Ольга Ломоносова. А родись счастливой!

Актриса Ольга Ломоносова и режиссер Павел Сафонов не звездят, не тусят, - вместе они делают спектакли и детей. И не хотят размениваться на сиюминутное, чтобы успеть самое главное. Одна из роскошных комнат во дворце «Турандот» превращена одновременно в гримерку и детскую. Пока Павел занимается с пятилетней Варей и пятимесячной Сашей, мы беседуем с Ольгой. Об интригах, потому что в новом «Тартюфе» на Малой Бронной она играет Эльмиру. О «Черном лебеде», потому что в прошлом Ольга Ломоносова - балерина. О чудесах, потому что скоро Новый год и, по словам актрисы, ее жизнь – это череда чудес. Маленькая Варя внимательно слушает, и, как фокусница, вдруг выуживает из кармана не известно, где, добытый яркий камешек и преподносит стилисту. Все смеются: чудо!

- Мне кажется, с таким творческим детством малыши просто обязаны стать актерами, режиссерами.
- Есть дети, которые за кулисами сразу находят себе применение. Варя – нет, ее надо развлекать. Только однажды в пошивочном цеху она быстро обрела друзей, все шили платье для ее куклы. Саша сейчас везде со мной, потому что никаких смесей, пустышек мы не едим.
- Ольга, вы можете загадать желание, сидя между двумя Людмилами, стилистом и журналистом. У вас остались несбывшиеся мечты?
- Чтобы никто никогда не болел!
- Как вы познакомились с Павлом?
- Нас свел театр Вахтангова. Я заканчивала Щукинское училище, а в театре Вахтангова  играла рабыню принцессы Турандот. Долгое время мы были просто друзьями, и не было никаких намеков на то, что когда-нибудь у нас будут дети. А потом как-то все само собой случилось, я даже не могу вспомнить подробности. Мы с Пашей вместе уже шесть лет – нам повезло. В наши дни не так много браков, которые сохраняются даже столько времени. Все как-то сразу разбегаются.
- Необычная история. И сегодня во дворце «Турандот» вы не в роли рабыни, а совсем наоборот. Может быть, скоротечные романы - это особенность театральной среды?
- Ни в коем случае не театральной среды. Так везде, будь то врачи или кто-то еще. Просто не про многих врачей пишут в газетах. А про актеров люди читают и думают: «У них нет ничего святого, постоянно сходятся-расходятся!» Мне кажется, это время такое. Пошатнулась вера в брак. Все чего-то ищут…
- Я за вас очень рада. Однако в профессиональном плане у вас тоже были поиски. Вы бросили балет, стали актрисой театра и кино. Почему?
- Я поняла, что солисткой мне не быть, а в кордебалете я быть не хочу. Но в театральный я пошла не из-за амбиций стать звездой, чтобы я шла по улице, а люди меня узнавали и оборачивались. Мне хотелось учиться! В хореографическом училище мы очень мало читали, у меня был дикий пробел в литературе, который мне хотелось как-то восполнить. Если бы я не поступила в театральный с первого раза, я бы не стала больше пробовать, это точно. Мне было уже 22 года – крайний срок для поступления. Мне повезло – я пришла на прослушивание к Родиону Овчинникову, он отметил меня в толпе и отправил на основной конкурс. Я до сих пор не в курсе, что такое первый, второй, третий тур. Более того, когда там узнали, что я гражданка Украины, меня вызвали и сказали: «Мы не можем, нужно платить». Я говорю: «Вы обалдели? Меня родители убьют!» И всеми правдами и неправдами меня все равно взяли на курс – вот такое со мной произошло чудо. 
- Когда девочки идут в балерины, они не понимают, что прима только одна?
- Когда учишься в Щуке, тоже думаешь, что будешь играть только главные роли. Свято веришь в то, что ты будешь самой лучшей.
- Не могу не вспомнить нашумевший фильм «Черный лебедь», где актриса Натали Портман более-менее убедительно сыграла балерину. Мне кажется, было бы очень удачно, если бы вам предложили сыграть балерину в кино про балет. Вам понравился «Черный лебедь?»
- Честно говоря, я не поняла, зачем он был снят. А Натали Портман – молодец, она совершила подвиг… Может быть, Венсану Касселю стоило играть настоящего гениального хореографа, помешанного на балете. А иначе во что влюбилась героиня? Сыграть балерину в кино – я только за! Чтобы роль заставила до такой степени вернуться в форму, все вспомнить, - я была бы счастлива.
- Сейчас весь мир сходит с ума по балету, даже в бутиках сплошные пачки и перья. Так что, может быть, с вами случится такое чудо. У вас есть роль-мечта?
- Хочется играть Шекспира, Чехова - классику. Но этого очень мало. Мы сейчас выпустили Мольера – это счастье.
- Разве мало? В ноябре выходит английский фильм «Аноним» про Шекспира. Эймунтас Някрошюс в октябре привозил в Москву «Гамлета»…
- О, я обожаю Някрошюса! У него я готова работать фонарным столбом. Продюсеры, режиссеры на Западе еще рискуют, а наши… Я бы поспорила с нашими продюсерами, которые считают, что публика на классику не пойдет. Естественно, Шекспира за три копейки не поставишь. Вложить меньше, получить больше – большинство живет по такому принципу, к сожалению.
- А современный материал вам совсем не нравится?
- Мне пока не попадалось ничего глубокого… Хотя, я должна была сыграть главную героиню в фильме «Мишень» по сценарию Владимира Сорокина. Сценарий мне очень понравился - при всем том трэше, который там нужно было играть, я была готова. Мы с режиссером Александром Зельдовичем давно хотели поработать вместе. Продюсер был против.
- В «Тартюфе» вы играете Эльмиру, которая, можно сказать, спасает семью. На мой взгляд, в этом спектакле это самая выигрышная женская роль. Вы ее и хотели?
- Ну, от роли Тартюфа я бы тоже не отказалась!
- О, вам с Павлом стоит рискнуть. Гендерные эксперименты сейчас в моде. А, если сталкиваетесь с интригами в жизни, как реагируете?
- Всегда можно отойти в сторону. Как-то мне удается не соприкасаться с интригами.
- Каково это - и работать, и жить с режиссером? Работа и дом неразделимы?
- Я играю в трех Пашиных спектаклях: «Пигмалион», «Утиная охота», «Тартюф». А были еще «Прекрасные люди», «Калигула». Сафонов - мой любимый режиссер. После Някрошюса. Но это он мне прощает, потому что сам его очень любит. Благодаря тому, что мы вместе живем, вместе работать даже проще. Недопонятое в театре можно обсудить дома. Но, конечно, у нас есть и другие темы для разговоров – у нас двое детей!
- Как в таком безумном ритме, какой задает профессия, материнство, Москва, вам удается сохранять женственность?
- Как раз моя профессия и возвращает меня к женственности. Грим, платья, - меня делают красавицей. А в жизни я хожу в том, в чем мне удобно. Краситься не люблю, потому что жалко времени. Когда выхожу из дома, для меня главное – не забыть игрушки, памперсы и т.д.
- Какие новогодние традиции сложились в вашей уже большой семье?
- Новый год мы стараемся отмечать дома. В прошлом году устроили целый спектакль – Паша был Бабой Ягой, наш друг – Дедом Морозом. Они переодевались в машине на улице, я их там гримировала. Варя сначала никого не узнала, и уже потом закричала: «Так это же мой папа!» Было дико смешно все это готовить. В этом году мы тоже обязательно что-нибудь устроим, Варя уже делает намеки, что ждет Бабу Ягу. А для Саши это будет первый Новый год в жизни.
-  Для многих целая проблема - что же подарить. А как у вас?
- Мы пишем письмо Деду Морозу, кладем его в морозилку. Думаем, сложно ли будет Дедушке доехать до того или иного магазина. Так как Дед Мороз у нас не Рокфеллер, какие-то заказы он выполняет, какие-то – нет. При составлении списка я удерживаю Варю: «Стоп! Дедушка же должен всем подарить подарки, а не только тебе». И она слушается.
- Я заметила, в ходе разговора вы часто говорите: «Каким-то чудом… Мне повезло». В вашей жизни много чудес?
- Я понимаю, что в этом мире, в этом городе есть много… совсем другого. Конечно, для меня это чудо, что у меня есть дети, что есть человек, который меня любит.

После интервью, пока актриса позирует фотографу, я подхожу к Павлу с вопросом, как же дружба с Ольгой переросла в любовь. Он тоже не помнит и улыбается: «Все произошло так естественно. Жизнь очень изобретательна. Думаешь, вот сейчас сам найдешь, завоюешь. Но судьба решает совсем иначе. А то, за чем гонялся, оборачивается совсем не тем, что хотелось».

Москва, для журнала Mister Christmas


Рецензии