Девочки поэтов любят

 
 НИКОЛАЙ АНЦИФЕРОВ И ЖАН ПОЛЬ САРТР

В стародавние времена, я был дружен со студентом Литературного института им. Максима Горького Женей Чертковым - после окончания института, Евгений стал драматургом и его пьесы появились в севастопольских и московских театрах.
Женя был, скажем мягче, малодействующим председателем севастопольского городского литературного объединения имени Ивана Новикова-Прибоя и Иосифа Уткина, а я его боевым заместителем .
Женя любил поговорить! Особенно, когда соточку пропустит вместе со мной - это дело он любил больше литературы, впрочем, сейчас ни граммульки в рот не берёт! И, когда он уезжал на очередную сессию, я , когда-то пытавшийся поступить в Литературный, но так и не принятый, - до сих пор в архивах института хранится моё свидетельство об окончании десяти классов вечерней школы! - ждал его с нетерпением, чтобы узнать московские и институтские новости.
И новости были. Всегда...
В Литинститут пожаловал собственной персоной Жан Поль Сартр. И, когда все официальные прибабахи были соблюдены, - проведены соответственные собрания –втыкачки , где предупреждалось, вопросов никаких этому идеологу леворадикального движения и критику марксизма не задавать, и вообще, держать с « не нашим человеком » ухо востро.
Глава французского экзистенциализма, книг которого , ни при какой погоде , ни один из студентов не читал, сидел на сцене рядом с ректором института Пименовым, который и представлял гостю студентов, имена которые ничего ему не говорили!

Это было время, когда француз-философ знакомился с советскими писателями. Говорят,Сартр посетил даже Политехнический, где молодой поэт Андрей Вознесенский читал свою «Треугольную грушу».

Впрочем, если почитать «позднего Вознесенского», то он описал это дело так. Передаю по памяти, не заглядывая в книгу, а потому, не придерживаясь строгих литературных «документальных» рамок:

После того, как Жан-Поль Сартр побывал в Политехническом институте и, выслушав стихи из «Треугольной груши», так проникся к Поэту , что тотчас сказал:
«Андрюша, - а был он тогда Андрюшей! – будете во Франции – дайте знать».
И «Андрюша» - Андрей Вознесенский, – попав в Париж, созвонился с великим мыслителем…
Жан-Поль Сартр отозвался тут же и вместе со своею женою Симоной де Бовуар водил русского Поэта по парижским кабакам. Даже показал свободолюбивому Андрею мужской стриптиз.
И во время стриптиза, а, может быть, и не во время, Жан-Поль Сартр заметил, что Пастернак Нобелевскую премию получил по политическим мотивам и, что не стоило от неё отказываться.
И это сказал Сартр, который сам отказался от Нобелевской премии и неизвестно по каким мотивам!
И тут ему русский поэт Андрей Вознесенский врезал:
- Сартр, зачем вы трогаете Пастернака? Вы же ничего не понимаете…Все знают, что вы отказались от Нобелевской премии, потому что Камю получил её раньше вас…
Так побили горшки двое великих – Великий Философ Жан-Поль Сартр и Русский Поэт Андрей Вознесенский…

Придёт же в голову всякая чертовщина – неужели это проделки Великого Философа, мирно спящего сегодня на французском кладбище Монпарнас, которое я посетил?..
Но, вернёмся к живому Сартру, мирно сидящему за столом в Литературном институте советского розлива.

Жан Поль Сартр внимательно всматривался в молодые, но уже испорченные институтом и временем, лица. И каждому, - почти каждому! - задавал единственный вопрос:
- Почему, молодой человек, вы решили стать поэтом?
И переводчик, - сотрудник КГБ, - переводил добросовестно. - в зале были студенты и преподаватели, понимающие французский!
И поэты отвечали:
«Чтобы быть полезным своему народу», - говорил один.
« Хочу воспеть мозолистые руки рабочего класса!» - вторил ему следующий.
И прочие пииты давали такие же «правильные, очень правильные ответы »
Жан Поль Сартр явно скучал и не скрывал этого.
Но вот на сцену вышел толстогубый детина с красной прыщеватой рожей и начал читать стихи:

Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лёжа...

И дальше было ясно, что «вельможа» - это шахтёр и уголёк он рубает только лёжа, так сказать, в узком штреке...
Хорошие, прямо сказать, стихи. Уровень большого таланта. Даже в подстрочном переводе на французский это чувствовалось!

Жан Поль Сартр встрепенулся. Где эти скучающие глаза, где эта стариковская сутулость, - старик в понимании студентов Литинститута, в то время Сартру было только пятьдесят пять!
- С тобою всё ясно, юноша! Ты здесь находишься по причине таланта. Талант и только талант может воспеть свою родину... Надеюсь, это ты тоже понял!? – перевели «вельможе» слова Сартра.
Поэт с прыщеватой физиономией, захохотал:
- Я захотел стать поэтом потому, что знаю: девочки поэтов любят. И чем лучше из меня будет поэт, тем сильнее меня будут они любить. Даже с такой рожей, как у меня!
Жан Поль Сартр вскочил со своего места, обнял паренька и произнёс:
- Ты - красив! Из тебя выйдет поэт. И - большой! Из тебя. Единственного! Как твоя фамилия? Я буду следить за тобой.
- Колька…Николай Анциферов!..

Ох , лукавил Николай Анциферов, к этому времени у него было много чего написано и не ради женских чар стал он писать честные , а потому, «антисоветские» стихи и поэмы, о которых ни Сартр, ни его литературные учителя не знали и не догадывались, что в этом студенте, прикидывающимся валенком, в уличном мальчишке, приехавшем из далёкой Макеевки, живёт большой поэт. И то, что его Жан-Поль-Сартр выделил из всех, наверное, повлияло на то, что он стал москвичом и стал «рубать уголёк» в столице «нашей Родины» - стал заведующим отделом поэзии в журнале «Москва».
Но даже в подведомственном ему отделе, не мог он напечатать свои подлинные стихи, которые журнал «Донбасс» опубликует после неожиданной смерти поэта.
В поэме «Нахаловка», написанном Анциферовым ещё в пятидесятые годы, есть любопытный эпизод. В Нахаловку, в этом шахтёрском убогом городишке-посёлочке, забытой Богом и начальством , шахтёры соорудили себе для жилья убогие лачуги. И , мимо этих покосившихся домишек «на легковых автомобилях деляги катят в коммунизм» - приехал посредственный режиссер, снимавший фильм о дореволюционном Донбассе и… страшно обрадовался, увидев скособоченные домишки шахтёров, разбитые дороги, грязь и пьянство потомственных шахтеров. О-о, как обрадовался этот режиссер – ему, видите-ли, не надо строить дорогих декораций.
И в этом же фильме, Николай Анциферов играл в массовке. За трояк. И пропил этот трояк за упокой души своего товарища-шахтёра, зарезанного в пьяной драке.

Глядит посёлок в полудрёме
Уж не один десяток лет
И ничего не видит кроме
Шахтёрских радостей и бед.

А шахтёрские радости – это беспробудное пьянство, после долгих и утомительных смен…
Мне б сейчас хотелось написать, « и предсказания Жана Поля Сартра сбылись», но я так не напишу , выпустив первую, - высокоталантливую! - книгу стихов, Поэт покончил с собою в 1964 году , не дожив до тридцати пяти лет - у него развился « есенинский синдром », или то, что называлось до Октябрьского переворота «болезнью российских литераторов» или – пьянством, для кого и был первоначально создан Союз российских писателей.

© Copyright: Михаил Лезинский, 2003
Свидетельство о публикации №2309260131

+++                ++++                +++

Рецензия на «Девочки поэтов любят - Николай Анциферов и Жан Поль Сартр» (Михаил Лезинский)

Удивительно!
И Вы видели и слышали Ж-П Сартра???
Бедные наши парни, по-моему он вообще все на свете отрицал, что можно. Я так и не смогла его вещей осилить, какие-то они очень страшные и неподъемные.
А вот судьбы поэтов у нас еще страшнее. Правда, тогда столько сборников выпускалось, у меня с тех времен сотня лежит точно, только В.Высоцкого "Нерв" так купить и не смогла, и И.Бродского от руки переписывали.
Мне кажется выжить мог только человек, который шутил и смеялся над всем этим миром. Хорошо об этом Д.С.Лихачев говорил, о том, как он в лагере смеялся и над собой и над охранниками. Если быть серьезным, это все- конец и творчеству и жизни.
Ваша Люба
Любовь Сушко   02.03.2010 12:54   • 
+++
Это хорошо , что вы Дмитрия Лихачёва вспомнили . Дмитрий Сергеевич писал предисловие к "Крымскому альбому" , где и мой опус был напечатан и за который я был награждён Знаком КРЕСТ БИЗЕРТЫ .
Приятно вспомнить!
Ваш Дед Мухоморище .
Михаил Лезинский   02.03.2010 13:34   
+++

ПЕРЕНЁС С ПОРТАЛА " ЧТО ХОЧЕТ АВТОР "
+++
Злата [22.06.2007 01:07:49]
Уважаемый Михаил! Позвольте мне тоже добавить то, что больше никто не скажет. У меня был однокурсник. Огромный поклонник Сартра. Писал талантливые эссе, потрясающую прозу, изумительные стихи. Недавно, похоронив его, мы издали его не напечатанные работы. Он вскрыл себе вены в новогоднюю ночь под влиянием любимого Сартра.... Поймите меня правильно: каждый выбирает путь и философию сам. Но мне жаль, что Ромка так любил Сартра. Может, он бы закончил прекрасный роман, который лежит у меня, и мне хочется понять, как бы развивались события дальше... Вы не находите, Михаил, что у Сартра много от катар? Я, кстати, очень люблю Лангедок... Поэтому , спасибо вам за напоминание. За интересный рассказ. Пусть помнят Сартра, но не следуют примеру слишком близко принявших его к сердцу молодых авторов.
Еще раз спасибо, Михаил. Вы дали мне возможность написать о человеке. кторый был восходящей звездой и сейчас мог бы оказаться среди нас.
С уважением, Злата Рапова.
+++
Михаил Лезинский [22.06.2007 01:30:30]

Злата , думаю что Сартр не виновен ни в чьих смертях . Думаю , что добровольный уход из жизни , это такой поступок , который не многим под силу . И заложен в генах . В генах СИЛЬНЕЙШИХ из нас и наиболее ТАЛАНТЛИВЫХ . Это то , что мы называем РОКОМ или СУДЬБОЙ .
А вы , Злата , как знающая , как знакомая с Его биографическими подробностями , просто обязаны написать о НЁМ , а вы так и не назвали ЕГО позывные .
Дерзайте , Злата , - ПАМЯТЬ об ушедших в мир иной , тоже гнездится в наших генах .
+++
Сол. Кейсер [22.06.2007 01:48:06]
Отличная статья, Миша!
Горжусь знакомством с Тобой.
Спасибо.
+++
Михаил Лезинский [22.06.2007 02:22:10]
Спасибо , Сол , за прочтение !.. Своим ответом Злата память мою расколыхала .Ведь я вступил в то время , когда смерти настигают не только близких мне людей , но и просто знакомых , кои встречались на моём пути ... А это , хоть и в неодинаковой степени , но всё равно горестно ...
" ГДЕ СТОЛ БЫЛ ЯСТВ , ТАМ ГРОБ СТОИТ " ... И с газетных полос , с экранов телевизоров , по электронной почте - "ОТ НАС УШЁЛ..." Всех жалко . Наверное , это от того , что саван я на себя примериваю ?..
+++
Сол. Кейсер [22.06.2007 02:44:56]
Миша, Ты зря примеряешь саван: у меня нет денег на твои похороны!
Поэтому живи и радуй нас.
И я уже давно вступил в такую же полосу, ушли родные, и потихоньку начали переходить туда друзья.
+++
Злата [22.06.2007 02:41:10]
Михаил! Я и не виню ни Сартра, ни кого иного. Уход - это, правда, поступок , наверное, опять Вы правы - заложен в генах. А саван примерять не надо.Мы все в саванах, но не все это замечают.
Друга моего ушедшего звали Роман Товстык.
... И еще, Михаил, у меня есть присказка, когда особенно погано на душе и в жизни. Я тогда говорю : "Все будет хорошо!" Все будет хорошо, Михаил.
С уважением, Злата
+++
Эрнест Стефанович [22.06.2007 09:49:17]
Аха! Вот вы где, друзья мои, от скуки скучковались!
Саваны отменяются, живым пристало думать о саванах лишь для ушедших, а отнюдь не о своих!
Вот что бывает, когда остается в вытрезвителе один санитар да и тот на фанерном самокатике!
Михаил, пора тебе писать на деревню девушке (деревня - Москва, а - девушка - Злата!): "Милый девушка, забери меня отсюда..."
Злаата! Есть, есть ведь у тебя живой проект, достойный Хранителя портала.

И возьмите, други и подруги, на заметку пару оптимистичных эпита-хи-хий:

Жизнь отходила чинно
И отлетала птицей,
И пусть моей кончиной
Никто не огорчится!


Был до последнего момента
Самокритичным не вполне.
Не водружайте монумента –
Шутите в память обо мне!
+++
Михаил Лезинский [22.06.2007 10:08:08]
А у меня в голове вертится Роберт Бернс , - увы , тоже покойный . В переводе , увы , тоже покойного Маршака . Вот такая эпитафия :

Здесь Джон покоится в тиши ...
Конечно , только тело ,
Но говорят оно души
и прежде не имело.

Неужели это обо мне , временно живого ?
+++
Сол. Кейсер [22.06.2007 02:44:56]
Миша, Ты зря примеряешь саван: у меня нет денег на твои похороны!
+++
Какие деньги , Сол !?. В Израиле хоронят бесплатно . И без гроба . То есть , в гробу , но тот гроб многоразового использования , - завернут в белую тряпку тело и сунут в узкую , заранее забетонированную щель ... Вот и вся недолга !
А вот памятник ... Памятник ставят за гроши , - от пятисот долларов до ...
Но вид с нашего хайфского кладбища просто замечательный : лежи и вдыхай эту красоту теплого и бесконечного Средиземного моря ! Солнце и синь бесконечности ... Хорошо то как ...!
+++
Злата [22.06.2007 13:11:10]
Михаил! Не провоцируйте! А то все туда пойдем! :)
+++
Михаил Лезинский [22.06.2007 15:13:23]
Не торопитесь , Злата , на ТОТ СВЕТ , ни ресторанов , ни библиотек на ТОМ СВЕТЕ нет !
А как хочется , чтобы и ТАМ что-то было !..
+++
Злата [22.06.2007 23:52:15]
Михаил, Вы это так авторитетно говорите, словно ТАМ уже побывали? :) И вообще в чем дело? Нет? Значит, надо внедрить. :)
+++
Михаил Лезинский [23.06.2007 01:25:46]
ДА ПОБЫВАЛ Я , ЗЛАТА , И В РАЮ , И В АДУ , И В РАЙСКИХ КУЩАХ ...
КАК СЕЙЧАС ПОМНЮ , одна девица-певица , как теперь я понимаю , оказывается это была Ева , обращаясь к Змию , впервые в своей ещё короткой жизни , исполнила жестоковыйный романс . " Не искушай меня без нужды ..."
Будем справедливы , - неизвестно , кто кого искушал ?!. Недаром говорят французы , языка которого я тоже не знаю , шерше ля фам , то есть , ищите женщину ... А что её искать , коммунальных квартир тогда не было , и первое Дитя Природы была голое , тело валялось на травке , а потому и соблазнительное . Змий , в отличии от Адама этим и воспользовался .
О-о , Адам , о-о, мужчины , как вы поздно взрослеете , какие вы не догадливые ... Вот почему ЗМЕЕМ и был впервые был совершён всемасштабный половой Акт ! Всё-то тогда было впервые ...
Змий Искуситель ( в истории он записан под такой фамилией!) за ласки любовные и подвёл их их дереву-кусту , которое называлось ЛАВРОВЫМ , и Ева , и Адам таки да , прикрыли впервые свою наготу ЛАВРОВЫМ ЛИСТКОМ , а не ФИГОВЫМ .
Предполагаю , что и первым сладким плодом в их жизни и был-была фрукт ФИГА , - на Земле Обетованной их , фиг этих, сколько хошь !
НО вернёмся к благородному ЛАВРУ . Именно Лавр дал толчок Семёну Мендельсону , - человеку и поэту , сочинителю анекдотов и всяческих прикольных историй , узнику Сегежлага , замёрзшему в Карелии в 1939 году жестокого прошлого века ! - написать правдивые слова , отталкиваясь от факта :

Стоит статуя ,
Под ветром свист ,
А вместо штучки ,
Лавровый лист !

Вы ж понимаете , что под словом " штучка " скрывается другая весчь ?!. Как и ударение в слове " статуя " ... Не по современному надо ударять по этому слову ...

Ко всем с уважением , Мыша -дед , зажившийся на ЭТОМ СВЕТЕ .
Михаил Лезинский   10.08.2007 20:29   • 
 +++
Наша планета - это карточный стол для высококлассных игроков. И когда начинаешь это понимать, то невольно хочется втянуться в эту игру. Но чтобы придти к этому пониманию, нужно пройти понимания более мелкого масштаба. И каждое из тех пониманий так-же тягостно, без выпивки его часто не осмыслишь. Николай Анциферов дошел до следующего - всего лишь - понимания и не выдержал испытания Разумом. Как Есенин, как Высоцкий и другие. Это мое мнение.
Юрий Иванов Милюхин   10.08.2007 11:54   • 
+++
Пришёл , увидел , прочитал !.. Красиво и кудряво отвечаете , сэр . А , что касается выпить энд закусить , то школу по ентому делу большую прошёл . Не школу , а университет - я же много-много лет проработал вольнонаёмным электриком в зоне Сегежлага , что в Карелии !Сколько сивухи да браги перепито в посёлочке Сегежа ... И , когда меня принесли вусмерть пьяного да проколотого пикой домой , мать , - царство ей небесное ! - встала утром передо мною на колени и взмолилась : "Уезжай , Мишенька , отсюда ! Куда хочешь , но уезжай ... Убьют же !"...
Чтобы не растекаться мысию по древу , скажу : от карельского озера Выг , уехал на Чёрное море . В Севастополь !..
И в этом южном крымском городе я понял святую истину : кроме водки , спирта и браги , есть ещё и вина крымские и молдавские , которые прямо из цистерн продаются стаканами ... И закусь вкусная в наличии имеется , - всегда свежие пирожки с мясом , ливером , повидлой по 4 копейки штука ... И сразу жизнь похорошела... Вот если б только не язва желудка , нажитая в рядах Красной Армии , в которых я прослужил три с половиною года ...
Впрочем , жизнь собственная и стала темой для моего входа в страну Литература , так что , нет худа без добра !
Чокнемся , Юрий , виртуально , и снова нальём ! И снова - чокнемся . И будем мы чокнутые люди . Пишущие - все чокнутые !
Михаил Лезинский   10.08.2007 12:40   
+++
Дядя Мыша, прывэт с Ростова. С удовольствием бы чокнулся с вами хоть бадьей, да забросил пить проклятую уж десять лет назад. А что касаемо лагерей, так я вообще родился в лагере. Сейчас имею удостоверение о реабилитации и надбавку за это к пенсии 92 рубля. Вот так наша жизнь среди крестьян, которым дали волю, и процветает. Но без них никуда не денешься, они все девяносто девять и девять десятых процента россияне. Вам хорошо на вольных хлебах, было бы здоровье. А тут и здоровому жить опасно до сих пор. Но, дядя Мыша, давайте признаемся честно, ведь судьба зависит от нас самих, а не только от вокруг находящихся. Так что, держись, бывший каторжанин, ведь мы еще не все сказали!
Юрий Иванов Милюхин   10.08.2007 16:28   
+++
Есенинский синдром - крайне важная для творчества вещь, по-моему :) не шучу.
Дмитрий Тихонов   28.09.2003 02:26   •   
+++
Дмитрий, спасибо за замечание! Это верно, выпить энд закусить и я когда-то любил, но вовремя спохватился...Но это особь статья! Но на Руси великой испокон веков говорили: "Пей да дело разумей!" Я - за Владимира Высоцкого малопьющего, чтоб пожил он ещё хоть несколько лет! Я за Сергея Есенина малопьющего, чтобы он одарил нас новыми, непрочитанными нами гениальными стихами!Я за всех талантливых поэтов, ушедших из жизни преждевременно - недописавших то, о чём они сами мечтали!С уважением к вам Михаил Лезинский.
Михаил Лезинский   29.09.2003 01:38   


Рецензии