Накдимон и колодцы. Перевод истории из Талмуда

НАКДИМОН И КОЛОДЦЫ

– Папа, я хочу пить! – просил маленький Иосиф.
– Сынок, нет воды в Иерусалиме.- отвечал ему хмурый отец.- Все колодцы, что были полны, высохли, потому что и зимой было мало дождей, а, теперь, летнее солнце высушило их до самого дна.
Иосиф и его папа, как и другие евреи, шли на праздник в Иерусалим. Мужчины, женщины, дети со всех городов и селений Израиля поднимались к Храму, чтоб выполнить заповедь Всевышнего – принести жертву «всесожжения», помолиться и вдохнуть запах святого города. Заповедь такова: три раза в год, на праздники Пейсах, Шавуот и Суккот, "вставать на ноги" чтобы прийти в Иерусалимский храм. В те времена не было ни водопровода, ни других приспособлений по которым бы текла вода. Во времена существования Храма пользовались только дождевой водой, которую собирали в ямы- водохранилища, а оттуда, вода стекала в колодцы. Из колодца ведрами поднимали воду и для питья,и для стирки,и для поливки сада.
Но в этот год, в канун праздника Суккот, после засушливой зимы и жаркого лета кончилась в колодцах вода . У жителей Иерусалима и у гостей города не хватало воды даже для питья. От жажды страдали и люди и их животные.
Весть о страданиях людей от жажды, дошла до ушей одного из богачей Иерусалима. Его звали Накдимон, сын Гуриона. Это был уважаемый и великодушный человек. Он стал размышлять, как помочь народу выполнить заповедь,и при этом не мучиться от жажды. «Спущусь-ка я во двор, загляну в свои колодцы для поливки сада. Может в них и осталась вода, чтобы напоить народ, идущий на праздник?».
Накдимон спустился во двор и заглянул в один из колодцев, но с горечью увидел, что он совершенно сух. Он проверил и второй, и третий колодец, но все его колодцы были пусты. Опечаленный, вернулся Накдимон домой и снова задумался, как с Божьей помощью, помочь евреям.
«-Нашел! Нашел! – радостно закричал он. – Я пойду к наместнику Римского императора, что живет в Иерусалиме. У него во дворе есть двенадцать живых источников, и даже сейчас, после жаркого лета, в них журчит вода. Попрошу-ка у него, разрешения брать воду из этих источников для пешеходов идущих на праздник».
И Накдимон, тут-же пошел во дворец наместника римского императора. Охранники пропустили его и он изложил наместнику свою просьбу.
– А я, с Божьей помощью, верну тебе воду, выпитую моими соплеменниками, – сказал Накдимон.
– Почему это я должен согласиться дать мою воду евреям? – спросил наместник. – Мне жалко своей воды, мне есть на что её использовать, вон сколько у меня садов и полей. Я могу поить ей свои стада… Я не уверен, что ты вернешь мне такое же количество воды, какое выпьют евреи? Что будет, если зимой снова не пойдет дождь? Как тогда ты вернешь мне мою воду?
– Я обещаю, – сказал Накдимон, – что, если в ближайший месяц не пойдет дождь и не наполнит твои источники, то я дам тебе двенадцать слитков серебра за твои двенадцать источников. На это предложение наместник тут же с радостью согласился, потому, что двенадцать слитков серебра - это было большое богатство. Он считал, что в ближайший месяц не будет дождя, и он весьма разбогатеет. И наместник разрешил евреям брать воду из своих источников. Радости народа не было предела, ведь пришёл конец их страданиям. Люди утолили жажду и напоили скот. Евреи, как им было завещано Всевышним, приносили в Храм жертвы, молились и радовались, они надеялись, что Господь принял их молитвы, их просьбы.
Прошел Суккот, и люди вернулись в свои дома, а дождь не пошёл. Прошла неделя, потом другая, но на небе не было ни облачка. А время возврата долга неумолимо приближалось. Наместник римского императора смотрел на ясное небо, и сердце его радовалось- ведь каждый прошедший день сулил ему богатство. Беспечно развалившись, сидел он на троне, все мысли и мечты его были о серебряных слитках.
И вот пришел день возврата долга. Накдимон должен был вернуть либо воду, либо двенадцать слитков серебра. Радостное солнце взошло на небо, и его лучи осветили Иерусалим. Проснувшись, римский наместник сразу взглянул на небо и потер руки от удовольствия: «Сегодня я получу большие деньги! Накдимон даст мне двенадцать слитков серебра! Ох, как же я разбогатею!!!». Пиюс, – позвал он слугу, ну ка иди сюда! – Немедленно ступай к еврею Накдимону и скажи, чтоб передал с тобой двенадцать слитков серебра, которые он должен за мою воду».
«Но сейчас только утро, – ответил посланцу Накдимон, – Я уверен, что сегодня, с Божьей помощью, пойдет дождь, и наполнит все колодцы и источники». Услышав это, наместник воскликнул: «Какая чепуха! Глупый и наивный Накдимон. Он мечтает о дожде в такой ясный день!». Но наместник подошел к окну и повнимательней всмотрелся в голубое небо: - Ни облачка!
«Что ж,я подожду, всё равно через пару часов богатство этого еврея будет моим. А пока, велю-ка, я приготовить пир для моих гостей, что бы отметить такую удачу ».После обеда римский наместник снова послал слугу к Накдимону.
-«День еще не окончился, – ответил Накдимон. – Я всё еще надеюсь, что с Божьей помощью пойдёт дождь!»
Когда слуга передал ответ своему хозяину, тот захохотал: «Ха–ха–ха! Какой смешной еврей! Какой дождь?! Небо обсалютно чистое! »
Ближе к вечеру он снова послал своего слугу к Накдимону: «Пусть наполнит мне двенадцать источников водой или отдаст двенадцать слитков серебра!» Но Накдимон снова ответил: «День еще не прошел и, с Божьей помощью, еще может пойти дождь». Когда наместнику передали ответ, он смеялся до слез, хватаясь за живот:
- Ой,насмешил меня этот чудак! Весь месяц нет и признака дождя, и вот именно сейчас он хочет, чтобы пошел дождь! Ха – ха – ха!
Насмеявшись, наместник позвал слуг и велел им готовить большой пир в честь того, что скоро он станет очень богат. А сам взял чистую одежду и пошел в баню, что бы помыться перед приходом гостей и скоротать время.
А Накдимон был печален: «Что делать? Где ему взять столько денег, чтобы заплатить наместнику?» Он решил пойти в храм и помолиться Всевышнему: «Хозяин мира!- взмолился он.- Тебе все известно. Ты знаешь, что я не для себя, это сделал. Я опустошил двенадцать источников для людей, которые шли в Иерусалим, чтоб выполнить Твою заповедь. Нужно было облегчить страдания сынов Израиля, идущих на праздник, данный Тобой. Помоги мне, Всевышний, сделай так, чтобы сейчас же начался дождь!»
Услышал Бог его отчаянную молитву, и тут же все небо застлали черные тучи. Сильный ливень обрушился на землю и быстро напоил её. Дождь сначала наполнил , а потом переполнил колодцы. Вода потоками потекла по улицам Иерусалима. Вышел Накдимон из Храма счастливый и под ливнем пошёл домой. Но по дороге встретил он наместника, идущего из бани. Тот не поверил своим глазам, когда увидел, что вода заливает дороги.
– Теперь ты мне должен денег за излишек воды, – весело сказал ему Накдимон. -Ведь твои источники переполнены.
- Я знаю, что, послав этот дождь, Бог сделал для тебя чудо. Но поздно! Солнце-то село, и ты опоздал. Так что это уже мой дождь, а не твой. И поэтому ты должен мне двенадцать слитков серебра, как и обещал, – грозно нахмурившись сказал наместник.
– Да, действительно стемнело, - ответил ему Накдимон, но это только потому, что чёрные тучи закрыли небо. Время, о котором мы договорились, еще не прошло.
И Накдимон снова вернулся в Храм: - Прошу тебя, Хозяин мира, яви святость свою! Покажи всем свою силу. Покажи всем, что ты любишь свой народ Израиля, и защищаешь его! Сверши чудо! Пусть выглянет солнце!
После его слов, сразу подул ветер, и разогнал тучи, и снова солнце осветило дома Иерусалима. Увидел римский наместник, что Накдимон, сын Гуриона, прав,- дождь и впрямь прошёл до захода солнца. И понял он, что Всевышний любит народ Израиля. Он вернулся домой ни с чем и ужасно сердитый . А Накдимон был счастлив, что Господь услышал его молитвы и проявил себя, сделав чудо. Так, после всего произошедшего Накдимон, сын Гуриона, приобрел в своем народе добрую славу.

Перевод с иврита Лавочкиной Риммы (мой)


Рецензии