Любить по-калужски

    Да, особенные мы люди – русские. Никакие мы не европейцы, не азиаты – тем более. Сами по себе. А уж калужане – самые-самые русские: и в работе, и в гульбе, и в верности, и в любви – я в этом уверен.

    Дмитрий Васильевич Смирнов учителем стал вопреки судьбе. Шутка ли: все предки – уходящая в глубь веков династия священнослужителей! Да и Дмитрий после семинарии закончил духовную академию, но неожиданно для своих родителей и всей родни изменил предначертаниям судьбы – заявил, что станет учителем. Конечно, анафеме родственники его не предали, но недовольны были очень, пытались отговорить от такого выбора, но Дмитрий был непреклонен: учителем – и точка.
    Служил Дмитрий Васильевич в женском епархиальном училище, преподавал историю, был в дружеских отношениях с чудаковатым сослуживцем Константином Циолковским.
Любовь пришла к учителю уже в зрелом возрасте, пришла – и сразила наповал. А влюбился он в свою ученицу Катю Баталину. И хотя разница в возрасте была запредельная (Кате – 15 лет, Дмитрию – 35), девушка ответила взаимностью.
Что тут началось! Все были против этого брака: родители жениха считали избранницу сына слишком молодой, родители невесты готовили для своей доченьки более выгодную партию из купеческой среды (учитель получал около 200 рублей в год, деньги не такие уж маленькие по тем временам, но для безбедной жизни весьма скромные). Но особенно против этого брака были учительский и попечительский советы, состоявшие в основном из жен калужских духовных лиц и «светских львиц» города. Учителя обвинили в безнравственности, а начальница училища пригрозила ему увольнением в случае этого брака. Но и тут Дмитрий Васильевич оказался непреклонен.
    В канун нового XX века молодые обвенчались. И жили счастливо двадцать лет в любви и согласии, пока страшный и голодный двадцатый год не забрал Дмитрия Васильевича, оставив вдову с пятью детьми…

    Удивительным образом история отца через много лет повторилась с его младшим сыном. В июне 1941 года Василий закончил Московский политехнический институт и практически вместе с дипломом получил повестку в военкомат. А дальше – вся эта страшная война, от звонка до звонка.
    На родину капитан Смирнов вернулся уже в 1946 году. Деревянный родительский дом сгорел во время боев за Калугу, но, слава Богу, остались живы братья и сестры со своими семьями. Какое-то время воссоединившаяся семья даже жила всемером в одной небольшой комнатушке, спали кто на полу, кто на столе, кто на подоконнике. Но скоро жизнь стала налаживаться: кто устроился жить в частном секторе, а кто и вселился в собственное коммунальное жилье. Василий поступил работать на завод, получил место в заводском общежитии, да еще и познакомился с доброй и красивой темноглазой девушкой Машей. В общем, пошло дело к свадьбе. И тут вызывают нашего Василия в партком.
    - Жениться собираешься, Вася?
    - Да, собираюсь через две недели.
    - А знаешь ли ты, что девушка твоя, эта самая Маша, во время оккупации была отправлена в Германию, работала там у немецкого помещика, а после войны несколько месяцев находилась в американском лагере для перемещенных лиц?
    - Да, знаю. Маша мне рассказывала.
    - Тогда делай выводы, Василий. Офицер, фронтовик, коммунист, инженер, на работе на хорошем счету – зачем тебе такое пятно в биографии? Не порть себе анкету, Вася.
    Но Василий уперся на своем: женюсь на Маше – и точка. Парторг пустил в ход последний аргумент:
    - Ну тогда, товарищ Смирнов, если женишься на этой самой девушке, положишь партбилет на стол.
    Василий постоял, подумал, вздохнул, потом вытащил из бокового кармана партийный билет и положил его на красное сукно, покрывающее стол. Повернулся – и ушел.

    Нет, из партии его все-таки не исключили. Маша и Василий поженились – и жили вместе долго и счастливо. Карьеры только Василий Дмитриевич не сделал, так до пенсии и проработал заместителем начальника одного из цехов КЗАМЭ.

Вот такие мы, калужские: гулять - так гулять, воевать - так воевать, любить – так любить.


Рисунок автора.


Рецензии
Я тоже родом из Калуги! Вы в этом рассказе подняли очень интересную тему об анкете и ее роли на судьбу человека. Но, пожалуй, никто еще не написал о самих анкетчиках - этих тайных вершителей чужих судеб.Вот так проживешь всю жизнь, и так и не узнаешь, а что там у тебя в еттой анкетке про тебя наплетено?

Василий Местергази   19.02.2014 16:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.