Вдвоём веселее

          Вдвоём веселее


      В первый класс я пошла, когда исполнилось семь лет. У меня уже был опыт одного урока прошлого года, проведённого в первом классе. Первоклассники учились в первую смену. Приходилось вставать рано и идти в школу. Бабушка одевала меня и отправляла в школу, куда я ходила без особого восторга. Утром было еще темно, когда выходила из дома. Родители в школу детей не провожали, так как сами рано уходили на работу. Порядки были строгие, опаздывать на работу было нельзя, так как за это давали срок. Сначала я в школу ходила одна, но в октябре солнце всходило, когда уже шёл урок. Страшно было идти в темноте.

Особенно было страшно идти зимой мимо колхозного амбара, стоявшего на сваях, так как под полом амбара чернели пустоты. Я уже слышала дома от взрослых много рассказов-страшилок, поэтому боялась проходить это место. Казалось, вот-вот кто-то выскочит из темноты. В ноябре снег лежал прочно на дороге. Я надевала лыжи и шла на них в начальную школу, которая находилась в конце улицы. На лыжах быстрее можно было дойти до школы. Когда я выходила из дома рано утром, было ещё очень темно. Когда ученики проходили мимо нашего дома в школу, я не видела.

Больше ни у кого из детей не было лыж,  я шла по зимней дороге на лыжах одна. По дороге в школу я заходила за своим первым учителем Владимиром Владимировичем. «Ему, наверное, тоже страшно идти в школу одному, вдвоем будет веселее»,  - думала я, оставляя лыжи у ворот его дома. Учителем был очень молодой парень. Дверь открывала мне его мама.
   - Владимир Владимирович дома? – спрашивала я.
   - Проходи, Аля! Он сейчас встанет, - говорила она, усаживая меня на скамейку у двери. - Владимир, вставай!

Из комнаты выходил заспанный учитель. Он умывался, одевался, завтракал, и мы шли в школу. Она была почти  рядом с его домом. Я шагала на лыжах, а он шёл без них со стопкой книг и тетрадей в руках. Владимир Владимирович – имя моего первого учителя осталось в моей памяти. С улыбкой вспоминаю сейчас, как я заходила за ним в школу.   Однажды, когда мы вышли из его дома, учитель сказал мне, чтобы я больше за ним не заходила, так как ещё очень рано, когда я захожу, так как он ещё спит в это время. 

Иногда заходила за соседом-одноклассником Гансом. Он жил в доме через дорогу от нашего дома. Но он часто не ходил в школу. Его мама одна воспитывала двух детей. И семья в столь трудное послевоенное время нуждалась в одежде, нечего было есть. Иногда я возвращалась домой, просила у бабушки еду для Ганса. Тогда мы оба опаздывали в школу. Во втором классе у меня появилась подружка Маруся Аксиненко. Их семья приехала из другого села, поселилась в соседнем доме.  Мы с Марусей договаривались, когда выходить из дома, ожидали нашу одноклассницу Надю Огребо. С подругами было веселее ходить в школу.


Рецензии