Неизвестная Родина

В Орловской средней школе №1 прошла межшкольная краеведческая конференция, один из этапов конкурса «Отечество». Многие доклады удивили своей глубиной.

На конкурс-конференцию съехались участники из 13 школ. Приветствовали собравшихся организаторы – сотрудники Дома детского творчества и почётный гость Лидия Петровна Александровская, автор книг об истории родного края, победитель конкурса «Галерея славы» Юга России и Восточной Украины.

Тема «малой родины» звучала в каждой работе, ученики выбирали то, что ближе: по духу или территориально, как Дарине Фёдоровой (Островянская школа). Анастасии Колоколовой (ОСШ №4) ближе оказалось творчество поэта Сергея Поликарповича Гончарова, отмеченного не только Музами (несколько поэтических сборников), но и престижными поэтическими наградами.

Сразу две ученицы – Елизавета Трофимова (ОСШ №1) и Виктория Кравченко (президент клуба «Искатель» ОСШ №2) подняли вопрос экологического туризма. Он может быть интересен не только жюри, но и населению, и администрации, и местному бизнесу. Так, Елизавета рассказала о санатории в посёлке Маныч.

Елена Шандра (Красноармейская школа) вспомнила Павла Федотовича Середу, директора поселкового музея на протяжении многих лет – именно он принял музей в «лихолетье» 90-х, когда деньги на культуру не выделялись, никто ни за что не отвечал, и экспонаты приходили в негодность. Всё, что можно было спасти, спас.

Хамзату Дакаеву (Черкесская школа) ближе оказалась история отношений российского и чеченского народа, а также тема многонациональных посёлков.

Анжелика Рева (Широкинская школа) подробно рассказала не о «парадной», а об «изнаночной» стороне прошедших лет: трудовых буднях совхоза «Ленинец», «золотой ржи», которую сеяли и собирали вручную все жители хутора – от мала до велика.

Валерий Харенко (ОСШ №1), напротив, заглянул в будущее: от имени группы «Патриот» он предложил идею создания «виртуального школьного музея». Основное достоинство проекта – мобильность и простота. Новые технологии должны уберечь хрупкие бумажные документы и дать молодёжи возможность «посетить музей», не выходя из дома – по гиперссылкам в Интернете. Единственный минус – дорогое программное обеспечение. Но идея хороша:
– Музей – это не кладбище хлама и не место поклонения. Это возможность осмыслить прошлое, попытаться понять то, что чувствовали наши предки. Интернет же – не цель, а средство её достижения. Если сердце не болит за родной край, компьютер не поможет.

Юлия Севрюгина (Донская школа) рассказала о создании в родной школе Музея боевой и трудовой славы под руководством учителя Натальи Петровны Бурда.

Елизавета Шрамко (Камышевская школа) показала всем собравшимся фотографии Дома культуры своего хутора и «хранителей» народных традиций и песен на селе.

Прозвучала и тема войны, причём с неожиданной стороны. Вадим Грозин (Быстрянская школа) выяснял судьбу бронепоезда, бойцы которого погибли в июле 1942 неподалёку от хутора.

Кристина Ткаченко (Пролетарская школа) нашла информацию обо всех ушедших на фронт в годы войны – 150 человек из хутора. Зачитала письмо бойца матери – женщине, потерявшей на той войне трёх сыновей и мужа. Назвала девочка и героев, и «антигероев»: полицаев и старост. Тех, кто защищал родину ценой жизни, и тех, кто упивался безнаказанностью. Пофамильно.

Вероника Корякина (Волочаевская школа) взяла за основу «историю одной семьи»: Анатолия Ильича Побединского, прошедшего Афганистан, его сына Игоря Анатольевича, потомственного военного, и его внучки Анастасии, студентки III курса Академии Петра Великого в Москве. Анастасия – единственная девушка-военнослужащая в посёлке. 
– Сейчас модно ругать прошлое нашей родины, – говорит Вероника, – кричать о покаянии. Но в истории любой страны бывают победы и поражения, и нам есть чем гордиться. Я хочу, чтобы моя страна стала лучше, не только человек был для государства, но и государство для человека.

Конкурс предполагает победителя, и жюри (ветеран педагогического труда В.Я. Топчигречко, заведующая методико-библиографическим отделом Н.И. Меренкова и библиотекарь Орловской центральной библиотеки В.Ф. Семиклетова, методист Управления образования Е.Д. Женовачёва – один из организаторов) присудили 12 мест в шести номинациях из семи.

Но мои симпатии были на стороне Даши Черниковой (ОСШ №3). Просто, без громких слов, она  рассказала о своей семье. Прадеды и прабабушки смотрели на зрителей со старых фотографий. Мастер Сеймовский, строивший мосты в XIX веке… Священник, расстрелянный в 1937 году «за убеждения»… Антон и София Зайцевы – отец Софии, по семейному преданию, служил при дворе царя и носил фамилию Вельможин… Евдокия и Владимир Одиницкие, которых знают старожилы района… Николай Семёнович Хомутов, лётчик, затем – директор школы… А с единственной «громкой» фразой в докладе и не поспоришь: «Как дерево без корней, так и человек без истории»...

ТАМАРА ВЛАСЕНКО
фото автора
16 декабря 2011


Рецензии