Вот уже год я делаю HZ что...

Вероятно, этот материал носит несколько нескромный характер, но, как свершившийся факт недалёко прошлого, всё-таки, заслуживает внимания.
Перед Вами - дайджест-интервью брянской интернет-газеты "След" со мной в качестве респондента. Думаю, разделить по смыслу вопросы газеты и мои ответы, не составит для Вас ощутимого труда.

>С чего начался в тебе сетевой журналист? Почему и как? И главное - для чего?

Мне кажется, понятие «сетевой журналист» чересчур громкое для этого случая, однако, хорошенько подумав, ловишь себя на той мысли, что более адекватного термина и не подобрать.
Вообще, сколько себя помню – всегда был гуманитарием и, обретя в дремучем детстве непреодолимую тягу к чтению, сочинительству и разнообразным окололитературным занятиям, не смог избавиться от неё и по сей день. Довольно часто находясь в обществе журналистов, ещё с юных лет определил, что именно с этой сферой деятельности хотел бы связать свою жизнь. Впоследствии, ещё в школьные годы доводилось делать первые интервью, писать какие-то небольшие заметки, ну а когда юношеская пора сделала рок-н-ролл особенно созвучным «духу времени», взялся писать рецензии на прослушанные альбомы. Разумеется, мрак выходил полный и все те «сочинения» я по сию пору стыдливо прячу «в утёсах» своих пыльных архивов где-то на чердаке.) Музыка мне нравилась с младых ногтей, едва ли меньше, нежели литература. Помню, с каким наслаждением ещё до школы, заслушивался Queen и ZZ Top!) Ещё нравились мелодии Морриконе, даже детское сердце они цепляли по-настоящему.
Так что нет ничего удивительного в том, что в некий момент две страсти переплелись воедино, образовав подобный «узел». Ради чего? Понятия не имею. Кто-нибудь скажет, что это сублимация, кто-нибудь – что мне нечем больше занять в обильное лишнее время; пускай, частица правды может оказаться и в их домыслах, хотя на деле всё гораздо проще: мне нравится это дело, оно доставляет мне удовольствие и, судя по отзывам, никому не вредит. Соответственно, если считать, что смысл жизни в том, чтобы человек был счастлив, и счастьем своим не мешал, но лишь способствовал чужому, моё занятие, как один из многочисленных путей принести в жизнь крупицу счастья (прошу прощения за тавтологию), имеет право на существование.

>Расскажи немного о HomunculusZINE : о чем журнал, каковы его разделы, и почему именно такие? А ещё, если можно, немного об истории журнала.

Испепеляющим летом 2010 года, когда, в очередной раз выходя из магазина +Dark/Light+, с коим меня связывала и связывает по сей день долгая и тесная дружба, я сжал в руках свежекупленный альбом Cathedral – The Guessing Game и, в этот момент мне в голову «стукнула» мысль (хотя, может быть, это был просто солнечный удар, но речь не об этом): «А почему это у Dark’а до сих пор нет своей официальной группы Вконтакте?», и, придя домой, тотчас ринулся исправлять эту досадную оплошность. Чтобы привлечь внимание к группе, начал писать на стене небольшие рекламные пресс-релизы, освещающие ассортимент магазина, комментировал отдельные композиции с альбомов, креативно пытался преподносить новости, избегая канцелярского стиля в духе «2.11.09 - завоз». С каждым днём группа всё больше набирала в весе, честно завоёвывая доверие участников и, в какой-то момент творческое эго перестало полноценно удовлетворяться короткими заметками и рискнуло замахнуться на что-то более полноценное и объёмистое. Так и возник Homunculus ZINE! Случилось это чуть менее года назад: самый первый материал, интервью с тольяттинским лэйблом «Spontaneous Urination;» был опубликован 6 октября 2010 года и, пожалуй, именно эту дату и можно считать официальной. То интервью я брал он-лайн в аське. Хе-хе, занятный опыт вышел, не без претензий, разумеется, но в качестве старта – далеко не худший вариант. Затем был опубликован ряд рецензий (которые, к слову, также продублированы на портале www.darkside.ru) и ещё несколько интервью с брянскими командами. Так ХЗ (как его ласково прозвали читатели) стал набирать объём. Тем летом я также проходил стажировку на ГТРК Брянск, что, как мне кажется, позитивно отразилось на качестве материала.
Относительно названия долго не думал: ник «Homunculus» с давних пор привлекал меня многозначностью, олдскульностью (той эпохой, когда царил тэйп-трэйдинг, а фэн-зины были бумажными) и мистическим духом. Тем более, что он давно прикрепился ко мне.) И, да, хотелось бы уточнить, название больше связано с «Фаустом» Гёте, чем с «Цельнометаллическим алхимиком»!)
В данный момент вэб-зин включает в себя 3 основных раздела: «Рецензии;», «Интервью;» и «Другое…». Первые два приоритетны, а вот, третий раздел до сих пор толком не разработан, так что периодически я подумываю о перестройке конструкции журнала. В частности, хотелось бы создать раздел с историей относительно неизвестных команд, либо публиковать собственное творчество, не слишком-то и коррелирующееся с музыкальной ориентацией зина. Впрочем, учитывая ощутимый рост интереса со стороны аудитории к изданию, дальнейшее его развитие и разветвление остаётся лишь вопросом времени.
Раздел с рецензиями, дизайн которого был кардинально модернизрован этой весной, снабжается также информацией о релизе: краткий пресс-релиз, из какой страны группа, какой лэйбл издавал работу, лицензировалась ли она на территории РФ, при необходимости также имеется ссылка на прочие издания, «зеркальная» ссылка на Darkside, где каждый может оценить материал или обсудить его в тематическом разделе форума и, наконец, 1-н избранный трек, для большей интерактивности.

> Если бы тебе нужно было бы назвать три самых интересных, актуальных и важных для тебя материала журнала - это были бы...?

Буду банален и предсказуем: каждый материал журнала для меня связан с определённой вехой или событием жизни и потому я питаю одинаково нежные чувства к каждому. Хотя, конечно, недавнее интервью с психоделик-сладжевой группой BuzzzLiner;  позволило мне подвести черту в жизни, отрекшись от былых горестей, что, разумеется, крайне важно для меня. И, конечно, последнее на данный момент интервью с Regain The Legacy;  – я достаточно долго готовил этот материал, и весьма волновался, запуская его в сеть. Из рецензией мне особенно импонируют три:Master; (US) – The Human Machine; (потому как Пол Спекманн с этой работой смог вернуть прежде подорванный интерес к своему творчеству), Desultory;– Bitterness; (один из любимых metal-альбомов, его переиздания я ждал без малого год и теперь, имея на руках шикарный пресс от Pulverized Rec., моё фанатское сердце ликует) и, пожалуй, ZX Spectrum; – Alms;(любимая группа из всего пост-советского пространства, потому рецензия была вдохновлено написана на одном дыхании). Хотя, скрипя сердце, хотелось бы присовокупить сюда ещё рецензию на единственный альбом американцевBaphomet;  и 1-м материал, который, хочется верить, скоро появится на страницах журнала!)

> Отбирая диски для рецензий, темы для интервью - руководствуешься ли ты исключительно собственным вкусом? И получаешь ли на них отзывы читателей?

Год назад у меня были лихие планы ограничить журнал материалами посвящёнными исключительно нетривиальным разновидностям дэт-метала, как то: death’n’roll, post-death, progressive-death и некоторым другим. Однако, я очень скоро отказался от подобной мысли, здраво рассудив, что ни одно ограничение, при большом количестве разнообразнейших стилей, групп, направлений не пойдёт на пользу вэб-зину: мало того, что я лишил бы самого себя удовольствия писать о многих зацепивших альбомах (ведь, разумеется, что 1-м только death’ом сфера моих музыкальных интересов отнюдь не исчерпывается), так и предельно сузил бы потенциальную аудиторию.
Интересный музыкальный материал вовсе не является доминантным критерием при выборе: если мне кажется, что с группой было бы интересно сделать интервью, так как они вызывают у меня интерес, либо неких резонанс в UG-кругах, я считаю непростительным обходить их стороной. Брянский коллектив или нет – значения не имеет, хотя о местных бригадах писать приятно. Заодно стараюсь освещать не самые широко известные релизы, чтобы познакомить с ними читателя.
Хотя, конечно, далеко не все задумки удаётся притворить в жизнь. Впрочем, это дело поправимое и, думаю, все утерянные возможности мне ещё предстоит вернуть. :)
Что приятно, и, во многом, стимулирует меня на продолжение деятельности – ещё не было материала, который бы не вызывал интерес у аудитории: случается даже, пишут абсолютно незнакомые люди и говорят, что давно читают Homunculus ZINE и питают к нему явные симпатии. Мне, конечно, это льстит, но чувства реальности не притупляет: журналу есть, куда расти, и я это прекрасно осознаю.

>То, что ты играешь в брянской банде СКВОЗЬ ГОРИЗОНТ; помогает тебе в работе над журналом или наоборот? Вообще, совместимы ли в одном лице музыкант и журналист?

 История знает немало примеров, когда музыканты занимались не только игрой на сцене, но и разнообразной деятельностью, во благо андеграунда. Кто-то организовывал концерты, кто-то печатал флаеры, кто-то основывал лэйблы, а кто-то отдавал дань уважения сцене в литературной форме. Достаточно вспомнить небезызвестного Дэниэля Эккерота: занятость в Insision не помешала ему написать свой эпохальный талмуд «Swedish Death Metal».
Сквозь Горизонт; отнимает не столь уж много времени, чтобы приходилось жертвовать Homunculus ZINE, и, значит, две стороны творческой жизни не мешают друг другу, а, напротив, дополняют и позволяют лучше проникнуть в суть: так, игра в группе даёт шанс развивать жизненно необходимый в журналистике навык общения с людьми, и, вместе с тем, глубже понимать сама музыку, а деятельность в вэб-зине – повышает общий уровень музыкальной эрудиции и приводит к возникновению свежих идей. Вдобавок, я оказываюсь не только ритм-гитаристом и бэк-вокалистом, но и информ-бюро: подавляющее большинство новостей, история группы;, текст последнего нашего трека, «Его здесь нет;» - моих рук дело. Кстати, в июне был опубликован ироничный отчёт о его записи и, пускай это может показаться нескромным, я бы рекомендовал его почитать;!)
К сожалению, до июня следующего года проект заморожен: наш гитарист Кирилл Дяпков отбыл в армию и, по обоюдному согласию, мы решили дождаться его, прежде чем продолжать дальнейшее развитие. Чуть больше месяца назад участники Сквозь Горизонт сколотили новый проект, Ziqqurat;, в котором я играю роль бесноватого вокалиста (видео уже выложено в нашей официальной группе - обязательно загляните!);. Первое наше видео, импровизация на песню "Эволюция?" была выложена в три часа ночи после репетиции и немедленно произвела фурор Вконтакте, обзаведясь внушительной армией фанатов и подражателей. Многие и вовсе не верили, что такое можно играть без предварительной подготовки, а пара человек даже захотела подать на нас в суд за кражу их песни! Ха-ха, думаю, суд будет на нашей стороне! Когда, пытаясь дать определение нашему стилю, обронил страшное слово «эмокор», подразумевая, что наша музыка запредельно эмоциональна (не поймите превратно, это не тот эмокор, что вы привыкли видеть или слышать), я схлопотал по шее от нескольких критиков, и, помятуя, сколь нехорошо кончил жизнь Даймбэг Дэррел, мы, от греха подальше  решили остановиться на простом и понятном термине «трэшЪ». Наш девиз: «Нужно больше трэшу и угару! Построй Зиккурат!»! :) Я думаю, проект ждёт большое будущее! :)

> HomunculusZINE базируется вконтакте, а не на отдельном сайте – в чем минусы и плюсы такого решения?

Отдельный сайт, в теории, позволял бы просматривать материалы большему количеству людей, ведь для этого не требуется регистрации, однако, при более трезвом взгляде на проблему, приходишь в осознанию, что у Вконтакте не столь уж и маленькая «клиентура» и, нахождение в одном пространстве с ними журнала повышает шансы быть замеченным. Согласитесь, если носки лежат у Вас дома, Вам будет гораздо проще их обнаружить, чем, скажем, если бы они повисли на пихте в лесопарковой черте города. Да, «Дуров project» не позволяет в полной мере реализовывать задумок с оформлением, хотя не сказал бы, что я недоволен тем, как выглядят страницы HZ. Доселе мне не приходилось жалеть о решении разместить журнал именно в пространстве VK.
А вообще, с самого начала вдохновляясь старыми фэн-зинами, я лелею в сердце мечту однажды сделать выпуск «по-настоящему», на жёлтой шершавой бумаге с ч/б иллюстрациями и прочими «вкусностями». И нет никаких сомнений, что однажды это случится!

>Владимир, ты делаешь HomunculusZINE в одиночку? Если да - то это потому, что ты одиночка по натуре или просто не нашлось помощников? И помогает ли кто-нибудь тебе в твоей работе?

А что ещё ждать от профессионального холостяка? :) Нет, по натуре я не одиночка, но так уж исторически сложилось, что не оказывалось нужных людей. Я постоянно обсуждаю с друзьями каждый будущий материал, но до полноценного постоянного сотрудничества дело так и не доросло. И я вполне доволен положением. Может быть, во мне ликует собственник, но, пожалуй, дело в другом: за прошедший год HZ превратился в укромный уголок, эдакий «дневник» и «личное пространство».

> Ты знаешь жизнь рок-сцены Брянска и области как говорится "Изнутри". Как ты считаешь, в чем её сильные стороны, и в чем, наоборот, минусы?

Отрадно, что сцена развивается в последние годы, ощутим рост числа классный команд, интересных фестивалей, в наших краях всё чаще оказываются заезжие гости из других стран, да и гранды российской сцены наведываются всё чаще, а брянские команды дают туры и издаются на заметных лэйблах. Всё чаще молодые коллективы могут блеснуть отличной техникой игры. Снимаются качественные клипы и уровень записи, наконец, выходит из «гаражно-сортирного» мрака, у UG всё реже вызывает прямые ассоциации с УГ. Сцена покидает фазу стагнации, и это прекрасно. Вместе с тем, негативные тенденции также имеют место быть. И связаны они зачастую, с финансовым вопросом. Огромное количество поклонников музыки мнят ниже своего достоинства вкладывать деньги в увлечение: если идти на концерт, то только «нахаляву», если брать диск, то «бесплатно», а если тариться мерчем, то только «под градусом». Разумеется, наш регион далеко не самый богатый, но разве не парадокс, когда у человека «нет 200 рублей» на тот же диск, а вот «полтос на пиво» отыскивается без труда? Не спорю, приоритеты у каждого разные, но, коль уж назвался фанатом, так думай, что для тебя важнее: любимый коллектив или бутылка? Приятно, что людям нравится слушать музыку или ходить на концерты, но «халявщики» оказываются балластом для сцены в целом и тормозят её развитие. Ведь сцена – это не только энное количество групп в рамках ареала, это ещё и концертные площадки, зины, магазины, лэйблы, дистро и многое другое. На голом энтузиазме они держатся, но вот вопрос, сколько ещё смогут протянуть? Совсем недавно закрылся Новый Уровень, в результате, в городе осталось лишь 2 толковых магазина, где можно напрямую купить качественный лицензионный или фирменный диск: +Dark/Light+ и FreakShop. Для нашего города этого просто смешно.
Ещё одной проблемой мне видится желание многих «играть как…». Здорово, конечно, если ты выбрал себе ориентиром именитого артиста, это будет подстёгивать к развитию и совершенствованию, но как же творческая часть? Страх экспериментов мне непонятен – они всегда двигали сцену вперёд, и никому не вредили. И очень забавит слышать: «Сейчас играть стиль X нельзя, нужно играть Y» (подставить по усмотрению). Друзья, а для кого и ради чего нужно? Шаг в лево, шаг вправо – расстрел? К чему такая скудость мышления? Рамки украшают только картины! ;)

> Помимо собственно сетевой журналистики и участия в группе у тебя, наверное, есть и другие занятия и увлечения. Владимир, расскажи чем живет создатель HomunculusZINE помимо HomunculusZINE!

Моя музыкальная жизнь весьма разнообразна: я также являюсь заядлым коллекционером CD, различного мерча и, с недавних пор, винила. В коллекции дисков, скажем, у меня порядка 3 с половиной или 4 (давно не проводил «ревизии») сотен различных «стаффин» большей или меньшей степени коллекционности, в том числе, и весьма редких, таких как Kraze’овский пресс Ripping Corpse, чилийское переиздание дебютника Authorize или оригинальные первопрессы отдельных альбомов Fester, Cathedral, Obituary, Mercyless, Suffocation, Death, Slayer, Carcass, Morbid Angel, Gorefest, Cannibal Corpse, Judas Priest и др. Постоянно делаю заказы по почте. На днях жду посылку из Питера, а после – из Самары. Вместе с тем, мне бы крайне не хотелось создать у читателя образ «музыкального ботаника» и, смею заверить, это отнюдь не единственная вещь, интересующая меня в этой жизни!) С относительно недавних пор, допустим, я принялся за углубление в тему Первой Мировой войны, воскресил заброшенное 5-7 годами ранее увлечение моделизмом (не в полную силу, к сожалению, но, тем не менее, достаточно, чтобы успокаивать нервы и приносить себе значительное созидательное удовольствие). Как студент-теолог, я закономерно интересуюсь вопросами философии, религий и, в особенности, РПЦ. Стереотипы, связанные с мнением, что поклонник тяжёлой музыки априори должен быть негативно настроен против любых проявлений религиозного чувства, я вижу слишком ограниченными, и не считаю зазорным говорить о личных симпатиях к православию, на котором, в значительной степени, построена наша родная культура и государственность. История и геополитика Европы и России, соответственно, также попадают в сферу моих интересов, но, к сожалению, я недостаточно сведущ в сим вопросе, сколь хотелось бы. Надеюсь, ситуация нормализуется. Периодически мне нравится готовить. Не то, чтобы деликатесы, но и явно не Роллтон!)
Пишу тоже не только на музыкальные темы, то и дело выпускаю небольшие самиздатные сборники стихов. Куда реже обращаюсь к сюжетной прозе. Хотя и при чтении уделяю ей не столь много внимания, публицистика и научная литература мне гораздо ближе. Недавно возникло желание приобщиться к Ремарку (а именно «На западном фронте без перемен»), чем обязательно займусь в скорейшее время.
На досуге мне нравится смотреть чёрно-белое кино, а также старые потешные фильмы о монстрах. Впрочем, если напрямоту, «Годзилла против Мекагодзиллы-2;» до сих пор входит в Top-10 наиболее родных сердцу кинолент, вместе с шедевром 98 года «Шестиструнный самурай;»!) Кстати, искренне рекомендую! Лучшего образчика синтеза рок-н-ролла и пост-апокалиптической сказки нельзя и помыслить!) В компании не отказываюсь и от аниме.)
И, наконец, семья. То, без чего все прочие увлечения оказываются бесполезными и лишними. Тогда как бытует распространённое мнение, что семейная жизнь – удел печальных неудачников и окончательный крест на жизни я, напротив, стремлюсь зажечь семейный очаг и, пожалуй, всё отдал бы ради того, чтобы в лучшей форме реализоваться в качестве отца и мужа. Беда лишь в том, что "тот самый" человек и по сей день не появился рядом…

Вопросы задавал Андрей Атли


Рецензии