Дипломатия

Поезд судорожно дернулся, как в нервном тике, и остановился на маленькой станции. На перроне у входа в тамбур сначала послышались гортанные голоса, а затем в наш вагон шумно зашли шесть цыганок разного возраста, с большими тяжёлыми сумками. Одна из них вела за руку маленькую девочку, годика четыре. Неспеша продвигались по проходу, оживлённо переговаривались на своём языке.
Новые беспокойные попутчицы быстро растолкали вещи, а потом и сами сели. Им досталось полностью плацкартное купе, и два места в соседнем. Я занимала нижнюю боковую. Наверху расположился флегматичный дядечка, лет пятидесяти пяти. Он, как сел в поезд, залез на своё место, так всю дорогу и спал. Только иногда спускался покурить, поесть. Заглядывал в папку с бумагами. Вообщем, типичный командировочный.
-Сходи, возьми чаю у проводницы, - уже на русском языке сказала самая старшая из цыганок, обращаясь к молодой. Мельком взглянула на меня, небрежно поправила сползающий с головы старый платок. Крупные золотые серьги "корзинки" в её ушах, качнувшись, ярко блеснули.
-А что сразу я? - поморщилась девушка.
-Джя, ракирав! - прикрикнула та.
В это время проводница сама подошла к ним, забрать в кляссер билеты.
-Чай есть, родненькая? - спросила цыганка у хозяйки вагона.
-Подождите вы с чаем… Постель будете брать?
-Так, небось, опять сырое дашь…
-Где ж я вам досушивать буду?... - растерянно заморгала глазами проводница.
-Э-э, а ещё, хай, с людей парядак спрашивают! - недовольно проговорила цыганка, покачав головой.
-Не слушай её… - неожиданно сказала проводнице сидящая рядом цыганка с ребенком.- У нас свои простыни есть…
На вид лет тридцать. Лёгкий шарфик повязан особым манером на крашенные в каштановый цвет волосы, собранные на затылке. Удлиненная широкая юбка. Светлая голубизна блузки контрастно выделяла смуглость. Её спутницы тоже были загорелые, темноволосые.
Оперевшись спинкой на мать, девочка с интересом наблюдала за взрослыми, и ела крупное яблоко. На ребёнке одето платье, большое ей по размеру. В давно нечёсанных косичках пестрели красивые ленточки, а на шейке висели яркие бусики. Хоть и неухоженный вид, но всё равно было понятно, насколько хорошо ребёнок чувствует себя со своей матерью. Женщина временами целовала девочку в чумазую щечку, и это вызывало довольную улыбку маленькой растрёпанной любимицы.
Закончив дела с билетами, проводница отправилась в служебное купе. За ней следом, прихватив кружку, пошла молодая цыганка.
-Чай - то есть? - спросила девушка.
-Тёплый…
-Ну, так вскипятить ведь можно.
-Когда положено будет, тогда и буду кипятить! - разозлилась вдруг проводница. - Надо кипяток - договаривайтесь с пассажирами, у которых есть миникипятильник.
Девушка не стала спорить, а вернулась в купе. Говорить они начали на цыганском, но я понимала их диалог.
-Ну, что? - спросила старшая цыганка.
-Не даёт, - покачала головой молодая.
-Почему?
-Не хочет кипятить. Говорит, что расписание есть…
-Эх, молодая ты ещё, не научилась договариваться с такими...- и, тяжело поднявшись, сама пошла к купе проводницы.
-Родненькая, нам бы чайку…
-О, ещё вам объяснять, что кипячу не каждую минуту!- завелась проводница.
-А ты не будь такой заносчивой! Бог гордым противится. Вот придёшь к нам в дом, - узнаешь, как цыгане гостей принимают! Всё самое лучшее - гостю. И курочка, и конфеты шоколадные, и чай крепкий. А коль пир горой, - вино хорошее всегда ставится, угощения всякие… Поют, пляшут, гитары звенят… Знаешь, почему так?
-Почему? - заинтересовалась проводница неожиданным поворотом разговора.
-На то история есть… Однажды Бог собрал все народы, и решил наделить каждый народ своей особенностью. Узбекам дал хлопок, туркменам - ковры, молдаванам - виноград, украинцам - сало, белорусам - самую вкусную картошку, рушники с узорами, прибалтийским - янтарь, русским - пироги с печкой. Всех одарил. Только цыгане не успели к тому времени. Безлошадные в ту пору были. И тогда Бог сказал: "И последние станут первыми… Чтобы вы впредь на мой зов не опаздывали - вот вам кони. Чтобы не грустили в дороге - вот вам песни с гитарами. Чтобы не терялись в ночи - вот вам костры. Чтобы глаз радовался - носите разноцветную одежду. Всё остальное приложится." С тех пор цыгане всегда делятся с хорошим гостем хлебом насущным, и не думают о завтрашнем дне…
-Ладно, избранные, вскипячу вам… - засмеялась проводница, и пошла хлопотать к титану.
Цыганка вернулась на место.
-Видишь, и с сердитыми можно договориться! - сказала она молодой.
-Ты у нас со всеми умеешь говорить! - одобрительно сказала одна из цыганок. Остальные на её слова согласно закивали головами.
Поскольку кипяток теперь был, пассажиры, один за другим, тоже принялись пить чай. Женщины в вагоне, с умилением глядя на маленькую цыганочку, совали ей в ручки угощение…
Я тогда подумала: как всё-таки хорошо дипломатичным человеком быть! И сами попили чай, и пассажиры довольны!


Рецензии
Современным дипломатам поучиться бы...

Владимир Задра   18.09.2023 12:44     Заявить о нарушении
Да, не мешало бы... БЬлагодарю за отклик!

Катерина Антонова   06.10.2023 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.