;я
Я ;ік;;д; ;е з;;л; б в;с,
;е з;;л; б ;;рк;;; м;че;я.
Д;ші ;е;пыт;;й в;л;е;я
Смірів с; време;ем (к;к з;;т?),
П; сердц; я ;;шл; бы др;;;,
Был; бы вер;;я с;пр;;;
І д;бродетелная м;т.


- Не «д;бродетелная», а «д;бр;детел;;я»! Сколько раз тебе объяснять, анан!
- Извините… Такого больше не повторится, мугалим!


Др;;;й!.. ;ет, ;ік;м; ;; свете
;е ;тд;л; бы сердц; я!
Т; в выш;ем с;жде;; с;вете...
Т; в;ля ;еб;: я тв;я;
Вся жіз; м;я был; з;л;;;м
Свід;;я вер;;;; с т;б;й;
Я з;;ю, ты м;е п;сл;; б;;;м,
Д; ;р;б; ты ;р;;ітел м;й...
Ты в с;;віде;я; м;е являлся,
;езрімый, ты м;е был ;ж міл,
Тв;й ч;д;ый вз;ляд ме;я т;міл,
В д;ше тв;й ;;л;с р;зд;в;лся
Д;в;;...;ет, эт; был ;е с;;!
Ты ч;т в;шел, я вмі; ;з;;л;,
Вся ;б;млел;, з;плыл;
І в мысля; м;лвіл;: в;т ;;!
;е пр;вд; л? Я тебя слы;;л;:
Ты ;;в;ріл с; м;;й в тіші,
К;;д; я бед;ым п;м;;;л;
Ілі м;літв;й ;сл;жд;л;
Т;ск; в;л;;ем;й д;ші?
І в эт; с;м;е м;;;ве;е
;е ты лі, міл;е віде;е,
В пр;зр;ч;;й тем;;те мелк;;л,
Пр;;ік;;л ті;; к із;;л;вю?
;е ты л, с ;тр;д;й і люб;вю,
Сл;в; ;;дежды м;е шеп;;л?
Кт; ты, м;й ;;;ел лі ;р;;ітел,
Ілі к;в;р;ый іск;сітел:
М;і с;м;е;я р;зреші.
Быт м;жет, эт; все п;ст;е,
;бм;; ;е;пыт;;й д;ші!
І с;жде;; с;всем і;;е...
;; т;к і быт! С;дб; м;ю
;т;ы;е я тебе вр;ч;ю,
Перед т;б;ю слезы лю,
Тв;ей з;щіты ;м;ляю...
В;;бр;зі: я здес ;д;;,
;ікт; ме;я ;е п;;ім;ет,
Р;сс;д;к м;й із;ем;;;ет,
І м;лч; ;іб;;т я д;лж;;.
Я жд; тебя: еді;ым вз;р;м
;;дежды сердц; ;жіві
Іл с;; тяжелый перерві,
;вы, з;сл;же;;ый ;к;р;м!

К;;ч;ю! Стр;ш;; перечест...
Стыд;м і стр;;;м з;мір;ю...
;; м;е п;р;к;й в;ш; чест,
І смел; ей себя вверяю...


- Джаксы, джаксы! Оте джаксы!


Аплодисменты.


- ; тепер з;пішіте д;м;ш;ее з;д;;іе ;; з;втр;… Іляс Есе;л;;д;; - «К;чев;ікі»… чіт;т і перев;діт… П;;ят;;?
- Да, мугалим!
- ;це;кі з; се;;д;яш;ій ;р;к:
1. Кіселев - «быр»,
2. ;ш;к;в - «екы»,
3. Сер;еев; - «уш»,
4. Ст;р;ст; - «торт»,
5. Маган - «бес».
- Рахмет, мугалим!
- ;р;к ;к;;че;! Сау болыныздар!
- Са-а-ау болыны-ы-ыз!



9 «;» встает.

Из кабинета казахского языка выходит учитель казахского языка.

Звенит звонок с урока.

С урока казахского языка.



Предл;;;емые мет;діческіе реше;ія і рек;ме;д;ціі
мы р;ссм;трів;ем к;к в;зм;ж;ые ;ріе;тіры для ре;ліз;ціі к;мм;;ік;тів;;;; ;б;че;ія к;з;;ск;м; язык;. Вместе с тем
Пл;;-к;;спект р;ссчіт;; ;; вд;мчівый п;д;;д к ;р;;;із;ціі
;чеб;;;; пр;цесс; і тв;рческ;е ;т;;ше;іе к предл;;;ем;м;
;чеб;;м; м;тері;л;.


…о великий, могучий, правдивый и свободный
казак тылы!
Абай Сергеевич Кунанбаев


Рецензии