Научите меня писАть

Из года в год растет число молодых людей, которые становятся студентами факультета журналистики СПбГУ потому, что «любят путешествовать и встречаться с интересными людьми». Так они пишут в сочинениях на тему «Почему я выбрал профессию журналиста». Это те, кто выбрал журналистику, насмотревшись по телевизору рекламы жевательной резинки: «Я – журналист. Мне приходится много путешествовать и встречаться с интересными людьми, поэтому мое дыхание должно быть свежим…» и так далее. И совершенно естественно, что встречаясь с преподавателем по Теории и методике журналистского творчества (ТМЖТ), они прямо заявляют: «Я ничего не умею, но хочу быть журналистом, поэтому научите меня писать». А если учесть, что со стажем работы в средствах массовой информации на факультет поступают теперь единицы, для подсчета которых на потоке хватает пальцев одной руки, то становится ясным: всю работу на лабораторных занятиях по ТМЖТ необходимо строить с учетом этого обстоятельства. В отличие от студента 1960-1980-х годов нынешнему студенту не скажешь: «Вы прослушали теоретический курс  и теперь должны подготовить и принести для обсуждения в группе информацию (зарисовку, отчет, интервью, репортаж)». На первых порах приходится организовывать написание всех этих материалов.
Свою первую информацию студенты моей группы готовят по справкам пресс-центра ГУВД или ГИБДД, которыми, кстати, пользуются и журналисты-профессионалы, работающие в криминальных отделах санкт-петербургских СМИ. Одна тематика, одна терминология всех подготовленных информаций позволяют студентам активно участвовать в обсуждении готовых произведений. К тому же первокурсники приобретают опыт работы с таким сложным и специфичным источником информации каким является милицейский пресс-релиз. Работа с ними ведется в аудитории, на написание информации отводится определенное время, в качестве справочной литературы предлагается Уголовный Кодекс РФ. Подобная практика применяется и для домашних заданий.
Для подготовки первого отчета студенты всей группой идут с преподавателем на одну из художественных выставок. Это практикуется уже несколько лет и проходит, обычно, в выходные дни. Здесь мы тоже имеем ряд плюсов, и прежде всего тот, что все отчеты пишутся на одном информационном материале, что повышает активность студентов при обсуждении готовых работ. Иногда удается посещать выставки знакомых художников. В этих случаях для студентов организуется еще и учебная пресс-конференция с автором экспозиции.
Особую роль в учебном процессе мы отводим зарисовке. И здесь материал организуется. Для реализации предлагается последовательно несколько тем: «В город пришла зима», «Мой дом – моя крепость», «Моя дорога домой», «Встреча друзей» и, наконец, - «В город пришла весна». Последняя делается на основе коллективного выхода студентов в Петропавловскую крепость.
Написание подобных зарисовок с элементами репортажа заставляет студента смотреть на все, что его окружает, на все, что с ним происходит, как на источник информации, отсеивать второстепенное от главного, смотреть профессиональным взглядом на факты, из которых и состоит наша жизнь. Некоторые из этих зарисовок были опубликованы в учебных номерах газеты «Дважды два».
Весьма важно для студента-первокурсника написать свой первый репортаж  и обсудить его в группе с участием преподавателя. Потому, что репортаж – это особый стиль, особый набор фактов, особое их чередование. И этот жанр приходится организовывать для студентов.
Для подготовки репортажа мы обычно выезжаем группой на один из петербургских рынков, как правило Полюстровский, или, как его еще называют в народе, – Кондратьевский. Это делается обязательно в выходной день, когда на него съезжаются любители животных со всего города, округи и даже из других городов и государств. Эти дни так богаты характерами,  событиями по купле, продаже, консультациям со знающими людьми начинающих любителей живности, что полтора десятка репортажей, предложенных к обсуждению, никогда не бывают похожи друг на друга. Часть из них также была опубликована в учебной газете.
До того как студент-первокурсник начнет выполнять задания преподавателя по написанию простеньких информаций  о выставках или творческих вечерах, делать самостоятельно отчеты со спектаклей или репортажи  о дорожных происшествиях, преподавателю приходится «ставить перо», организуя написание первых материалов. 


Рецензии