Математики

Из книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"



Однажды Витька Жбан заявился ко мне почти что ночью.
- Толян, ты спишь? – с порога крикнул  он мне.
Моя мать, возившая около плиты, ответила за меня:
- А как ты думаешь? На часы посмотри – и она показала на ходики, висевшие на стене кухни. Скоро десять вечера! Чего тебе дома не сидится? Какие ночью могут быть дела? Чего стоишь, отвечай – и мать двинулась на Витьку, с тряпкой в руке.
- Тетя Маша, да я на минутку, срочно нужно Толику кое что передать.
- А, что до утра не утерпеть?
- Нее, тетя Маша, дело такое.
- Какое дело? Ну, говори, говори – наступала на Витьку моя мать.
Но, прошибить Витьку было непросто.
- Тетя Маша, да я хотел сказать, что завтра первого урока не будет – соврал первое.  что пришло ему в голову.
- Ну, так что?
- Ну, можно попозже в школу пойти – ответил Витька, пожимая плечами.
Я же, услышав Витькин разговор с матерью, быстренько оделся и уже стоял в дверях, отделяющей комнату от кухни.
- Витька, раздевайся, проходи.
- Не Толян, я просто зашел, чтобы предупредить тебя… - и Витька стал подмигивать глазом, кивая головой на уличную дверь. Мол, выходи, поговорить нужно.
Я, наконец, догадался.
- Ну, не хочешь у меня  посидеть, тогда я тебя провожу, и ты все расскажешь. Я накинул куртку и сунул ноги в отцовские сапоги.
- Куда провожу? Ночь на дворе! – строго ответила мать.
- Да, я  до ворот калитки и мигом обратно, мама. И я не слыша, что отвела мать, выскочил в коридор, вслед за Витькой. – Ты чего, Витька, что-то случилось? – первым делом спросил я друга, оказавшись в полутемном коридоре.
- Дело серьезное  к тебе.
- Да говори, чего тянешь, нет же никого.
Но, Витька вышел на крыльцо. В небе ярко блистали звезды, и серповодная  Луна нежно осветила Веракушу.
- Значит так. Завтра будет контрольная по математике, итоговая за четверть. Ты знаешь о этом?
- Ну?
- Что, ну! Мне по математике контрольную не осилить, сам понимаешь.  Так вот, ребята подсказали, что Василий Степанович остался вечером в школе и написал условия задач  для контрольной на доске. Левая часть, для левого ряда, а правая -  для тех, кто справа сидит. Твоя получается – правая, а моя -левая.
- Так что дальше-то? – так и не понял я своего друга.
- Как что? Завтра раненько встанем и в школу. Через окно все видно. Ты мне задачу решишь, а свою как хочешь. Все! Хорошая отметка мне обеспечена. А так, сам понимаешь, втюхает мне двояк, тогда и за четверть пара. А мне двойку никак нельзя, отец шкуру с меня спустит. Это к гадалке не ходи. Без твоей помощи, мне задачу не решить, выручай.
- Ладно,  когда завтра  выходим из дома?
- Лучше в восемь.
- А зачем ты матери сказал, что первого урока не будет? Она теперь меня раньше полдесятого не пустит. У нее завтра выходной.
- Ладно, придумай что-нибудь. Скажи, что я перепутал, что не завтра, а послезавтра первого урока не будет. Ты только не проспи, завтра к восьми… Я тебя жду у дома, к полдевятому мы должны быть в школе.
- Но рано-то нам нечего делать, темно же еще будет. Как разглядеть через окно, что на доске написано?
- Нужно, Толян, нужно разглядеть, от этого зависит моя жизнь.
Утром, объяснив сбивчиво матери, что Витька, как всегда перепутал, первый урок сегодня будет и самый трудный – математика, поэтому нужно  прийти в школу пораньше, чтобы подготовиться. Мать ничего не сказала: сын учится хорошо, чего зря встревать в его дела.
Мы же с Витькой  рысью побежали к школе. Рассвет едва наметился, а мы уже стояли у школы под окнами класса.
- Ничего не видно – сказал я. Темно еще.
- Ладно, подождем – согласился Витька.
И тут нам повезло. В класс вошла уборщица, тетя Варя, и зажгла свет. Увидев  светлое пятно, Витька радостно воскрикнул:
- Есть правда на земле и в одну секунду оказался на окне.  Толян, все видно. Тетка Варя печку протапливает и пол протирает. Давай скорее, залезай, задачки на доске видны, как в зеркале.
Я прильнул к окошку. На черной доске отчетливо виднелись две задачки, написанные крупным подчерком Василия Степановича – учителя математики.
- Значит, левая задачка. Я стал читать  в слух условие- Два крана, в один  вода втекает, в другой вытекает..., 50 литров, 100 литров за один час..., когда ванна наполниться?
-Ты условие запоминаешь: - спросил я на всякий случай Витьку.
- А то!.
- Ладно, давай лучше записывай – и я еще раз продиктовал условие задачи.
Витька писал внизу на листке бумаги.
- А ты свою-то списывать будешь? – поинтересовался Витька, когда я закончил диктовать.
- Нет! Зачем. Я же решу и так – и соскочил вниз на землю к Витьке.
- Как знаешь. Витька встал около окна.
- Давай, сразу же решим Толян, а то что-нибудь не так, еще посмотрим.
Я сел на завалинку и потирая от холода руки, взял карандаш, и через 10 минут задачка была решена.
- Ну, ты даешь – похлопал меня по плечу Витька. Так быстро решаешь. Вот бы мне так.
- Да, ты тоже сможешь, только не хочешь – ответил я, чтобы не обидеть друга.
Но, события в классе стали развиваться совсем в другую сторону. Василий Степанович, словно, почувствовал подвох, решил изменить правила и задачу в левой части доски отдал правому ряду, где сидел я, а та, что на правой – досталась Витьке.
Витька, когда понял, что попал в ловушку, сник весь.
- Толян, что делать-то будем? Мне не решить самому.- А ты начни,  я тебе помогу, только вот пример решу и займусь твоей задачкой...
Витька зашипел на меня.
- Какие примеры, ты сперва реши задачу, а потом свои примеры.
- Так, Ершов, ты что разговариваешь, сиди и делай контрольную. Будешь мешать, удалю из класса.
Витька замолчал,  но стал писать мне записки, прося решить срочно задачку.  Я прочитал задачку, доставшуюся Витьке и удивился, она была точно такая же, как на левой половине доски, то есть как та, что я решил утром Витьке, только вместо кранов, фигугировали машины. И я ответил, коротко и ясно:
- Витька, задачка такая же, как и моя. Ты решение знаешь. Делай сам! -  и отвернулся от него.
Витька аж подскочил с парты.
- Толян, ты что? Не хочешь другу помочь!? – зашептал Витька мне на ухо.
Но, Василий Степанович, стоял рядом и все услышал.
- Так, вообще-то,  Ершов, пересаживайся на первую парту и решай контрольную один.
Витька, взяв тетрадь, побрел на первую парту, где сегодня никого не было. Сидевшая на ней Нинка Самойлова, заболела и не пришла в школу.
Когда прозвенел звонок и были собраны тетради, мы вышли из класса, Витька бросился ко мне.
- Слушай, Толян, я что-то решил, сам не понял, что, но вроде бы сошлось, ответ как у других совпадает и примеры решил, правда, не все.
Я пожал плечами: - Да что-то я сегодня сам не очень - видимо, перенервничал… Задачку решил, но на душе неспокойно... В примерах запутался, кажется, в одном ошибку сделал…
- Да, ладно, Толян, будь что будет. Может, проскочим? Проскочим!
На следующий день Василий Степанович раздал тетради с контрольными работами.  У Витьки стояла жирная четверка с минусом, а у меня слабенькая пятерка и тоже  с минусом.
- Ну, вот, а ты переживал – шепнул я другу.
- Сам решил, первый раз в жизни, даже не верится – отозвался радостно Витька.
Я улыбнулся.
- А ты говорил, что не можешь. Можешь!
За четверть у Витьки в дневнике по математике появилась твердая тройка.
Василий Степанович, когда подписывал дневник, сказал ему:
- Мог бы и на четверку учится, Ершов, если бы не списывал с соседа.
И с тех пор, Витьку и меня,  ребята часто между собой называли  «математиками». И по делу!


Рецензии
С удовольствием читаю ребячьи истории, вроде бы самые обычные, но не оторваться! Искренне рада, что попала на Вашу страничку.
Удачи!

Эмине   16.05.2012 22:40     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам,Эмине, за добрые слова в мой адрес...С теплом-Анатолий

Анатолий Аргунов   17.05.2012 09:03   Заявить о нарушении