КинОкрошка. Море и Север. Куваев. Санин. Рытхэу...

КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



КинОкрошка. Советское кино: Море и Север (Куваев, Санин, Рытхэу, Конецкий, Горбатов, Крон, Бианки, Липатов, Шундик)


«Клятва Гиппократа», оригинальное название: Hipokr;ta zv;rests, Рижская киностудия (1965)


Режиссер Ада (Армида) Неретниеце, сценарист Евсей Баренбойм, оператор Зигурдc Витолс, композитор Рингольд Оре, художник Андрис Бауманис.


В ролях: Паул Буткевич, Александра Завьялова, Виктор Гаврилов, Алексей Миронов, Сергей Гурзо (младший), Алексей Темербек и др.

Сегодня записал и срочно просмотрел этот легендарный фильм.
Ирония или парадокс, но само сочетание "Клятва Гиппократа" для меня калькировалось с названия этой ленты 1965 года.
 
Младшеклассником увидал и запомнил. С тех пор почти все забыл, но, согласитесь, "Клятва Гиппократа" - сама по себе мощнейшая отсылка, властно диктующая извлечь из забуды и воспроизвести личный первоисточник!?
Так и сделал. Не пожалел.

Неустаревающая высокая романтика не ниже уровня "Коллег", "Неотправленного письма", "Зимородка", "Пути к причалу".

Действительно, для тех врачей "Клятва Гиппократа" были не пустые слова, а девиз, нравственный императив. Их снежные халаты были белы как и совесть, а не в трупной прозелени баксов.

Как же я рад, что заново Узнал по-настоящему главную роль Паула Буткевича. Да-ДА!
Фильм открывается титрами:

"В ГЛАВНОЙ РОЛИ ПАУЛ БУТКЕВИЧ"

Дорогого, не правда ль, стоит для всех, кто неравнодушен к этому замечательному мастеру, до обидного неверно оцененному (официально и главнорольно) что в России, что, тем более, в Прибалтике, особенно, после 1991 года, когда он безвинно, но клинчево попал: "ни вашим, ни нашим"?!

Представляю, сколько циничных смешков вызовет эта картина у теперешних эскулапов с купленными дипломами. И это трагедия для нас всех, и для них же: ибо ни за какие деньги не купить природного и отточенного трудной наукой Умения хирурга, который ДОЛЖЕН (а не волен или неволен!) спасти жизнь пациента.

«Кино-Театр.Ру», 19.06.2010 01:43
 



«Обыкновенная Арктика», «Ленфильм», 2 серии (1976)

Режиссер Алексей Симонов, сценарист Константин Симонов, оператор Ростислав Давыдов, композитор Вадим Биберган, художники Алексей Рудяков, Елена Фомина.

В ролях: Олег Даль, Константин Симонов, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Георгий Корольчук, Валентин Ерофеев, Александр Анисимов, Александр Аржиловский, Виктор Павлов, Михаил Данилов, Владлен Паулус, Валерий Кравченко, Анатолий Рудаков, Николай Кузьмин, Генриетта Рыжкова, Эммануил Левин, Пётр Щербаков, Геннадий Юхтин и др.

По мотивам полярной прозы Бориса Горбатова ("Суд над Степаном Грохотом", "Большая вода", "Роды на огуречной земле", "Торговец Лабас").

Когда над реальной Арктикой (Тикси) такое созвездие актеров, плохого не скажешь. К тому же фильм долго пролежал на полке. Верно, до этого про полярников не снимали так жестко, критично, эксцентрично, но и… цинично. В определенной мере разрушение мифа.

Я помню ту отложенную и восторженно принятую премьеру – во второй половине 1980-х. Ее тщательно готовили. На экране торжествовали живые еще легенды кино. Им вторили некогда прикусившие язык критики и киноведы. Буквально слились голосами и лицами два Симонова. Покойный уже отец (из предисловия) - литературный классик, он же сценарист. И его почти двойник сын, живой режиссер.

Все, помнится, обрадовались, увидев редко блиставшего на таком солидном уровне (и как-то более свычного с комедийным репертуаром) Олега Анофриева. Еще больше возликовали те, кто впервые, о парадокс, увидел давно умершего Олега Даля в новой, по сути, еще не виданной массами роли.

Правда, завершение центрального конфликта Грохота с Бутом вышло «топорней», чем в другой постановке…



«Закон зимовки», телеспектакль,  «Главная редакция литературно-драматических программ» (1984)

Режиссер-постановщик Е. Лазарев, художник-постановщик И. Морозов,
оператор-постановщик А. Шапорин, звукорежиссер В. Движков, оператор Е. Павлов, художник по костюмам Г. Таар, монтаж Т. Герасимовой, редактор И. Лебедева, директор картины И. Островский.

В ролях:
Бут – А. Джигарханян
Степан – Е. Лазарев
Федор – В. Самойлов
Казаков – А. Фатюшин
Ольга Васильевна – Г. Анисимова
Елена – С. Кузнецова
Кучумов – А. Шаврин
Карпухин – В. Вишняк
Семен – А. Ильин
Сапрыка – В. Комратов
Механик – В. Власов
Старый плотник – Ад. Ильин
Дед Коробко – В. Печников
Водолаз Вася – Ю. Коренев
Ксения – Л. Руденко
Фролка – С. Рубеко
Савоська – Р. Афанасьев
Никодим – А. Зиновьев
Николай – Н. Прокофьев
Строители порта: О. Блажевич, Г. Косарев, Р. Колчина, С. Насибов, В. Рудниченко, Ю. Соколов, А. Садчиков, А. Самойлов, Л. Хромушина.

По циклу прозы Бориса Горбатова «Закон зимовки».

Просто так ничего не случается. Ночью смотрел «Обыкновенную Арктику». Днем – эту постановку Московского академического театра имени В.В. Маяковского.

Оба фильма являются телевизионной и театральной версиями одних и тех же произведений Бориса Горбатова. Оба опальные.

Фильм долго продержали на полке за нестандартный взгляд на подвиги полярников, среди которых как выяснилось, так много уголовного элемента, совсем не романтичного, а грубого и жадного до длинного рубля.

Телеспектакль в крамольные угодил по вине режиссера и исполнителя роли Грохота, точнее, его фамилии. Евгений Лазарев взял и эмигрировал, отсюда не очень лояльное (внимательное) отношение критики.

Но скажем честно: посмотреть такой спектакль большая редкость и радость.
Качество постановки такое, что почти не уступает кино. Даже акустика и реквизит мало напоминает сцену. Не говоря про игру актеров…

Бут в спектакле суровей, чем в кино: Армен Джигарханян, вообще, крайне  редко бывает так строг и «несимпатичен». Начальник, для которого одна святыня – дисциплина. Ей подчиняется весь ритм его жизни, под нее со скрипом перестраивается жутко сопротивляющийся, но таки вынужденный смириться и подчиниться мир гордых, необузданных и своенравных полярников. Бут ищет не любви (его так и не полюбят), а узды на шибко распоясавшийся люд во имя высших интересов - великого Дела Стройки Порта в канун Великой Войны. И с этой задачей справляется в феноменально короткие сроки…


Если в отражении прозы полярных буден фильм А. Симонова много эффектней и, несомненно, забавней (у кино и возможности тут куда серьезней), то в подлинной серьезности, мне кажется, выигрывает спектакль. Он суровей. На первый взгляд, даже серее и скучней. Но скучней ли?

Несмотря на безграничное уважение к Олегу Анофриеву, Афанасию Кочеткову и Олегу Далю, их аналоги в спектакле (Евгений Лазарев, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян) мне пришлись как-то ближе. И не потому, что я на корню готов гноить любые новаторские поиски. Нет, просто уже отмеченные эксцентрика и более отчетливый цинизм героев фильма чуточку «переигрывают» (в смысле: зашкаливают). 

По этой причине в намного более коротком спектакле основной конфликт скупого скучного государственника Бута и щедрого таежного хозяина Грохота подан и шире, и глубже, и ярче. И суд общества над Грохотом поэтому строже.
 
В отзыве на «Обыкновенную Арктику» я писал, что сцена кулачной расправы персонажа Кочеткова над Грохотом «топорней»: один поднял топор; другой его публично физически вырубил.
 
В спектакле все малость тоньше и изысканней. Лазарев глумливо и безнаказанно сбивает топором шапку с головы беззащитного начальника. Только вот строгий Самойлов накажет его не так оскорбительно, вообще не прилюдно, а благородно, по-мужски, тет-а-тет. При этом, ровно ошпаренного голавля, выведет он на чистую воду этого затаившегося с Гражданской войны предателя и пособника интервентов. И годами пуганый кнутом и прикормленный пряником Грохота народ отвернется от вожака, который решил было, что надежно выстроил  иерархию подчинения на праве сильного и милостивого барина. А народ-то он завсегда – за порядок, за государство, за общество.

Патетичней и финал спектакля.
Информбюро передает трагичную сводку о вероломном нападении фашистской Германии. И уже не нужны ничьи слова и взгляды. Немая сцена безмолвно сплачивающихся людей, разом почуявших родство, причастность к Большой земле. Слова Левитана не только соединяют людей на этом грозном пятачке Ледовитого океана. Каждый и весь народ, наконец, в полный рост узрели личную и коллективную значимость, осознали, сколь важен их общий труд по строительству полярного порта – аванпоста Советского флота на северных рубежах Отечества.







«Дерсу Узала», Моснаучфильм (1961)

Режиссер Агасий Бабаян, сценарист Игорь Болгарин, оператор Анатолий Казнин, композитор Мераб Парцхаладзе, художник Г. Рожалин.

В ролях: Адольф Шестаков, Касым Жакибаев, Николай Гладков, Лев Лобов, Александр Баранов, Спиридон Григорьев, А. Евстифеев и др.

Конечно, это не "оскароносец", но, при всем уважении к Акиро Куросаве, в плане динамики, приближенности к знанию русской ментальности, эта красивая экранизация великой повести Владимира Арсеньева, не уступит титулованному двухсерийнику. Про остальные искусствоведческие достижения велиречить не возьмусь.

Просто не повезло! Нет, не о тонкости и изысках киноязыка речь. Это крепкая и самодостаточная вещь, для начала 1960-х просто отменная!

Беда - что нежданно отодвинута поздним японо-советским вариантом, потом вообще задвинута и, в итоге, незаслуженно забыта. Услыхал про нее случайно и вот сейчас посмотрел.

Не похвалить - солгать. Свежая. светлая, яркая, честная таежная былина в прозе! По любому, стоит того, чтобы просто увидеть и насладиться просто красотой просто Уссурийского края и не навороченной добротной исполнительской манерой людей. которые не ставили целью потрясти и завоевать Голливуд. Поэтому они куда ближе к природной естественности, мужицкой непосредственности и милому наиву первопроходцев, чем многие позднейшие "игры в натуралистов".




«Офицер флота», телеспектакль, "Главная редакция литературно-драматических программ" (1971)

Режиссеры Маргарита Микаэлян, Тамара Татарашвили, оператор Виталий Сушко.

В ролях: Вадим Бероев, Татьяна Пельтцер, Татьяна Васильева, Вера Васильева, Наталья Защипина, Надежда Каратаева, Юлиан Козловский, Владимир Кулик, Борис Кумаритов, Георгий Менглет, Борис Новиков, Анатолий Папанов, Александр Пороховщиков, Владимир Радченко, Виктор Рухманов, Юрий Соковнин, Роман Ткачук, Вадим Завьялов, Даниил Каданов, Алексей Овечкин и др.

По одноименной пьесе Александра Крона.

Извините: реальный оксюморон, в смысле, героическая «сатира». Героический спектакль силами Театра Сатиры. «Сатиряне» на полном серьезе доказали свой недюжинный драматический потенциал. Привычно сатирические актеры сюрпризно серьезны и подчас неузнаваемы.

Катя (Татьяна Васильева, здесь еще Ицыкович), провожающая в последний поход капитана Горбунова, неподдельно лирична, без намека на ее поздние интонации. Безграмотный и брюзгливый водитель в исполнении Юрия Соковнина с виду смешон, но ой как не прост. Лишь в самом конце раскрываются его лучшие человеческие качества: доброта, заботливость и товарищество, точнее твердость в отстаивании товарища.

Всего этого не хватает персонажу Александра Пороховщикова – важному, справному, резво-карьерному офицеру Кондратьеву, сдрейфившему и не сумевшему защитить своего старого друга Горбунова (Вадим Бероев). По счастью, умелый психолог контр-адмирал Белобров (Анатолий Папанов) убедительно справляется с этой задачей самостоятельно, а походя дает по загривку «тыловой крысе» - подкованному военинженеру и потенциальному изменнику Селянину (Роман Ткачук).

Списочно расточать комплименты всем – долгая история, вот просто фамилии: Вера Васильева, Татьяна Пельтцер, Георгий Менглет, Борис Новиков, Борис Кумаритов…
Загадка и интрига пьесы заложена еще до действия. В самом названии скрыт важный смысл. «Офицер флота». Именно Офицер, как высокая категория подлинных защитников Отечества, а не просто формальное звание по ранжиру: адмирал или капитан. Или, если совсем уж измельченней, капитан-лейтенант (конкретное воинское звание Горбунова). Интрига названия и в том, что его символика настраивает на героический лад, обещая подвиги и доблесть.

Александр Крон, избегая столь многообещающей и благодарной стартовой площадки, берется за задачку посложнее: он показывает блеклую непарадную изнанку подвига. Прежде чем, подводная лодка выйдет в поход, ей предстоит глубинная подготовительная «подводная» война, полная мелких боев и неожиданных столкновений с таранной трусостью, подлостью предательством, доносительством. И в ходе этой изматывающей полускрытой баталии идеально честный и храбрый капитан-лейтенант Горбунов «проверяет на вшивость» себя и людей своего экипажа. Тех, с кем завтра в поход! И война эта в некоторых проявленьях может оказаться куда тяжелей и непредсказуемей лобовой боевой схватки, ибо враги тут носят те же погоны, имеют те же паспорта и говорят на том же языке. Они опаснее, коварнее, ловчее и подлее.

В общем, очень сильная постановка. И, несмотря, на ч\б фон, смотрится!
Согласен с Новиковой из Риги, что это постановка Театра Сатиры. Конечно, случается, когда на сцену одного театра приглашают «приму» (в данном случае это Вадим Бероев) из другого. Но чтоб на чужие подмостки (в данном случае Театра Моссовета) делегировали всю свою труппу (Сатира), верится с трудом.

Кроме В. Бероева (из Моссовета), все исполнители на момент экранизации (1971) состояли в Театре Сатиры (Новиков и Пороховщиков не исключение, проверено). Собственно говоря, даже Бероев органично вписывается в этот ансамбль, издали напоминая чем-то (в т.ч. физиономически) Александра Ширвиндта.

Дополняю список актеров по просмотре:
Доктор – В. Завьялов
Каюров – А. Овечкин
Туляков – Д. Каданов.
А Тамара Татаршвили проходит, как режиссер телеверсии.

"Кино-Театр.Ру", 8.06.2010 15:14
http://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/12005/forum/#483487





«ЧП: Чрезвычайное происшествие», К/ст. им.Горького, к/ст. им.Довженко, 2 серии (1958)

Режиссер Виктор Ивченко, сценаристы Григорий Колтунов, В. Калинин, Д. Кузнецов, оператор Алексей Прокопенко, композитор Игорь Шамо, художник Михаил Юферов.

В ролях: Михаил Кузнецов, Александр Ануров, Вячеслав Тихонов, Таисия Литвиненко (II), Анатолий Соловьёв, Владимир Рудин, Павел Усовниченко, Юрий Сарычев, П. Панёв, Гиули Чохонелидзе, Дмитрий Капка, Валентин Пархоменко, Михаил Сиренко, Витольд Янпавлис, Валентин Зиновьев, В. Кислов, Александр Толстых, Владимир Дальский, Владимир Уан-Зо-Ли, Евгений Балиев, Александр Барушной, Нонна Тен и др.

«Были же люди! С большой буквы ЛЮДИ! И как это не смешно смотреть сейчас, пусть многое адаптировано под кино, пусть многое вымышленно, но то, что такие люди были - это же правда! Пускай не вся страна, но их было много. И под танки бросались во время войны, и трудились, и Родину любили. И за Родину жизнь готовы были отдать. Почему же сейчас одни мезантропы, одна погань осталась. Которая себе подобных в этой стране ненавидит пуще некуда. И саму страну тоже»...

«Кино-Театр.Ру» № 14   Дима  (На Неве)  6.12.2009 23:02:


«Согласен с Димой (№ 14). Кроме фразы: "Почему же сейчас одни мизантропы, одна погань осталась. Которая себе подобных в этой стране ненавидит пуще некуда".

В том-то и дело, что не себе подобных. Они ненавидят как раз не им подобных. Они смертно ненавидят и шакальски боятся Тех, кто в этом фильме не продал Родину за дармовую хавку с пойлом, за валюту или бордель с податливыми шлюхами... По этой причине фильм и не показывают.

Это ж крамола. Нам втирают: что дух не просто вторичен (после материи и плотства), а третичен (от "третировать"), что все нам врали про советский патриотизм и высокую нравственность Того Человека!. А фильм, поставленный на документальной основе, доказывает: были люди, которые в подавляющем большинстве предпочли Отчизну иудиным сребреникам. Даже сейчас "ЧП" кажется наивным и идеологичным лишь самый чуток. А для своего времени (полвека с гаком назад) он был не типичным, прорывным во всех отношениях - именно возвышающимся над наивной идеологической тенденциозностью "кино-сверстников". Отличная и весьма воспитательная работа, которую полезно показывать молодежи с непременным присовокуплением: это реальный факт, причем, сглаженный и смягченный!

А Люди не поддались на западный глянец не продались за забугорный пряник.

И актерский костяк мощный! Сегодня посмотрел на диске, посвященном памяти В. Тихонова. Не тиражированная, но очень лихая его роль.

Гражданский добровольный предтеча Штирлица с одесским юморком. Прекрасен Михаил Кузнецов, да и никто в грязь лицом не ударил перед басурманами (тогда - внешними, теперь - внутренними)... Нестареющее кино.

Просто надо быть мало-мальски честным и объективным, чтоб это признать. А еще ценностями оперировать подлинными!».
сообщить модератору

Владимир Плотников, там же: 25.03.2010 21:12

 «О реальной основе фильма.
Мне приходилось в 90-е гг. смотреть интервью с участниками тех событий (разумеется, подобрали из числа "обиженных" Советской властью). Так вот, последние из этих моряков были освобождены только во время перестройки (отсидев по 30 с лишним лет в тюрьме "демократического" Тайваня).
Так же говорили и о пытках, наподобие гестаповских и о (чего в фильме не было) и массовых изнасилованиях захваченных девушек и женщин.

Так что про "политическую наивность" говорить не приходится. Скорее в фильме приукрасили американских союзничков.
Правда была бы чересчур "некиногенична"».

Там же: № 13   mihail  (Калининград)  26.11.2009 17:04





«Куда уходят киты», ТО «Экран» (1981)

Режиссер Анатолий Ниточкин, сценарист Юрий Рытхэу, оператор Владимир Брусин, композитор Эдуард Артемьев, художник Валентина Гордеева.

В ролях: Гульжан Аспетова, Светлана Хилтухина, Макиль Куланбаев, В. Пя, А. Коршунов, Касым Жакибаев, Болот Бейшеналиев и др.

«Образец несуществующего национального кинематографа реально существующего этноса – чукчей, паллиативом коему послужили мобилизованная арт-рота из Киргизии и Казахстана.
 
С юности запечатлел в памяти ряд сцен, в том числе легкое (и редкое) в ту пору ню-раздевание северных героев.

Поэтическое толкование классического Рытхэу, который все равно в книге лучше. Однако и чукотские пейзажи надо увидеть, чтоб судить верно и прочувствовать всю их красоту. Мне улыбнулось пять лет зреть что-то приближенное – дивный колымский ландшафт близ поселка Синегорье (полтыщи верст на север от Магадана и «впятеро юго-западней» Певека).

Что ни говори, природа там изумительная.

А судя по интеллектуальной мощи и эрудиции Юрия Рытхэу, чукотский народ - собрание не одних лишь дуриков типа ЫЫгыльдына из бородатых анекдотов»...

«Кино-Театр.Ру»,  10.08.2010 16:47




«Белый шаман»,  ТО «Экран», 3 серии (1982)

Режиссер Анатолий Ниточкин, сценарист Николай Шундик, оператор Темерлан (Тимур) Зельма, композитор Эдуард Артемьев.

В ролях: Джамбул Худайбергенов, Есболган Жайсанбаев, Болот Бейшеналиев, Владимир Седов, Николай Олялин, Нурмухан Жантурин, Меруерт Утекешева, Вадим Андреев, Гульжан Аспетова, Олег Белов, Светлана Тормахова, Амина Умурзакова, Мендибай (Ментай) Утепбергенов, Светлана Хилтухина и др.

Много перекличек (а кому родней - аллюзий и реминисценций) с романом "Алитет уходит в море" (Сёмушкина). Но, честно, от блестящего режиссера Ниточкина (и романиста Шундика) ожидал большего. Лично - большего (это, подчеркиваю, чисто субъективный фокус).

Повлияло еще то, что с превеликим предвкушением очень долго искал эту экранизацию. И не то что разочаровался... Просто не дотянуло до ожидаемого. Возможно, повлияло опережающее знакомство с рядом других ярких фильмов за "чукотский тематик" и, прежде всего, с более конгениальной национальному бытию и менталитету, прозой Юрия Рытхэу. Хотя у Ниточкина собран весь цвет казахского кинематографа, да и из наших заявлен сам Николай Олялин. Увы, следовало смотреть вовремя. Но, увы же, тогда был не так внимателен и пристрастен...

Да и не жалею, что посмотрел. Впрочем, не пожалел бы, если б не увидел. Опять вру: полярные сюжеты и таежные пейзажи - слишком сильная слабость и страсть...

«Кино-Театр.Ру»,  28.07.2010 22:11



«Перегон», Лентелефильм (1984)

Режиссер Олег Рябоконь, сценарист Виктор Конецкий, оператор Николай Горский, композитор Александр Брицын, художник Борис Петрушанский
В ролях: Александр Михайличенко, Валентин Гафт, Марина Старых, Тамара Алёшина, Игорь Ефимов, Антон Адасинский, Андрей Данилов, Владимир Ерёмин, Константин Кармазин, Валерий Кефт, С. Топоров, Адольф Шестаков, Виктор Конецкий (?) и др.

По повести Виктора Конецкого “Завтрашние заботы” (вторая экранизация произведения после 1962 года).

Очень люблю прозу Виктора Конецкого. Даже не подозревал, что этот фильм снят по мотивам его известной книги, да в придачу с участием автора-маримана! Путаницу, очевидно, наделал современный 2-серийный "Перегон", а в 1984-м я настоящий "Перегон" как-то пропустил.
 
"Перегон" вызывает все-таки больше симпатий, чем неприятия. Нормальный флотский фильм. В нем, как и "заголовочной" книге Виктора Конецкого, еще нет того горьковато посоленного, фирменно-конецкого юмора, что стал необходимо-присутственным, как качка и брызги, для более зрелой прозы маэстро.

Впрочем, Валентину Гафту, при его иронико-сардонической харизме, и смешить никого не надо.

А сама постановка осовременила первоисточник без малого лет на 30! Что не могло не сказаться на некоторых алогизмах на уровне рефлекса и интуиции.

Но атмосфера кубрика и кают-компании, видимо, достоверна и детализировна до доминошных частностей, поскольку, кажется, ее "курировал" лично Виктор Викторович. Человек с очень "Конецким" лицом неоднократно появляется в кадре. Правда, корифей маринистики показался очень уж рослым. И все-таки, сдается, Он!

"Кино-театр.Ру", 11, 12.07.2010


«Орлиный остров», «Молдова-фильм» (1961)


Режиссеры Михаил Израилев, Марианна Рошаль, сценаристы Марианна Рошаль, Георгий Фёдоров, Юлий Дунский, Валерий Фрид, оператор Виталий Калашников, композитор Эдуард Лазарев, художники Станислав Булгаков, Аурелия Роман.


В ролях: Геннадий Юдин, Светлана Дружинина, Ростислав Плятт, Ион Шкуря, Екатерина Малкоч, В. Константинов, Владимир Смирнов, Наталья Хренникова, Валя Горшков  и др.

Просмотр порадовал. Снято очень давно, но налицо качество.
Чуточку наивен (линия любви натянута, но закон жанра есть закон). Зато подводная съемка и музыкальный фон, на мой взгляд, не могли не оказать вкусового воздействия на создателей "Человека-Амфибии" (или наоборот? - год производства-то один и тот же).

Исключительны ретро-кадры: особенно, осада крепости, мощные фигуры рабов, разбиваемые цепи, суровая поступь легионеров. Скупо, но - мера! Вполне годится для искушенного глаза даже сегодняшнего пресыщенного зрителя.

Согласен, что здесь совоеобычный экспериментальный "слоеный торт": археология, романтический настрой и скупой быт средины 50-х, грациозные подводные заплывы, война, морской подвиг, интрига поиска, почти готическая тайна, мужественные и красивые лица, загадочные гроты и лабиринты, старинный огненный риутал, элементы мистических видений, Глубокая античность воссоздана очень достойно, сегодня бы наворочали столько лишнего, кровавого, псевдо-зрелищного...
В общем, замечательный сплав всех жанров, кроме скучного.

«Кино-Театр.Ру»,12.06.2010 20:32






«Тропой бескорыстной любви», Центрнаучфильм (1971)

Режиссер Агасий Бабаян, сценарист Леонид Белокуров, оператор Анатолий Казнин, композитор Мераб Парцхаладзе, художники Олег Антипов, Я. Бенин.

В ролях: Дмитрий Орловский, Аркадий Толбузин, Борис Сичкин, Галина Рыбак, Е. Зосимов, Филимон Сергеев, В. Коваль и др.

«Памяти Виталия Бианки. Многое в этом фильме навеяно его рассказами» (эпиграф фильма).

Первый из кино-тетралогии, рассказывающей о жизни рысенка (в потом взрослой рыси)  Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч. Последующие фильмы: «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идет по следу» (1994).

Недавно приобрел диск со всей трилогией. Очень достойный и познавательный фильм о добре и дружбе. Испытал на 7-летнем племяннике: сначала упирался, но на второй минуте прирос к экране и потребовал после "Тропы бескорыстной любви" 2-ю часть. Еле оторвали, обещали продолжить позже.

«Кино-Театр.Ру», 9.06.2009 09:57

Сильнейшее впечатление детства. В 1972-м не пошел в кино-театр на "След Сокола" с Гойко Митичем, предпочел "Тропу", за что был высмеян ребятами со двора. Нет, кино про индейцев я тоже любил, но ничуть не жалею о том предпочтении. Светлейший фильм, сыгравший огромную роль в, простите за пафос, гуманизации личности. Актер Орловский очень достоверен, это его крупнейшая удача! А ведь прожил почти сто лет.

Там же, 9.06.2009 10:12


Эту чудесную трилогию нужно показывать детям. Если не в пику покемонам-поттерам-пузотеликам, то в качестве альтернативы (у каждого есть право на выбор). Маленький племянник, не отрываясь, смотрит!

Там же, 9.06.2009 10:02






«Сокровища пылающих скал», к/ст. им. А.Довженко (1969)

Режиссер Евгений Шерстобитов, сценаристы Герцель Новогрудский, Евгений Шерстобитов, оператор Николай Журавлёв, композитор Игорь Ключарёв, художник Николай Резник.

В ролях: Николай Засеев-Руденко, Теодоро Куарто, Григорий Максимов, Владимир (Ладо) Цхвариашвили, Николай Гаврилов, Юрий Гаврилюк, Александр Гай, Валентин Грудинин, Ирина Дука, З. Золотарев, Роберт Зотов, Дмитрий Капка, Н. Назарен, Валерий Панарин, Алексей Преснецов, Петр Соболевский, Р. Таинс, Александр Толстых, Алим Федоринский, Валентин Черняк, Марина Юрасова и др.

А голове долго крутилось: крутой фильм детства. И название захватывающее. И вот нашел.

Я очень уважаю режиссера Евгения Шерстобитова, создателя дюжины замечательных и любимых шедевров в сложнейшем жанре детского кино. Всегда старался не то, что превознести подобные фильмы, - воздать должное. Но сегодня осечка вышла: не то! Слишком все выглядит надуманным и уже не интересным, А бутафория сокровищницы - откровенно дешевой. По всякому присматривался, но "насильно мил не будешь".

Извиняюсь, если задел чьи-то чувства, тоько первый-то удар пришелся по собственной памяти.

Увы, так бывает далеко не редко с книгами и картинами, любимыми когда-то. Много реже - наоборот.

«Кино-Театр.Ру», 20.06.2010 18:46



«Таинственная находка», К/ст. им. Горького (1953)

Режиссер Борис Бунеев, сценарист Валентина Спирина, оператор: Гавриил Егиазаров, композитор Владимир Юровский, художник: Петр Галаджев.

В ролях: Валентин Грачев, Б. Дорохов, Александр Покровский, А. Шмуракова, В. Жуков, В. Причестняев, Екатерина Савинова, Андрей Петров, Александр Суснин, Алексей Грибов, Михаил Глузский, Геннадий Юдин, Алексей Алексеев, Евгений Тетерин, Николай Граббе, Георгий Гумилевский, Игорь Безяев и др.

Возможно, этот фильм не столь динамичен, как "Сокровища пылающих скал", но стержень его серьезней, сюжет драматичней, исполнительское качество выше. По-настоящему украшает картину глубоко патриотический и изящно включенный ретро-рассказ о подвиге русских поморов и их "Сусанина", давших дерзкую нахлобучку англичанам.

Современные события тонко переплетены с историческими сценами, но не забиваются модной тогда дидактикой.

Великолепна молодая Екатерина Савинова в роли учительницы. Да и все актеры на своем месте.

Урок мужества, товарищества и дружбы. И высокий класс мастерства - как делать детский фильм с героической начинкой. Все со вкусом, без перебора.

Было очень интересно и приятно погрузиться в старое доброе время... Увидеть наивных и чистых школьников, не ведающих про сексуальную грамотность, про виртуальные ужасы и сотовый телефон... Освежить прежние воспоминания о том, что такое хорошо, а что такое плохо...

«Кино-Театр.Ру», 20.06.2010 18:59




«Идущие за горизонт», «Беларусьфильм», 2 серии (1972).

Режиссер Николай Калинин, сценарист Олег Куваев, оператор Дмитрий Зайцев, композитор Станислав Пожлаков, художник Юрий Альбицкий.

В ролях: Иван Гаврилюк, Николай Крюков, Ирина (Ирен) Азер, Юрий Гончаров, Валентин Никулин, Эммануил Виторган, Николай Кузьмин, Аркадий Пышняк и др.

Телефильм по повести Олега Куваева «Тройной полярный сюжет» («Птица капитана Росса»).

Будучи большим поклонником «полярной прозы» и, в частности, творчества безвременно ушедшего Олега Куваева, я с душевным трепетом приступил к просмотру этого долго искомого фильма, поставленного по «нелинейной» и самой поэтичной повести ленинградского мастера.

Добавочного азарта привнесла Колыма, где прожил 5 лучших лет жизни!
Иван Гаврилюк очень интересен, красив, как и Николай Крюков или Эммануил Виторган. Правда, не совсем понятно, чего ради у ряда персонажей отняли их фирменный (особенно, в случае с Виторганом) голос?

Умелые и удачные исторические параллель-вкрапления Куваева о поисках загадочной розовой чайки Шавоносовым (к слову, Валентина Никулина в этой роли ну никак бы не отгадал при чтении) задались не слишком…

Характер «бичей» передан без присущего им (тем более, для тех, кто таковых видел) сообразного и своеобразного северного колорита, что, видимо, частично объясняется «полит-корректными рамками» той цензуры. Но ведь можно было как-то по-другому присовокупить и перцу и спец-экзотики.

Тем не менее, постановка вызывает уважение и смотрится, да и пейзажи неплохие, что особенно ценно для любителей северного «полярного сюжета»…

«Кино-Театр.Ру», 20.07.2010 12:09




«Координаты неизвестны», Одесская киностудия (1957)

Режиссер Михаил Винярский, сценарист Иван Рядченко, оператор Василий Симбирцев, композитор Борис Мокроусов, художник Б. Ильюшин.

В ролях: Олег Жаков, Леонид Галлис, Эдуард Бредун, Юрий Прокопович, Надежда Чередниченко, Николай Яковченко, Евгений Котов, Николай Ключнев, В. Кравченко, Олег Мокшанцев, Степан Крылов и др.

Есть внутренняя убежденность, что в далеком, даже глубоком детстве видел этот фильм. Но вредная память, увы, ее не подкрепляет. Хотя, честно, признаюсь, давно не испытывал от просмотра старого кино таких сильных и соленых чувств: того самого «глубокого удовлетворения» от настоящего безыскусного… искусства, великолепной актерской пластичности, точнейшего психологизма, ненавязчивого, но мощного патриотизма и трепетной атмосферы общей искренности, присущей настоящему морскому братству. Самое же главное, смотрелось и впитывалось безотрывно, на одном дыхании.

Актерский «экипаж» – это блеск и… совесть!
Как всегда, скульптурно лаконичен Олег Жаков в роли сурового, но справедливого и бесконечно человечного командира корабля, точнее танкера-бензовоза «Кремль».

Убедителен и импозантен в своем исключительном такте только что переживший глубокую трагедию подлинный (!) комиссар с большой буквы (Леонид Галлис).

Совершенно потряс виртуозной двуличностью своего персонажа – радиста-предателя карнавально-зажигательный Юрий Прокопович.
 
Никогда не думал, что так «приглянется» совсем юный и непосредственный, но дюже выразительный в своей противоречивости выпивоха-матрос Брагин - Эдурад Бредун, поджарой стати коего еще ой как далеко до последующих, во всех отношениях более толстокожих амбалов (навроде бугая Бугрова из «Коллег»). Задиристый, шибутной, дурной, но в доску свой парень жертвует жизнью, доказывая итоговое личное превосходство над более риторически правильными и политически грамотными товарищами.
 
И, само собой, радует одной своей добродушной и уморительной, как выражались полярники Вл. Санина, «мордой лица» Николай Яковченко, милый корабельный кок, на консервную банку поймавший целую акулу, чем спас команду от голода…

В этом фильме почти нет войны, если не считать пары эпизодически «крестанувших» немецких бомбардировщиков, взрыва на танкере «Урал» и подавленного экипажем пожара на самом «Кремле». Но этот скромный морской фильм о «спокойном» трансокеанском переходе танкера с горючим для фронта хоть и опосредованно, но почище очень многих брутально-кровавых, зрелищно-эффектных (и как бы тем самым «приближенных к фронту») панорамных эпопей воссоздает и бессмысленные ужасы войны, и высочайший моральный дух советского моряка. Координаты танкера неизвестны, но пока над его палубой реет красный флаг, он - Родина!
Это кино я точно буду смотреть еще не раз! 





«Антарктическая повесть», «Мосфильм», 3 серии (1979)

Режиссер Сергей Тарасов, сценаристы Иван Менджерицкий, Владимир Санин, оператор Михаил Коропцов, композитор Тихон Хренников, художник Юрий Кладиенко.

В ролях: Константин Григорьев, Анатолий Ромашин, Александр Вдовин, Александр Белявский, Борис Хмельницкий, Альгимантас Масюлис, Борис Химичев, Харий Швейц, Юрий Назаров, Валерий Малышев, Виктор Шульгин, Наталья Фатеева, Владимир Акимов, Николай Бармин, Николай Маликов и др.

Фильм могучий - так же, как его персонажи (и некоторые актеры). Таких мужиков не появится столько же лет, сколько придется растить ушедших и отыгравших свой век героев. А для этого нужно не так и много - вырубить из душ чистоган и ему сопутствующую гадость.
 
Полярники шли за туманом, за товарищем, за идеей…
Деньги – да, конечно, но никак не в первом эшелоне. Во всяком случае, для большинства.

Перечитываю сейчас повести, на мой взгляд, недооцененного, великого прозаика Владимира Санина, по которым поставлена картина. Это "Новичок в Антарктиде", "В ловушке", "Трудно отпускает Антарктида". Написано грандиозно. Книги о Покорителях. Где-то – легчайший, искрометный юмор, везде - суровая мужская проза, плюс блестяще игристый стиль. А главное: все это классно, тактично, со вкусом дозировано, без перехлеста.
 
Психологизм, достоверность и, снова и снова, потрясающий юмор. Такой теперешним «Петросам Степанянам» разве что в страшном сне привидится, - ведь по пробуждении лучше всего добровольно «помереть». Чтоб от греха подальше.
Решил перечитать Санина всего. Это ж глоток экологически чистого воздуха. А такой остался только в Антарктиде. Но без привычки и подшлемника глотать - опасно для здоровья...

Ссылки на подобные статьи рубрики «КинОкрошка»:

«Автономный поход за Доброй надеждой» -
http://www.proza.ru/2012/02/23/803

«72 градуса ниже Санина» - http://proza.ru/2011/08/09/433

«И это всё без него» (на сериал по роману Виля Липатова «И это всё о нём») - http://proza.ru/2010/01/05/42

«Фильм, которому не везёт. Памяти «Ерша»» - http://proza.ru/2009/07/02/45




 


Рецензии
вот рысенка Кунака - помню))) Пол

Пол Унольв   20.02.2012 17:19     Заявить о нарушении
Так еще бы! А юные, боюсь, нет.

Владимир Плотников-Самарский   20.02.2012 19:00   Заявить о нарушении
Жаль, что так коротко.О каждом фильме есть что ещё рассказать.
Майя Уздина.

Майя Уздина   20.02.2012 22:29   Заявить о нарушении
Ну, это уж так "исторически и концептуально" задалось - реагировал сразу по просмотре после долгой паузы в 20-40 лет.

Спасибо за Ваше внимание и общий интерес к замечательному кино.

К тому же это нам с Вами кажется, что мало, большинство и этот объем сочтет неподъемной каторгой.

С уважением

Владимир Плотников-Самарский   20.02.2012 22:51   Заявить о нарушении