Лесные легенды

                Синильга
Давно уже было, ещё мой дед молодой был. Часто брал меня в лес или в болота. Ходили за рябчиком или просто так, не сиделось деду дома. Однажды ночью у костра, дед чуть  слышно произнёс: « Уходи Синильга, не пугай пацана». Я даже не понял, что это означает, но слово синильга запомнил, Что-то было в нём загадочное.
 Когда подрос, лучше узнал лес  болотные тропы, как говорил дед: « Вдоволь накормил комаров» спросил однажды деда, что означает слово синильга?
  Дед резко обернулся, на меня смотрели строгие, скорей суровые глаза. Показалось, что вот-вот в меня ударит молния, потом глаза смягчились и дед произнёс: « Вырастешь, узнаешь…».
  Так я и рос. За хорошую службу в армии мне дали отпуск, обычные десять дней, без дороги. Была маленькая хитрость, ехать домой надо было поездом, если лететь самолётом, получались сэкономленные дни, можно было побыть дома больше. Самолёты летали часто и билеты можно было купить свободно.
  Прибыл домой, а у деда всё готово к выходу в лес! Хвалится мне, место нашёл, белка есть и рябчики водятся. Переодел меня и скорей в лес.
  Добрались к дедовой заимке, отогрелись, утром решили белку смотреть. Вышли затемно, тихо шли краем леса, по берегу болота.
  Вон, смотри, синильгин бугорок, дед показал холмик с кривыми соснами на вершине. Странное место там, даже деревьям трудно, крутит их что-то, Худое место там…
  « А что там случилось там, почему так считают»?
  Вопросы сыпались на деда как снегопад, Что за тайна, так хотелось узнать  разгадку этого слова.
  « Мне самому ещё дед рассказывал, жили здесь люди, откуда пришли, как назывались ни кто не помнил. Они редко приходили в село, только по необходимости. О себе ни чего не рассказывали, возьмут что надо, расплатятся пушниной и снова к себе уйдут.
  Шаман их строго держал, водку не пили, не ссорились, воровства не было. В лесу встретятся, говорили мало, уходили своей дорогой.
  Дочка у шамана было, Синильгой звали. Видел её дед несколько раз, говорил, красивая. Её отец тоже шаманить учил. Иногда бабам помогала, трав даст или зуб заговорит….  Девки просили на женихов погадать, смеялась и уходила.
  Был на селе парень Сёмка, шалопутный. Били его и он когда бил, за дело и по пустякам.
  Столкнулся с ней в лесу, следил, может, может случайно, только переменился сильно с той поры. Старики удивлялись переменам. В поле от зари до зари, в лес бежит, добычу домой несёт. Жить лучше стали, деньги стал копить.
  Позже узнали, шаман условие поставил: Дом построить, хозяйство завести, тогда отдаст Синильгу ему в жёны. Вот Сёмка и старался. Синильга тоже к нему льнёт, видать глянулся он ей.
  На беду случилась война, в Крым флот английский прибыл, стали рекрутов набирать, Сёмку и забрили. Что там и как, но с войны он не вернулся, позже от старосты узнали, погиб геройской смертью.
  Ждала его Синильга, стала чаще в село приходить, спрашивала про Семёна. Ей отвечали, сами вестей ждём, ни чего не знаем, потом кто-то сказал ей, погиб Семён геройски, пусть не ждёт….
  Ушла она в лес, а на другой день буря случилась страшная. Лес валила, молнии летали во все стороны, страшно было. Только село не задело, даже краем, а лес на краю болота загорелся, как раз на холме, где тебе показывал, там шаман с дочкой жили.
  Ходили потом, смотрели. Люди ушли куда-то, а на холме лес дотла выгорел, пепел один остался.
  Говорили, стали там парни пропадать, не часто, но и теперь пропадают. Витька с Лесхоза недавно пропал, следы в болото ушли. Вот и тебе не стоит интересоваться и  ходить туда, беда там на каждом шагу.
  Пока дед рассказывал, солнце высоко поднялось, по зимнему. Пригрело малость. Белок немного взяли, дед проворчал: « Синильгу потревожили, вот и разогнала белок».
  Вернулись на заимку к вечеру, поговорили по пустякам, сон деда быстро сморил. За окном луна по снегу серебро рассыпала, ночь, а далеко видно, красота!
  Оделся, ружьё на плечо и вышел, пройдусь перед сном, когда ещё красоту такую увижу. Далеко не пошёл, хоть страха нет. Волки не водятся, ночное зверьё, сами меня боятся.
  Скрипнуло сзади, подумал, дед вышел покурить, оглядываюсь, нет, не дед….
  Женщина стоит, не знакомая, одета в меховые одежды. Спрашиваю не послушными губами, кто такая будешь?
  Синильга я, а ты не Семён случаем…?
 Ноги мои стали ватными, сон или явь уже не соображаю. Подошла ко мне, глаза тёмные, как ночь. Лицо и руки вроде как тёплые, холодом не веет. Потрогала за рукав, посмотрела в глаза и говорит: « Нет, ты не Семён, волосы у тебя тёмные и глаза серые. У Семёна волосы светлые и глаза синие-синие.
  Жду я Семёна, мой отец ждёт, на войне он, сказали что погиб, не верю я, вернётся. Может война ещё не закончилась. Наш род не должен закончится, вот хожу и ищу его, подхожу к парням, да всё не он, да не он. Бывает, парни пристают, убегаю к отцу, он не даст в обиду. Какие пробуют догнать, так в болоте и остаются
  Вот дела, по дедовым словам, война та более ста лет назад была, по сей день ждёт, да сплю я скорей всего….
  « Ты увидишь Семёна, поторопи его, скажи, ждёт Синильга, плачет и отец ждёт, поторопи…. Завтра на охоту идите на прежнее место, много белки будет. Пора мне. Отвернулась и быстрым шагом скрылась между деревьями, скоро и скрип снега стало не слышно. В сторону болота ушла.
  Бегом убежал в избу, как уснул, не помню, дед разбудил ворчанием.
   « Зачем ночью в лес ходил, Синильга приходила, Что, в болото звала к себе? Скольких она туда заманила, не перечесть…».
  Я пересказал деду ночное приключение, выслушал с серьёзным лицом. « Дед, она сказала, идти на прежнее место, много белки будет». Он только проворчал что-то не внятное.
  « Дед, а ты Синильгу видел»?
  « Видел, подходила, спрашивала про Семёна, вот дался ей этот шалопутный. Столько лет нет им покоя».
  Охота вышла славная, дед даже развеселился: « Через пару дней домой идём, а то меня заругают, что тебя у остальных отнял. Видать, ты Синильге понравился, с добычей идём».
  В ночь, перед уходом домой, вышел из избы и присел покурить на упавшее дерево, снова луна сделала лес волшебным.
  «Покурить не найдётся, браток»? Голос заставил меня вздрогнуть, не дедов….
  Оглянулся, рядом стояла старая знакомая, прижавшись к парню в одежде как из музея. В глазах Синильги сверкали огоньки, как лунные блики на снегу…
 Видишь, Семён вернулся, теперь всё будет хорошо, он и в правду на войне погиб, а душа меня искала. Теперь мы оба счастливы!
  Прощай, живи долго-долго!
  Как и в прошлый раз, только теперь две фигуры скрылись, уйдя в сторону болота.
  Утром дед строго спросил: «Не иначе Синильга снова приходила, не уж-то Сёмка её нашёлся»?
  Когда собрались уходить, дед присел на нары, усадил меня рядом…
  « Мой дед попросил меня, рассказать легенду о Синильге своему внуку, вот я и рассказал…. Ты пообещай мне, раз уж всё хорошо закончилось, рассказать эту историю людям, когда твои внуки подрастут, не ранее. Не забудь и пробормотал: «Упокой Господи души Семёна и Синильги…».
  Дописываю эти строчки, когда мои внуки спят, набегавшись за день. Обязательно расскажу им эту легенду, вот и будет: От деда к внуку….


Рецензии
Хорошая история. Просто и хорошо рассказали.
Спасибо!

Татьяна Софинская   01.09.2021 00:27     Заявить о нарушении