Страница истории морского Баку...

                Страница истории морского Баку:
                Бакинская морская станция
                и
                Бакинский военный порт.


        Каспийское море - один из самых старых русских военно-морских театров.

Россия вышла на берега Каспия в середине XVI века, после присоединения Астрахани.

Русский регулярный флот появился на Каспии в 1722 году - именно с этого момента ведет отсчет своего существования Каспийская военная флотилия (КВФ).

По Гюлистанскому мирному договору 1813 года КВФ осталась единственной военной флотилией на Каспийском море.

            С 1867 года главной военно-морской базой КВФ стал Баку.
            Военный порт флотилии находился на Баиловом мысу.

В порядке управления военные порты в России разделялись на главные и второго разряда.

« ВОЕННЫЕ ПОРТА. Оборудованіе В. п. должно состоять изъ сух. и плавуч. доковъ, ремонт. мастерскихъ, плавуч. средствъ и крановъ для установки и снятія тяжестей съ судовъ, арсеналовъ и складовъ для храненія боев. припасовъ, матеріаловъ и т. п.
Служа базами для флота, В. п. укр;пляются съ суши и съ моря, при чемъ мор. фронтъ д. б. выдвинутъ настолько, чтобы обезпечить внутр-сть порта отъ бомбард-ки съ моря.
Т. обр., В. п. одновременно становится и кр-стью, при чемъ тотъ и другая несутъ служеб. роль по отношенію къ флоту.
Эллинги и верфи не составляютъ обязат. принадлежности В. п., въ в;д;ніе к-раго не д. входить и постройка судовъ. Но для исправленія пострадавшихъ отъ боя или несчаст. случая судовъ В. п. долженъ им;ть аварійный докъ. Большое значеніе им;етъ общ. длина пристаней и набережныхъ, т.-е. линіи причала, достигающей нер;дко н;ск. миль.
В. п. снабжаются сигнальн. мачтами, наблюдат. постами, выдвигаемыми возможно дальше, средствами сообщенія и связи. Они д. снабжаться надежными средствами защиты не только внутреннихъ бассейновъ и гаваней, но и вн;шнихъ рейдовъ отъ возможнаго нападенія непріят. мин-цевъ и подвод. лодокъ.
Фарватеры, ведущіе въ В. п., д. б. ограждены, и, если море вокругъ не глубоко или им;ются бары и мели, портъ д. им;ть свой землечерп. караванъ.
Для воен. ц;лей порты д. б. оборудованы партіей траленія, а для удобства мореплаванія — астрономич. обсерваторіей или по меньшей м;р; гидрогр. отд-ніемъ съ норм. хронометрами, навигаціон. инструментами и мор. картами; кром; того, В. п. д. б. оборудованы для уничтоженія и опред;ленія девіаціи судов. компасовъ.
Администрація В. п. сосредоточивается въ портовомъ управленіи, во глав; к-раго стоитъ ком-ръ или гл. ком-ръ порта. Въ нашихъ гл. портахъ (Кронштадтъ и Севастополь) его пом-ками являются: нач-къ штаба порта (строев. упр-ніе), капитанъ надъ портомъ (хозяйств. часть и кредиты), 1—2 старшихъ и 3—4 младш. пом-ка, экипажмейстеръ, гл. спец-сты: кораб. инж-ръ порта, инж.-механикъ, арт-ристъ, минеръ, строитель, смотритель складовъ и санитарн. инсп-ръ порта. Къ порту принадлежатъ и мор. госп-ли, и при нихъ же состоятъ в.-мор. суды.
Наши порта 2-го разр. (Спб., Ревель, Свеаборгъ, П. Имп. Александра III, Николаевъ, Батумъ, Баку, Владивостокъ) весьма различны по значенію, разм;рамъ и оборудованію, а потому и упр-ніе ихъ неодинаково; однако, личн. составъ ихъ и штаты всегда знач-но меньше, ч;мъ въ гл. портахъ.
Дирекція маяковъ и лоціи Балт. моря сосредоточена въ Ревельскомъ п., Черн. и Азов. морей — въ Севастопольскомъ, Каспійскаго — въ Бакинскомъ, Вост. океана — въ Владивостокскомъ.
Къ плавуч. средствамъ относятся ледоколы, буксиры, всевозможныя баржи, плав. краны и пароходы, обслуживающіе фарватеры (постановка в;хъ, бакановъ, плавуч. маяковъ и уборка ихъ на зимн. время).
Упр-ніе строев. частью находится въ в;д;ніи штаба порта, хозяйственной — въ в;д;ніи конторы порта.
Первому подчинены мор. команды берег. службы (портов. полуэкипажи или роты), второй — адмиралтейства (доки, мастерскія, плав. средства, склады, магазины и т. д.).»
( Военная энциклопедия ).
 
Управление портами второго разряда вверялось их командирам.
Орган портового управления в портах второго разряда. — портовая контора.
В Баку портовое управление располагалось на Баиловом мысе.

« Порт со всеми сооружениями и зданием для каспийского экипажа находится на Баиловом мысе, почти в трех верстах от города; дорога проходит по берегу самого залива.» 

В Баку в большинстве случаев Директор маяков и лоции Каспийского моря исполнял и обязанности Командира (Капитана) военного порта.
В случае отъезда по служебной необходимости или в отпуск обязанности командира порта возлагались на командира Каспийского флотского экипажа.

    «Дирекція маяковъ и лоціи Каспійскаго моря. (Бакинскій портъ). Баиловъ мысъ.
    Директоръ маяковъ и лоціи Каспійскаго моря, онъ же командиръ Бакинскаго порта.»

Командиру порта подчинялись все состоящие в ведении порта корабли, суда, плавсредства, судоверфи, заводы, мастерские, склады, учреждения, а также расквартированные на территории порта флотские экипажи и строевые воинские части.
Он отвечал за организацию всех видов обеспечения кораблей и судов, приписанных к порту, оборону порта в военное время, функционирование учреждений порта, поддержание порядка.

В введении Дирекция маяков и лоций Каспийского моря находились лоцманская и маячная части: Дирекция отвечала за строительство и работу маяков, навигационных знаков, огней и плавучих предостерегательных знаков.
В ее подчинении находились создаваемые в отдельных портах и акваториях лоцмейстерские дистанции.

« Лоцмейстер — лицо, заведующее расстановкой предостерегательных знаков и их ремонтом и ограждением фарватеров в известном районе, который называется лоцмейстерской дистанцией, или лоц-дистанцией. Там, где не имеется штатного Лоцмейстер, его обязанность исполняет лоц-командир, где таковой есть, или же командир парохода, назначаемого временно или постоянно для лоцмейстерской службы. В последнем случае пароход называется лоцмейстерским.»
(Из Энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.)

Лоцманский округ - район моря, в котором лоцманы и вся лоцманская служба подчиняются одному начальнику. Таких округов в русских морях семь: Беломорский, Балтийский, Финляндский, Кронштадтский, Черноморский, Каспийский и Восточный.
Каспийский Лоцманский округ был создан для лоцманов Каспийского и Аральского морей.
Находился в ведении директора маяков и лоции Каспийского моря.

"ДИРЕКЦИЯ МАЯКОВ И ЛОЦИЙ КАСПИЙСКОГО МОРЯ". Баку. 1867-1917
Фонд: р-678
Ед.хранения: 200
Дело: 200 ехр.
В фонде содержатся: протоколы дирекционного комитета; сведения о снабжении береговых маяков; копии приказов по дирекции; сведения о штатах дирекции и окладах; материалы плавучих маяков и по личному составу .»

« Ф.1160. ДИРЕКЦИЯ МАЯКОВ И ЛОЦИЙ КАСПИЙСКОГО МОРЯ И КОМАНДИР БАКИНСКОГО ПОРТА
Дел 124; 1860-1923
Оп.1
Приказы директора маяков и лоций Каспийского моря и командира Бакинского порта; инструкция о порядке работы береговых и плавучих маяков Каспийского моря; вахтенные журналы маяков; сведения о наблюдениях за огнями других маяков, за силой ветра, личном составе; ведомости на выдачу денежного содержания.» (РГАВМФ) [3]

        Газета "КАСПИЙ",22 (09) января 1911 года.

«К сведению мореплавателей
Дирекция маяков и лоций Каспийского моря объявляет мореплавателем, что у южной Челекенской косы на месте южного белого бакана, снесенного льдом, поставлены рядом две вехи с белым шестом и черным голиком раструбом вниз.»

Командиры Бакинской военно-морской станции:

    1) Зеленой Иван Ильич.
    2) Воеводский Аркадий Васильевич.
    3) Фрейганг Карл Васильевич.
    4) Перелешин Павел Александрович.
    5) Никонов Андрей Иванович.

Директоры маяков и лоции Каспийского моря,
Командиры Бакинского военного порта:

    1) Ефимов Николай Тихонович.
    2) Давыдов Александр Александрович.
    3) Свинкин Иван Иосифович.
    4) Романов Александр Евлампиевич.
    5) Ухтомский Леонид Алексеевич.
    6) Шамшиев Николай Иванович.
    7) Назимов Константин Николаевич.
    8) Саблин Павел Федорович.
    9) Берг Владимир Романович.
    10) Зацаренный Василий Максимович.
    11) Королев Николай Семенович.
    12) Баль Владимир Яковлевич.
    13) Скаловский Александр Николаевич.
    14) Колюпанов Павел Васильевич .
    15) Ковалевский Владимир Владимирович.
    16) Алексеев Василий Алексеевич.
    17) Клюпфель Евгений Владиславович.
    18) Одинцов Алексей Николаевич.


        На этом закончилась история Бакинского военного порта Российской Империи.




P.S. Уважаемые Читатели !
Фотографии к данной статье, а также биографии командиров Бакинской военно-морской станции и Бакинского военного порта Вы можете легко найти в Энциклопедии сайта "Наш Баку" [http://www.ourbaku.com/index.php5/],
в разделе "Морской Баку".

С наилучшими пожеланиями, Сибор.


Рецензии