Светлицы

И вновь я вернулась в мой родной городок, где мне знаком каждый уголок, каждая улица, каждый дом.  И снова шагаю пешком по старинным улочкам. Сегодня мне хочется заглянуть в один из уголков моего детства. Этот район города называется красиво и сказочно – «Светлицы».
 
На подходе к маленькой речушке Спировке, через которую ведет железный пешеходный мостик, я замечаю, что все обочины дороги заросли борщевиком выше человеческого роста.  Из рассказов очевидцев я уже знаю, что растение очень опасно для человека. Прикасаясь к нему, даже в одежде, можно получить сильные ожоги. И откуда взялось это наваждение? И вдруг, на окраине дороги, я вижу симпатичную жизнерадостную белую козочку, которая с удовольствием уплетает листья борщевика! Я с удивлением спрашиваю небритого дедушку, расположившегося здесь же на обочине на раскладном стульчике, видимо, хозяина этой козы, а не опасно ли это его любимице? Деду очень хочется поговорить, и он с удовольствием поясняет мне подробно, что трава опасна только для человека, а для коз и коров это хороший корм.

На железном мосту я останавливаюсь, прислушиваюсь к журчанию воды, всматриваюсь в окрестности. Отсюда хорошо видно оба берега речки. На правом берегу Спировки по сей день стоит дом, в котором когда-то жили мои двоюродные сестры -  Надя и Люба. Дом был перестроен, его вид сильно изменился, и только разросшиеся рябины в палисаднике остались на прежнем месте.

В детстве мне нравилось приходить в этот дом на берегу маленькой речки. В гостях всегда интересно! Родители Нади и Любы вечно были на работе, и детворе  была предоставлена полная свобода.

Зимой мы с сестрами катались на саночках с  горок до поздних сумерек. А вечером, промокшие до нитки, уставшие и голодные, возвращались домой и пили удивительно вкусный фруктовый чай из брикетов…
 
В шестидесятых годах в этом доме появился первый телевизор, он стоял в большой комнате на почетном месте, а мы, дети, смотрели телевизионные передачи, забравшись на печку. Так было интересней… Именно тогда я впервые увидела Эдиту Пьеху на голубом экране…. Она пела песню про рыжики… Помните: «Руды–руды–руды-руды  рик. А по-русски – рыжик»…  В те же годы начал свою карьеру Муслим Магомаев. В киосках «Союзпечати» продавались портреты советских кумиров, их быстро раскупали. Это были фотографии на бумаге с тиснением, которые стоили совсем не дешево, целых 8 копеек. Светлана Светличная, Лариса Голубкина, Вячеслав Тихонов... Это были люди из другого мира. Мы даже не мечтали быть похожими на своих кумиров, скорее, хотелось почаще видеть их  экране.
 
Летом было множество других детских радостей…
Огородик дома спускался прямо к речке Спировке.  Тропинка круто бежала вниз, затем можно было открыть калитку, и – вот она, речка!

Весной Спировка разливалась, затапливая часть огорода, а летом за ней простирались ярко-зеленые заливные луга, заросшие лютиками и одуванчиками. Из цветов можно было сделать часики, для этого стебелек цветочка нужно аккуратненько разделить пополам, а затем прикрепить к кисти руки, завязав стебельки с тыльной стороны. Получались классные часики! Потом на руке оставалась тонкая темная полоска от млечного сока одуванчика... В начале июня на лугу зацветали желтые кувшинки, которые назывались «балаболками». Мы  собирали целые букеты этих цветов и несли домой – маме! Балаболки долго стояли дома на комоде в обычной литровой банке...

 Кажется, это было то время, когда божьи коровки сами садились нам на ладони, а мы не уставали твердить им смешную детскую присказку: «Божья коровка, полетай на небко, там твои детки кушают котлетки...» А красный нарядный жук, ползая по нашей ладони, оставлял на ней маленькие желтые следы. И потом улетал - прямо «на небко»...

Река манила нас своей прозрачной водой на мелководье, это было так здорово – сбежать босиком вниз к речке по мягкой от пыли огородной тропке и с визгом упасть в прохладную воду, подняв при этом кучу брызг!  Мокрые наволочки надувались воздухом и использовались в качестве «непотопляемой спасательной шлюпки». В воде стайками плавала мелкая шустрая рыбка... Вот оно – детство!

…Пора возвращаться в действительность. Окраина города живет своей жизнью. На скамеечке возле дома судачат бабушки… По переулку стайками важно прогуливаются пестрые куры, рыжий мохнатый кот с драным ухом сидит на крылечке дома и, позевывая, делает вид, что ему ни до чего нет дела...
 
В одном из дворов я вижу огромный фанерный щит с изображением дедушки Ленина в кепке, с красным бантиком на лацкане пиджака. Он очень функционально прикрыет торцевую часть веранды... До чего люди изобретательны! Щит сделан из отличного материала, ну не пропадать же добру! Опять же портрет Ленина, уже почти раритет... Думаю, что в советское время этот щит украсил не одну демонстрацию…

                2009 г.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.