Московские немецкие школы. История и традиции
Евангелическая церковь изначально была заинтересована в распространении образования среди всех слоев населения. Еще в 1524 году Мартин Лютер обратился к властям германских городов с призывом организовать общедоступные школы. В 1642 году правитель герцогства Саксен-Гота Эрнст Благочестивый ввел у себя всеобщее начальное образование. Впоследствии оно было распространено и на другие германские государства.
Немецкие школы основывались не только в Германии. Куда бы ни забрасывала немцев судьба, они всегда стремились объединиться и организовать обучение детей. С XVII по начало ХХ века немцы имели свои церкви и школы в России, и, главным образом, благодаря богослужению и обучению на родном языке они в течение 300 лет сохраняли вдали от исторической родины свой язык и национальную культуру. Уже в начале XVII века при московской евангелическо-лютеранской церкви существовала школа, где преподавали религию, церковное пение, чтение, письмо и арифметику. Возможно, однако, что самая первая школа возникла еще раньше – в 1576 году – одновременно с основанием в Москве первой евангелическо-лютеранской церкви.
Во второй половине XVII века в московской Немецкой слободе действовали две евангелическо-лютеранские церкви, названные впоследствии Михайловской и Петропавловской. При каждой из них имелись школы для мальчиков и девочек. Среди учеников были дети разных национальностей, но немцы составляли большинство, и преподавание велось на немецком языке, являвшемся в какой-то степени языком «межнационального общения» в Немецкой слободе, населенной выходцами из различных европейских стран.
Впоследствии программа школ существенно расширилась. Так, например, в 1815/16 году в училище при Михайловской евангелическо-лютеранской церкви появились новые предметы: русский и французский языки, история, география и рисование. В 1871 году училищу был присвоен статус реального, и программа его стала соответствовать программам аналогичных российских учебных заведений, но преподавание велось на немецком языке. Что касается школы при Петропавловской церкви в Немецкой слободе, то она сгорела дотла во время пожара 1812 года. Несколько лет спустя ее восстановили вместе с церковью, но не на прежнем месте, а в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, поскольку уже тогда в центре города жила значительная часть общины. В 1824 году при Петропавловской церкви была открыта школа для мальчиков, а в 1829-м – для девочек. С этого времени культурный и образовательный центр московских немцев окончательно переместился из Немецкой слободы в Космодамианский переулок.
Благодаря высокому качеству преподавания и обширной программе школы при Петропавловской церкви пользовались большим авторитетом. Многие русские родители стремились обучать там своих детей, ибо знали, что ее выпускники получат основательные знания и свободное владение немецким языком, необходимом в то время для успешной предпринимательской деятельности. В результате среди учащихся Петропавловской школы стали преобладать русские (в 1840 году из 104 учеников было только 38 немцев), и для того, чтобы они лучше усваивали программу, преподавание в течение ряда лет велось на русском языке.
Срок обучения в школе для мальчиков составлял 8 лет. В программу 1840 года входил Закон Божий (для лютеран и православных отдельно); немецкий, русский, французский и латинский языки; арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естественная история, физика, рисование и чистописание. Содержание преподавания и состав предметов со стороны Министерства народного просвещения почти не регламентировались. Московский предприниматель Н.А.Найденов, обучавшийся в Петропавловской школе в 1844-1848 гг., вспоминал: «Хотя для училища и существовала какая-то программа преподавания, но в действительности ее не было, и, по усмотрению ближайшего начальства, не только объем курса преподаваемых предметов, но даже и самый состав их менялся так, что один год не имел тождества с другим. Все зависело нередко от поступления какого-либо нового преподавателя».
В 1844 году ректором Петропавловского училища стал Герман Якоб Эдуард Гершельман (1804-1865). (Его дед – Эрнст Август Вильгельм – был уроженцем Тюрингии; в 1768-1795 гг. являлся ректором академической гимназии в Ревеле (ныне Таллинн); отец – Фридрих Август – был пастором в Прибалтике). При нем преподавание всех предметов было вновь переведено на немецкий язык, а программа приобрела более практическую направленность. Отныне главными предметами стали немецкий, русский и французский языки, а желающие получили возможность изучать и английский. Латынь же из обязательного предмета превратилась в факультативный. Изменилась и методика преподавания языков. Если раньше главное внимание уделялось теоретическому изучению грамматики, то теперь упор делался на овладение устной речью. Как считал Гершельман, языки должны усваиваться не только на уроках, но и в течение всего дня. Для этой цели один из школьных надзирателей был немцем, а другой – французом, и ученики обязаны были говорить между собой один день по-немецки, а другой – по-французски, в зависимости от того, какой надзиратель дежурил. Изменение методики преподавания коснулось не только языков. По свидетельству Н.А.Найдёнова, раньше «основой преподавания было задавание на дом для заучивания на зубрёжку; классное же время употреблялось только на спрашивание выученного. Никаких объяснений не полагалось». При Гершельмане «часть урока стала посвящаться спрашиванию заданного, а другая – объяснению». Сам Гершельман преподавал историю в старших классах. «Из предмета совершенно сухого, каким она была ранее, заключаясь в заучивании по книге имен, годов и кратких названий фактов, он превратил ее в заинтересовавший учащихся предмет. Рассказы его были чрезвычайно увлекательны. Правда, главное место в них занимала Германия», – вспоминал Н.А.Найденов. Учитывая социальный состав и будущий круг занятий своих учеников, Гершельман включил в программу старших классов техническую механику, коммерческую географию, бухгалтерию и купеческую арифметику
В 1879 году Министерство народного просвещения издало «Положение о мужском училище, состоящем при евангелическо-лютеранской церкви в Москве». В соответствии с ним оно было разделено на гимназию и реальное училище, программа которых соответствовала программам государственных аналогичных учебных заведений. В 1880 году женское Петропавловское училище получило статус женской правительственной гимназии. Включение школ при Петропавловской церкви в образовательную систему России и подчинение учебного процесса программам Министерства народного просвещения в определенной степени повлекло утрату самобытности этих школ и отчасти сковало личную инициативу педагогов. Однако эта реформа была неизбежна и в целом отвечала интересам учеников. Ведь обучаясь по программам, по которым обучались их сверстники в аналогичных русских учебных заведениях, они, по окончании школы, получали те же права. Так, выпускники мужской гимназии могли без экзаменов поступить в университет, а выпускницы женской гимназии могли стать домашней учительницей или преподавать в начальной школе.
Основным языком преподавания, вплоть до Первой мировой войны, был немецкий. По-русски должен был преподаваться Закон Божий для православных, русский язык и история российской словесности, а также история и география России.
Во второй половине XIX века доля русских учащихся в немецких школах, по сравнению с предшествующим периодом, несколько уменьшилась, что связано с увеличением количества учебных заведений в Москве, однако оставалась довольно высокой. В конце XIX-начале ХХ века русские составляли примерно около трети учащихся Петропавловской гимназии и реального училища.
Большинство преподавателей обеих Петропавловских гимназий и реального училища, как и других учебных заведений при евангелическо-лютеранских церквях, были немцами. Значительную их часть составляли выходцы из прибалтийских губерний, получившие образование в Дерптском университете. Многие были уроженцами Германии и германскими подданными. Преподавателями «русскоязычных» предметов были русские учителя; французский язык преподавали, как правило, французы; английский (в реальном училище) – англичане.
Для «русскоязычных» предметов использовались учебники, употребляемые в средних учебных заведениях России; для «немецкоязычных» – немецкие учебники. Одни из них были изданы в Германии и предназначались для германских средних учебных заведений, другие были написаны учителями российских немецких школ и изданы в России.
Для того, чтобы облегчить русским и немецким детям вхождение в билингвальную среду, при Петропавловском училище была устроена подготовительная школа. В соответствии с упомянутым выше «Положением о мужском училище, состоящем при евангелическо-лютеранской церкви Петра и Павла в Москве» от 21 апреля 1879 года, в нее принимались дети с 7 лет. Она делилась на русскоязычное и немецкоязычное отделения, в каждом из которых было три класса. В этой школе русские овладевали немецким языком, а немцы – русским; кроме того, в программу входил Закон Божий (отдельно для учеников различных вероисповеданий), арифметика и пение.
Помимо гимназий, реального училища и подготовительной школы, при Петропавловской церкви была еще начальные школы для мальчиков и девочек. Обучались там бесплатно или за небольшую плату дети из малообеспеченных семей, принадлежавших к Петропавловской общине.
Таким образом, в конце XIX-начале ХХ века при московской Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви существовал целый школьный организм, состоящий из шести учебных заведений: начальных школ для мальчиков и девочек, подготовительной школы, мужской гимназии и реального училища и женской гимназии. В 1915 году преподавание в них было переведено на русский язык, а после Октябрьской революции они прекратили свое существование.
Одним из самых талантливых педагогов, работавших в Петропавловской гимназии, следует назвать Германа Пака (1853-1937), с именем которого связан период ее наивысшего расцвета.
Г.Пак родился в Эссене в семье учителя. Окончил Эрбефельдскую гимназию и филологический факультет Геттингенского университета. В 1874-1879 гг. преподавал в гимназии. В 1879 году был приглашен на должность старшего преподавателя гимназии пастора Шомбурга в Катариненштадте (ныне Маркс), где преподавал немецкий, французский, латинский и древнегреческий языки и математику. Организовал гимназический оркестр. В 1881 году, в связи с реорганизацией гимназии в прогимназию из-за финансовых трудностей, переехал в Петербург, где стал учителем школы при евангеличсско-лютеранской церкви святой Анны. С 1885 года – инспектор, а с 1905-го – директор мужской гимназии и реального училища при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви в Москве. В годы Первой мировой войны учившиеся в Германии сыновья Германа Пака были призваны в немецкую армию; один из них погиб на фронте. В октябре 1918 года Герман Пак вернулся на родину. До 1929 года работал библиотекарем в Касселе.
Педагогические взгляды Г.Пака отражены в его статье «Слово к родителям наших учеников» (Ein Wort an die Eltern unserer Sch;ler), опубликованной в отчете Петропавловской школы за 1893/94 учебный год. «Важнейшая особенность наших учебных заведений состоит в их двуязычии. Вследствие этого их главная цель заключается в том, чтобы учащиеся, насколько это возможно, одинаково свободно думали, говорили и писали на обоих языках; одинаково хорошо были бы знакомы с русской и немецкой литературой», – писал он. Одна из главных идей «Слова» заключается в том, что взрослые, заботясь об обучении своих детей и подготовке их к будущей профессиональной деятельности, ни в коем случае не должны забывать об их духовном развитии. «Воспитанник должен не только получать знания, – отмечал Г.Пак. – В нем должна воспитываться нравственность, чувство долга, стремление к деятельности, привычка к порядку, восприимчивость ко всему доброму и прекрасному. (…) Нельзя ограничиваться получением лишь навыков и знаний; необходимо всегда иметь в виду духовное развитие ребенка. Подготовка исключительно к экзаменам в большинстве случаев бесполезна или вредна».
Помимо учебных заведений при Михайловской и Петропавловской евангелическо-лютеранских церквях, были еще школы, содержавшиеся совместно евангелическими общинами. К ним относится Школа для бедных детей и сирот евангелического вероисповедания 1838)и Александровское евангелическое училище (1880).
Фрагмент из книги: Инга Томан. Памятники истории и культуры московских немцев. М.,2013
Статья была опубликована в газете "Neues Leben"(Deutsche Schulen bei evangelisch-lutherischen Kirchen Moskaus und Peterburgs//Neues Leben, 1994, №1-3), а также частично входит в состав других статей И.Томан (Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя//Московский журнал, 1991, №10,12; Памятники истории и культуры московских немцев //Москва многонациональная. М., 2006 и др.)
Свидетельство о публикации №212022100654