Похождения русского матроса на египетской войне

После победы над Германией Советская Армия принимала участие во множестве военных конфликтов на территории 52 стран мира. Долгие годы подобные факты были прикрыты завесой секретности. Один из участников таких неизвестных войн — Павел Алексеевич Мазаев.
  В 1966 году Павла Мазаева призвали служить на Черноморский флот. Попал он на эскадренный миноносец «Отзывчивый». А в мае следующего года началась арабо-израильская война. Первыми из советских черноморцев на помощь «братскому египетскому народу» были брошены морские пехотинцы. За ними последовал и «Отзывчивый». Миноносцу определили нести охрану Порт-Саида. Корабль установил прямую связь с Москвой и в дальнейшем стал подчиняться приказам только оттуда.
- Команды открывать огонь не было, - вспоминает Павел Алексеевич, - хотя вражеские самолёты, обстреливавшие египетские корабли, иногда обстреливали и наш. От захода солнца и до утра мы кидали за борт гранаты, чтобы никто не подплыл и не подложил мину под наш корабль. Кроме того, мы обеспечивали охрану советским разведывательным кораблям, замаскированным под рыболовецкие сейнеры. Гонялись за авианосцами «Энтерпрайз» и «Форестоул». Куда они, туда и мы. Основную боевую задачу знали только высшие офицеры флота и командиры кораблей, а до нас, простых моряков, её не доводили.
  Мы так и не узнали, какую особо важную функцию выполняли. Однажды подошли к Тель-Авиву. Ночью к нам приблизился сухогруз, оттуда выскочили шесть человек и начали перетаскивать к нам какие-то ящики. Оказалось, привезли новую радиостанцию.Мы её смонтировали и стали пеленговать. А в то время у израильтян были две подводные лодки, и одна из них пропала. И в их газете было написано, что это дело рук не египтян, поскольку те воевать вообще не могут. Это, мол, русские потопили.
- А как воевали египтяне?
- Это был какой-то кошмар. Стоит египетский пароход, вечером все уходят домой, один вахтенный остаётся! Бардак. Или налетает вражеский самолёт и стреляет. У египтян на каждой крыше по нескольку пулемётов. Так они ложились, закрывались руками, а когда самолёт улетал, начинали стрелять вверх. Мы им кричим: «Вы чего делаете?» Они тычут в небо: «Юда, юда!» А что ж вы раньше не стреляли? А вечером винтовки бросают и молятся. Подходи, бери что хочешь, хоть над ухом стреляй — не поднимутся.
- Вам приходилось общаться с гражданским населением? Как простые арабы относились к нашей стране?
- Они почему-то Брежнева не чтили. Во всех магазинах у них висели портреты Косыгина. Сейчас Египет — богатая страна, а тогда там жили очень бедно. Подбегает пацан: «Уан сигаретте!» Дашь ему одну, подбегают человек десять — ещё дай! Не дал — кричат: «Америка — карашо, русский — плохо!» А даёшь, наоборот кричат. Один раз пошли в увольнение, и мне на голову упал кирпич. Кто кинул? Египтяне кругом стоят и улыбаются...
- А что интересного было на «Отзывчивом»?
- Внедряли интернационализм. Согнали людей почти со всех республик. Узбеки, калмыки, таджики. Они вообще воды не видели никогда. Да и представьте калмыцкую морду в матросской форме — смех! Старпом спустил шлюпки на воду и покидал всех узбеков за борт. Те орут, визжат, ведь плавать-то не умеют. Позорище.
  Американцы снижались на вертолётах и бросали на палубу жвачки. Мы кидались их собирать, а они фотографировали.
  Помню, в Алжире один молодой матрос убежал. Так командир корабля создал команду как бы пьяных иностранных матросов, обрядил наших в чужеземную форму, и они этого мальчика отловили. Его судили показательным судом, дали два года, а командиру отделения в два раза больше. А в остальном на флоте был порядок.
- И никакой дедовщины?
- Никогда. Даже слова такого не знали. Просто каждый сверчок знал свой шесток. А чтобы рукоприкладство... Были наглые. Особенно из Москвы, мат-перемат... Исправляли трудотерапией. Заставляли вычищать мазут из-под днищ. Все через это проходили, в том числе и я.
  Кормили нас очень хорошо: четыре раза в день. В походе — пять раз, в загранке — шесть. Раз в неделю перловка была, и то мы её не ели.
                ***
  Про свою службу Павел Мазаев рассказывал ещё долго. Только в 90-х годах с его дела был снят гриф секретности и он получил льготы участника войны.


Рецензии
И где только русский матрос не воевал...
С уважением

Алексей Филиппов   09.06.2013 18:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.