Кузнец и черт. Сказка

 
Жил-был кузнец. Да мастер – хоть куда. Побаивались его даже в деревне. Раз выковал он розу, так пчелы вокруг нее вились, прям как одуревшие, жужжали и кусали всех, кто к розе той подходил. А другой раз сковал коня карусельного, так конь этот -  пропал и, сказывают, цыгане свели. Вот пошел раз тот кузнец в церкву. И смотрит: на стене чорт намалеван. И так этот чорт кузнецу глянулся, что словами не описать. Пришел он домой и зовет маляра:
-Маляр, маляр! Нарисуй ты мне в кузне чорта, да чтоб как живой был!
-А и то, хозяин!  Будь ласков, нарисую за милую душу!
И нарисовал маляр чорта – загляденье а не чорт! И рога и хвост и каждая шерстинка –всё прям дышит, все шевелится, живет.
-Ну, желанный, проси у меня за такую работу сколько хочешь! –говорит кузнец.
-Дай, сколько не жалко –в ответ маляр – я человек легкий, мне работа в радость.

Расплатился с маляром кузнец, а сам всё своим чертом любуется –ну и картинка –глаз не отвести! С тех пор кузнец обыкновение завёл – как утром в кузню идет, так первым делом с чертом здоровается: «Здорово, земляк!»

Сын у кузнеца подрос. А батька старый стал. Пора на покой. Отдал он кузню сыну – в кузне сын теперь за хозяина. А сын-то из другого был теста. Родился он пареньком крепким – матери на радость, подрастал своим чередом –пеленки-соски, игры мальчишеские, в армию в свой срок пошел,
-Ну, чему научили-то отцы-командиры? – батька спрашивает.
-А круглое катать, плоское таскать! – отвечает сын. Стал в кузне отцу помогать. И сперва с интересом так работал, с живым глазом. Вот пришла к нему разок девка, железо - свое принесла. Скуй, говорит, из этого железа мне четыре подковы.
-На четыре подковы тут маловато будет. Две – скую. А из остатнего куска, хочешь, розу заделаю, да такую, что аромат от нее будет – живой получше?
Не-а,- вертит головой девка, капризничает – не хочу розу. Скуй ты мне лучше кольцо – в нос быку продевать.
-Не хочешь розу, не надо,- отвечает кузнецов сын.- Кольцо так кольцо.
И сковал кольцо. Кольца ковал, подковы, гвозди, что просили, то и делал. Только скучно ему стало. Всё в порядке, а порядок-то откуда? От Бога заведен – сиди и не рыпайся.

Вот в кузнице стал он полным хозяином, не подмастерье уже, сам - мастер. Дела идут хорошо, невесту уже пора приглядывать, вовсе остепеняться. И всё бы кузнецову сыну ничего, да вот только чорт батькин ему сильно досаждал. Утром, как в кузню идет, первым делом  он чорту кукиш кажет, а то и крепким словцом наградит.  А уж как из церкви придет, то и кочергой между рогов угощает бесовское отродъе! Не по нраву черт ему, да и чорту не слаще. Что за житье? Терпел-терпел чорт, да не выдержал.

Обернулся черт пареньком – из себя невидным, а глаз острый. Одет плохонько так, держится скромно. Стал к кузнецу в обучение проситься, за харчи да за ночлег.
А кузнец и рад – руки рабочие нужны. Паренек-то подмастерье учился споро и за неделю уже всю кузнецкую премудрость постиг. Хозяин доволен, стал иногда его в кузне за старшего оставлять. Удобный работник, что и говорить!

Раз в такой день  проезжала мимо кузницы старая барыня в карете. И аккурат напротив рессора возьми да лопни! Заходит барыня  в кузню и просит карету починить. Возьмешься, любезный?
-В лучшем виде сделаем, не сумлевайтесь!
Пригляделась барыня к пареньку, пощурилась,  лорнетик  свой достала да и спрашивает:
- А что, мил человек, не можешь ли ты еще вот какую штуку выкинуть, из старой в молодую меня перековать?
-И это можем, а як же, – отвечает черт. Только расспрос нужен, что да как хочешь? Вот к примеру, молодой-то быть – как это?
-Молодой…- задумалась барыня, пожевала губами – молодой, мон ты ами, это когда всё ты можешь и всё хочешь. Ножкой топнешь – и вот оно, на блюдечке несут.
-Ну а старой-то тебе быть каково, барыня-сударыня?
-Да и старой, мил  ты человек,- неплохо, привыкла я уже. Глаза раз в день открываю, навидались уж всякого мои глаза. Зато в руках есть еще сила. Крепко поводья-то держу, перчатки замшевые, тонкой выделки. Мягко стелю, спать жестко. Опыт есть у меня, чувствую: тонко где какая нить натянулась – ослабить надо, где – струнка провисла, потяг нужен. Все и всех в имении своем до косточки знаю,  телом чувствую. Ежели бок заныл – значит Петруха, управляющий, поворовывать начал. А зубы заболели – значит девки дворовые расшалились, в людской только зубы чешут, а на люстрах пыль не вытерта и бокалы грязные. Вот так, к примеру, понятно тебе?
-Понятно, – черт отвечает. – а  потерять этого не жаль будет? Все по новому, по глупому начать?
-Э, кузнец-молодец, так ведь вторая молодость - не первая. Опыт мой пусть  со мной останется, а иначе  зачем?
-Хорошо, любезная барыня, а заплатить ты чем готова? Но не дешеви: коль сторгуемся, сделаю.
Барыня-то умная была, помолчала маленько и говорит: Власть свою за то отдам, гордыню свою.
Мало! – черт в ответ.
-Еще надежды отдам, мечты горячие, жадность непомерную, обиды отдам да зависть в придачу..
Мало! – чорт в ответ.
-Лень отдам, да хитрость, да желание чужими руками жар загрести,  - говорит барыня
Хорошо, - молвит   черт – отдашь  ты все это, так ведь пусто тебе будет. Эвон сколько места освободится, почитай – вся душа. Чем душу свою заполнишь?
-Смотреть  буду, слушать, да жить. Жить-то не скучно, если просто это делать. Вот я цветочки лазоревые  в имении развожу (будешь в наших краях, заезжай посмотреть!), да ими перед соседями хвалюсь-горжусь. А без хвастовства если, так я просто любить их буду, цветочки эти, ох как любить. Радовать ими людей да землю-родительницу. Так, к примеру, понятно тебе?
- Понятно, –говорит чорт, пойдем, старая барыня, в кузню, твой заказ сполнять.
 Ну, чорт в этих делах мастак. Быстренько сжег барыню – одни кости черненькие осталися. Потом косточки эти в чан с молоком опустил и, глянь: барыня – молодая, выходит–выплывает из чана –Эх, хороша! Плечами повела, глянула из-под ресниц: спасибо, чертушка! -А ты что, знала, чтоль, кто я?
-Ой не смеши: Черта не знать, так в барынях не бывать! Ну, прощай! – села в карету и - пыль столбом.

Домой барыня прибывает. Молодая, да бодрая, да силушки немеряно стало у ней. Да только барин-то ее на диване лежит – в халате засаленном, да и сам - обрюзг, осовел, одурел, со скуки мух на окне давит, а более ни к чему и не годен.
А барыне-то без барина - куда? Мотыльком только порхать, однодневкой – эдак не годится! Нет – думает барыня, я его расшевелю! Зазужу его, оводом закусаю: вставай с дивана, иди к кузнецу!
Вот подступает барыня к барину – эй ты, старый пень, коршун ветошный! Излежался весь, глаза заплыли! И не стыдно тебе?  Глянь - я молодая да ладная, мне старик не надобен!
-Отстань, баба, – барин в ответ.- дурья твоя башка! Я – мужик, лучше знаю, как да что.
А баба-то не отстает, и так и эдак его изводит, и с этого боку подступит и с того. Видит, слова не действуют, так она уборку в горницах затеяла. Дым коромыслом, девки с тряпками да ведрами бегают, лакеи мебель взад-вперед таскают, как тут полежишь?
Расчихался барин от такой суеты,  ладно, говорит, вели запрягать, поеду я к кузнецу.

Прибывает к кузне карета, хозяин навстречь с почтением  выходит: Что ваше благородие хотят-желают?
-Желаю я, братец, из старого  в молодого перековаться, супруга моя у вас побывала-премного довольна: старухой уехала – молодухой возвратилась.
-Ой, что-то вы путаете, ваше благородие! Не можно так сделать, чтоб из старого – да молодым стать.
Не можно, говоришь? - насупился барин.- Врешь!  Засужу я тебя, в кандалы велю заковать! Губернатор мой тесть, исправник-свояк, вы тут все у меня вот где – и кулак свой  трясущийся кажет, побагровел от натуги весь.
Испугался кузнец: вот подсуропил помощничек, да пропал, окаянный, язи его в душу! Отдувайся теперь.
-Пожалуйте, говорит, в кузню. Как, говорит, желаете молодится?
-Известно как, - отвечает барин (барыня-то ему все обсказала) – сперва сожги меня, кузнец, потом в молочко сунь – и гоп-ля-ля! Да смотри, чтобы молочко-то высшего качества было, нам некондиции не надо.
-Дааа, - думает кузнец – попал я, как кур в ощип! Ну да смелость города берет! Сделаю как он сказал, а там – будь что будет! – не зря все-таки отцы-командиры его учили, старались,
Сжег он барина да в молоко сунул. Только земное пламя против адского не годится, да и молоко, видать, не то, ангелы в него перья не роняли. Не ожил барин, вот беда!

Барыня тем временем заждалась – не едет муж. Сама к кузнецу поехала. Ага! Кузнец не тот и с барином – не так! Топает ногами барыня - засужу, изведу! Что хошь делай, а мужа моего в целости да молодым, подавай!
-Ой, горе – кузнец тут вовсе за голову схватился – пропала ты, горемычная моя головушка!  Не тобой ли я поклоны  попам бил, лоб – как подошву намозолил. А теперь что - лоб – забреют - в арестанты, а там … Эх, помощничек-помощничек….
Только вспомнил про помощничка, а он тут как тут – словно черт из табакерки. Глянул на него кузнец – а и правда черт!
Щурится черт, смеется:
- Что, признал, земляк?

 Повинился кузнец перед чертом, барина отмолодили, отправились барин с барыней восвояси. А кузнец зажил с чертом в ладу и женился-таки на той девке, которая кольцо  быку заказывала. На свадьбу сковал молодой жене розу, да такую, что пчелки вокруг нее вились, жужжали сладко, а людей вовсе не кусали. А потом и деточкам сковал карусель потешную с конями. Однако ж от цыган берегли их, коней-то – на ночь в сарай всегда заносили – мало ли что.


Рецензии