Тяжелая ледовая

          Из "тяжёлой ледовой" в "тяжёлую снежную", которая оказалась не такой уж и тяжёлой.

     Морской вокзал встретил нас объявлением: "В связи с тяжелой ледовой обстановкой регистрация пассажиров начнется..." далее значилось время - на два часа позже заявленного. Значит ли это, что отправление судна тоже состоится на два часа позже? Стоит ли покинуть здание морвокзала или нет смысла? Среди толпы с чемоданами и сумками возникло волнение. Вновь прибывшие подходили, вслух читали: "В связи с тяжёлой ледовой..." и, помрачнев, усаживались ждать. Опытные путешественники уже всё знали и щедро делились информацией с прибывающими в зал ожидания: "Паром только что причалил, значит отправимся часа на три позже". Ну уж если у нас тяжёлая ледовая, то представляю, что творится в Финляндии, где, как было показано по телевидению, ещё и "тяжёлая снежная" обстановка. Оставалось ждать. Однако отчалили мы вовремя.
     Я, конечно, не знакома с законами навигации, фортификации и т.п., поэтому поверила в "тяжёлую ледовую" и успокоилась. В Финляндию мы прибыли вовремя, несмотря на "тяжёлую ледовую", сразу пришвартовались и по длинному коридору-трубе проследовали на сушу. Ещё раз повторю: я не знакома с законами навигации и фортификации и, окружающая наш паром сверкающая на солнце каша из грубо перемолотого льда, называемая шугой, мне показалась совершенно одинаковой и в порту Санкт-Петербурга, и в порту Хельсинки. Но нет! Они отличаются. Наша, российская, шуга - это гадкая и злобная шуга, строящая козни работникам порта СПб и временным обитателям судов. Ну и что, что выглядят они совершенно одинаково - этакие сёстры-близнецы, внешне одинаковые, но в душе одна - добрая и кроткая, вторая - хитрая и свирепая. Я даже вспомнила советские времена и подумала, что "тяжёлая ледовая" вполне могла бы быть поводом для некой сентенции о происках капиталистов. А ведь правда: почему это "у них" при всех равных условиях, включая температуру воздуха, а также направление и скорость ветра, ледовая обстановка "лёгкая", а у нас "тяжёлая".
     К моменту нашего возвращения "ледовая обстановка" в порту СПб легче не стала и, свесившись с 8-й палубы, мы, пассажиры, долго и с интересом наблюдали, как крутящийся около парома пароходик пытался разогнать упрямую в своём коварстве питерскую шугу. Мужественно вели борьбу с "тяжелой ледовой" работники петербургского Морского вокзала, и я опять вспомнила советские времена. Мы оценили эту борьбу, особенно моя подруга, которая опоздала на работу, и ей влепили выговор.
     "Славная" совдепия прозвучала во всём своём махровом цвете из уст некоего члена команды парома. Когда во время завтрака народ по незнанию тыркался куда-то не туда (одна дама вместо кофе налила какао и совершенно растерялась, не зная, что с ним делать), этот хозяин объедков и грязной посуды, скрестив руки на груди, с этаким высокомерным вздохом прошипел своей сотруднице: "Как всё запущено!".
     Советские времена я вспомнила в Хельсинки, когда мы с подругой посетили кофейню, чтобы согреться и выпить чашечку кофе. Столики были покрыты мятой видавшей виды клеенкой, владелец-турок налил нам две большие общепитовские кружки жидкого кофе, несколько не долив до края. Потом он попытался добавить сливки, но мы закричали, замахали руками, после чего он наполнил кружки своим турецким кофе. Замечательно - как в Ленинграде, ну, может, несколько дороже.
     Не знаю, стоит ли писать про Хельсинки, ведь почти у каждого "вконтакте" есть альбом с видами этого приятного города. Хочется написать про людей. Главное, что поразило: там очень легко одеваются. Несмотря на то, что было около 7-8 градусов мороза, большинство без головных уборов, в легких драповых (и часто нараспашку) полуперденчиках, иногда встречается единственный зимний элемент - свободно обмотанный вокруг шеи шарф крупной вязки - не по погоде как-то. Видела нескольких дам в туфлях - ну совсем не по погоде, правда в самом центре города, где на тротуаре не увидишь ни одной снежинки (кстати о "тяжёлой снежной обстановке").
     От церкви в скалеТемппелиаукио (я, конечно, уважаю архитектора данного сооружения, но мне оно напоминает крематорий - извините за прямоту) мы двинулись к совершенно волшебному готическому собору с двумя устремлёнными в небо (к Богу, конечно же, к Богу!) башенками - Johanneksen Kirkko. Меня удивило то, что эта красота не числится "достопримечательностью" ни в одном из приобретенных нами путеводителей. За что ей такая немилость?
     Было без пятнадцати час по финскому времени, когда наше внимание привлекло необычно большое скопление народа на тротуарах одной из центральных улиц города. Мы решили подождать - а вдруг будет интересно? Вскоре раздалось гудение какой-то серьезной техники (уборочной что ли?). Так и есть. Почти. Кажется, у нас в таких крупногабаритный мусор возят. И вот, в этих самых шаландах, в этих ёмкостях ехали люди. И не просто люди - школьники. Они были одеты в пестрые карнавальные (и, похоже, самодельные) наряды, лица раскрашены - каждая группа по-своему, в зависимости от того, у кого какая тема, были даже в костюмах монахинь. На бортах мусоровозов красовались транспаранты. Все они кричали, прыгали, кидали в толпу зевак конфеты. К мусоровозам подбегали дети, подставляли пакеты и школьники сыпали туда припасённые карамельки. Мы тоже подобрали несколько. Вообще, народ не гнушался - мужчина с дорогим портфелем и женщина с видеокамерой прямо-таки бросились собирать разноцветные леденцы. Процессия была долгой. Наблюдатели высматривали в проезжающих мусоровозах своих детей, подпрыгивали, махали им. Бульвар был наполнен криками и радостью. Нам тоже было весело смотреть на это "народное гулянье". Как потом выяснилось из путеводителя, в эти дни в Хельсинки проходит праздник школьников выпускных классов, и данная процессия, вероятно, была частью этих торжеств.
     По пути нам часто попадались группы маленьких детей, гуляющих со своими воспитательницами. Дети были одеты в светоотражающие жилеты - и это в стране, где даже при большом желании трудно попасть под машину.
     Ещё понравился способ счищать снег с крыш: человека в люльке со спецприспособлением (а по-просту - с лопатой) доставляет на нужную высоту машина-подъемник и человек в люльке совершает спецманипуляции (а по-просту - счищает снег). Легко и безопасно.
     Являясь поклонницами югенд-стиля мы завершили нашу прогулку в южном районе Хельсинки, шагая по извилистым улочкам, среди двух-трёхэтажных пастельных домиков с палисадниками. После чего направились к парому и - домой, к "тяжёлой ледовой".
    


Рецензии