14-XxIII Тактика переговоров

                XXIII

  «Определённо, – подумала Фабия, проснувшись в утреннюю стражу, – Амагальтус, приморская свежесть действуют превосходно, надо благодарить Богов! Сплю мало, а высыпаюсь.»

  – Спасибо, Сон! – это уже вслух.

  Ларарий, термы, завтрак и разговор с управляющим, с рассветом верховая прогулка – осмотр латифундии: везде всё в порядке, необходимые работы исполняются. На Лесной дороге у Терминов границы с Вилла Нова пересадка с жеребца на сиденье колесницы – пребывание в Салнарбиях завершено.

  Миновав чужие имения, из своего Присцилла тоже чуть выехала, наблюдать сооружение у новой арки торговых рядов. То есть, собственно, планировку их на местности, сколачивание столов и каркасов для навесов и прочего – в общем, начало будущего эмпория. С интересом заметила, что руководившие рабами декурионы подходили сверяться к симпатичной рабыне с планом рыночной площади, который сразу по приезду утвердила госпожа, внеся лишь пару дополнений. Рабыня же оказалась и автором плана, как пояснил хозяйке подозванный декурион. «Как же я её раньше не замечала, такую сообразительную? – недоумевала Фабия. – Видимо, она скромна и не спешила показываться на глаза…» От начавшейся беседы домина отвлеклась, декуриону махнула отойти и подозвала замеченного ей юного Инстея, шедшего к арке.

  – Ты к ротонде? – после приветствия поинтересовалась патрицианка, Инстей кивнул. – Залезай, поехали, – колесница тронулась. – Неудобно же стоять, садись ко мне, – она похлопала по укрытым паллой коленкам.

  – Я постою, патронесса. Спасибо.

  – Зачем шёл?

  – Хотел поблагодарить. Все полагающиеся обряды соблюдены. Проводили отца как подобает.

  – Так присаживайся, говорю, и благодари, раз хотел.

  – Нет, спасибо. Я стою нормально.

  – Ты мешаешь вознице. Это всё, ради чего ты пришёл?

  – Да, патронесса.

  – Автомедонт, стой, – приказание исполнено. – Авл! Гляжу, ты не в настроении говорить с Присциллой Младшей. Слезай. Со мной ты не хочешь присесть, мог бы и сказать: «Вам будет тяжело, давайте лучше вы ко мне на колени», Автомедонту ты мешаешь, как уже сказала… Захочешь высказать благодарность – приходи завтра к прандиуму. Да! И братьев приводи! До завтра!..

  Съездив домой на ещё один завтрак, прелестная владелица Амагальтуса вернулась к беседке, где на этот раз провела салютатио ровно до полудня. После прандиума и посещения терм позанималась своими записями, но работа продвигалась не с таким успехом как накануне. Отложив это занятие, размышляла, что сказать приглашённым на обед первым лицам Новых Верцелл. «Наверняка они попробуют добиться от меня обещания позаботиться о восстановлении права нундин в их собственном городке».

   Дело в том, что среди замешанных – или оговорённых – в заговоре Пизона оказался один гражданин из Новых Верцелл, член городского совета, куратор нундин Луций Белей. Казнить его посчитали излишним – видимо, не достоин был стать на одну доску с патрициями, знатью, сенаторами, всадниками, преторианскими командирами. Но и без кары нельзя было оставлять. Вот и решили, как рассказывал недавно Тит Марцелл, лишить права нундин его «большую деревню».

  «Прямо не откажу, но и не пообещаю. Тогда они, пользуясь благоприятным обстоятельством, поедут к Дециму. Его я ночью предупредила, чтобы не соглашался. Надо будет смягчиться и не слишком противиться встрече, на следующие его церы ответить, потом снова приласкать… Виапа – да уж, это точно!.. Да, приласкать его, чтобы не передумал… Далее что? Всё равно, пожалуй, не успокоятся. Хорошо… Что им нужно? Самим дуумвирам и первым куриалам, то есть потенциальным дуумвирам… Есть! Сделаю вид, что размышляю. Перед отъездом несколько туманно пообещаю поговорить с братом, мужем и знакомыми по этому поводу. Но. Скажу Галику или ещё кому-то, чтобы выведал, какие доходы приносило проведение нундин на их территории конкретно самим местным магистратам; именно не от торговли, а от… Слуги их должны знать, не столь значительные члены совета… Короче, узнать и предложить им где-то… треть-половину от тех сумм – лучше, чем ничего – с просьбой не суетиться… Да, так и сделаю… Потому сейчас скажу, что потеря права нундин избавила их от многих обременительных хлопот… Минерве возлияния… И прозрачно намекну на то, что рыночные торги в Амагальтусе без прежних забот принесут им не самый малый доход… Разумеется, поболее шарма, – Муция глядится в зеркало. – О! Красавица какая! Да, такие улыбки, лёгкий флирт, комплименты, анекдоты – как обычно – и…»

  – Домина! Гости из Новых Верцелл проходят в экус, – так прервались её мысли.

  Но в экусе всё прошло в соответствии с этими задумками. Дуумвиры, одним из которых был тот самый Луций Белей, а другим его брат Марк Белей – они вообще часто избирались в высшие магистраты городка – и их спутники, восемь влиятельных куриалов, были поражены обилием блюд и красивых слуг в более нарядных, чем у них, одеждах. Ни более молодые из делегации, ни более пожилые не могли ни устоять перед блеском её красоты, ни достойно возражать на её аргументы. Среди прочего, они согласились реально содействовать рекламе и проведению новых рыночных сходок.

  – … Чтобы этим в том числе косвенно содействовать нундинам, которым, возможно, предстоит скоро возродиться в вашем славном городе, – говорила ритор. – Ибо пока они не появились, округа может вообще позабыть, что здесь могут быть прекрасные ярмарки! Кроме того, как жрица Великой Матери Богов, я буду приносить обильные жертвы Всевышним, и вы, уважаемые отцы-куриалы, – почтила их таким обращением та, которую они сами звали патронессой, – становитесь соучастниками благочестивого дела!..

  В ходе трапезы, также воплощая её мысли, пришли церы от Антония, и Присцилла демонстративно продиктовала ответ отцу-конскрипту, приглашая его на ужин и давая понять «местным отцам», что отношение к ней Децима делает бесполезным попытки сепаратных переговоров. Сами гости пригласили свою покровительницу в иды в город – приехать с торжественным визитом. В конце обеда Фабия велела братьям Белеям – слова, естественно, звучали просьбой, но по тону  и сути были повелением, дабы «отцы» не заносились – велела остаться. Чтобы ещё раз прозрачно намекнуть на то, на что собиралась, то есть на частичное сохранение их личных доходов от не проводимых городских нундин при сохранении статус кво. Преподнесла по квадранталу вина и отправила в термы с красивыми помощницами.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/02/20/324


------------------------
  эмпорий – здесь: рынок, рыночная площадь.
  дуумвиры – здесь: два высших выборных магистрата в р. городах.
  куриалы – члены городских советов.


Рецензии