Тетя Катя...

“Боже, какая я старая, я еще помню порядочных людей!”
                Фаина Раневская

Только я один звал ее Екатериной Ивановной, остальные же – тетей Катей. Ну, какая она тетя, если она – родная сестра моей родной бабушки Евдокии Ивановны, и между этими двумя столь различными женщинами было настоящая дружба. Они обе были дочерьми купца Ивана Гуреевича Юркова и Ненилы Степановны.

Две эти дочери были противоположностями: моя бабушка Евдокия Ивановна, родившая 5 детей – красавица, высокого роста, а Екатерина Ивановна – крохотная старушка с одним сыном. Я ее помню только старушкой, хотя родная бабушка была красивой женщиной и, я не хотел называть ее бабушкой. Только, когда мне стало 5 лет (во время войны), я стал называть Евдокию Ивановну бабушкой.

Екатерина Ивановна вышла замуж в Сталинграде за красавца Александра Артоболевского, от которого быстро родился сын. С   раннего детства этого шалопая почему-то называли Дмитрием Александровичем. Отец быстро оставил Екатерину, найдя себе столь же красивую женщину, как и он. На всю жизнь осталась загадкой женитьба Александра Артоболевского на Екатерине Юрковой. Поговаривали, что Александр был должен Юркову большую сумму, которую Юрков Иван простил после женитьбы Александра на Екатерине.
После ухода мужа Екатерина больше никогда не выходила замуж.

Дмитрия Александровича я никогда не называл так, а только Димой или Димкой. Во время войны Димке было 19 дет, но он избежал призыва, каким-то образом, сильно поранив руку (самострел!), за что мы все мальчишки презирали Димку, но молчали – уж больно сильно просила Екатерина Ивановна помалкивать.

Димка потом проявил себя с самой худшей стороны. Он нигде не мог найти работу, но у него всегда водились деньги и не малые. В Сталинградских малинах он был своим человеком: мальчишки знали, что у него был пистолет (у кого только этого добра не было!), но пистолет в руках Димки был грозным оружием.

Часто напившись пьяным, он гонял бедную мать (божью коровку) и свою жену, которая также принимала участие в пьяных оргиях.

- Уж когда они только напьются! – сетовала Екатерина Ивановна. Создавалось ощущение, что они пьют воду и вот-вот напьются. Я (уже студент) говорил двоюродной бабушке, что водкой никогда нельзя напиться. Можно свалиться, а потом – вновь “лечиться”.

- А как же бурульщики  (т.е. бурильщики) – они совсем не пьют – приводила она пример трезвенников.

- Нет, бабушка Катя, и они пьют! И даже много, но они, в отличие от Димки пьют с умом, поскольку работают. Вы знаете, откуда у Димки деньги: бабушка задумалась.

 Через день Екатерина Ивановна приехала к нам в слезах и  большими синяками под глазами.

- Что с вами Екатерина Ивановна? Кто это так вас отделал – спросила моя мама.

- Мой сынок – Димка – сказала она и расплакалась.

- Я хотела узнать - откуда у него деньги, а он избил меня – вот так!

Как ни странно Екатерина Ивановна прожила трудную, но долгую жизнь. И никогда не болела. Умерла она тихо, ночью. Похоронили ее в 89 лет.   


Рецензии