Христианство и мистерии 2

II
Знание прошлого и настоящего

С некоторыми сомнениями мы начинаем публикацию цикла небольших очерков, посвященных взаимосвязи современного христианства и древних языческих мистерий. Сомнения наши происходят от небольшого времени, которое было затрачено на изучение подобной взаимосвязи. Возможно, более углубленное изучение мистерий разойдется с нашими выводами.

Кроме этого, мы обошли интересом сложные сюжетные линии самих мистерий, представляющие отдельный интерес. В своих предположениях мы лишь использовали направление основного смысла, которые пытаются донести мистерии.

Взаимосвязь мистерий и христианства особенно заинтересовала нас после прочтения труда Рудольфа Штейнера «Мистерии древности и христианство». В этом сочинении мы уловили интересные отправные точки для размышлений, занимавших нас уже ранее.

Основная идея Р. Штейнера состоит в том, что мировые религии древности, а мистерии как их проявление, представляют собой первоначальный этап для возникновения христианства. Это известный факт, в нем мы не увидели ничего нового. Далее, по мнению Р. Штейнера, наука антропософия, создателем которой он является, призвана внести научный метод в изучение некоторого «сверхчувственного порядка», соединяющий наш реальный мир с неким потусторонним, или мистическим.
               

Это также не новость, но данные определения заставили задуматься. Здесь у нас впервые возникли сомнения и несколько поводов для размышлений. Что это за «сверхчувственный порядок», который должен выстроить некую взаимосвязь между религией и наукой? Каким образом это представляется и на каких открытиях основано?

Сразу скажем, после ознакомления с трудом Р. Штейнера, для нас, старающихся держаться в рамках естествознания, ответы на эти вопросы так и остались открытыми.

По отношению реального мира долго распространяться не будем, под ним мы понимаем нашу реальность, строящуюся на известных научных законах. Вот по вопросу так называемого невидимого мира стоит сделать несколько замечаний.

Сразу скажем, мы стараемся не поддаваться мнению множества верующих в определенные параллельные миры, астральные понятия и другие мистические образования.

Стремление по мере сил к научному реализму устремило нас к своему ходу рассуждений. Под многими проявлениями мистики нам не сложно увидеть проявления нашего собственного внутреннего мира, самого еще вполне загадочного, спроецированного во внешнюю реальность. Иными словами, под многими мистическими образами можно проследить продукты бессознательного нашей психики, особенностями которого можно попытаться упростить не мало загадок. То есть, под «невидимым миром» мы принимаем не фантастический и представленный в силу его особенностей некий «потусторонний мир», якобы находящийся вокруг, но вполне реальные представления бессознательного, не принимаемые сознанием.

Мы уверены, что лишь неверное понимание некоторых внутренних процессов (это само по себе не просто, ведь разум должен распутать свои же загадки) придает им признаки мистики. И все же многие неоднозначности и интересные свойства бессознательного могут быть объяснены с позиции науки. В этом случае понятие потустороннего мира приобретает другое понимание, полностью основывающееся на наших представлениях и по иному заставляющее взглянуть на религию и предшествующим ей духовным творениям.

Следующей одной из главных отправных точек наших рассуждений было высказанное в другом месте мнение, что мистерии обладали якобы более истинными знаниями о мироздании, нежели религия, и в частности христианство. Это мнение действительно несколько удивило, так как нам всегда представлялось реальное положение вещей несколько иным.

Интересный парадокс в данном случае мы обнаруживаем вот в чем. Определенно, что современное знание нам всегда представлялось достаточно объективнее, объемнее и глубже науки прошлого. Этому существует множество примеров, которые мы упускаем. В данном случае нас вынуждают поверить, что в случае с мистериями и христианством совсем наоборот. Иными словами, древние мистерии обладали большей истиной, нежели христианство, то есть знания прошлого обладают более истинной ценностью перед будущими.

Возникает вполне резонное сомнение, почему именно в этом вопросе дело обстоит противоречащим всем другим случаям образом? Откуда могло появиться подобное утверждение? На основании каких фактов и насколько правдиво было сделано такое предположение?

Примем во внимание, что существует весьма распространенный маневр некоторых желающих доказать свою правоту ссылкой на старые авторитеты. При этом пользуются известным выражением, что предки наши были гораздо мудрее, образованнее и моральные. Это грубое преувеличение. 

Согласимся, отчасти это верно. Однако, существующая доля правды в этом весьма невелика. В прошлом мы видим достаточно известных фигур научного мировоззрения, на открытиях которых в дальнейшем базируются более новые пути для поиска истины. Такие гении как Ньютон и Леонардо да Винчи, в прошлом действительно одиноко возвышаются над серыми массами большинства. Однако, современная наука расширила подобные открытия прошлого, углубила их, а многие и опровергла. При сравнении по временной шкале, даже самое великое научное открытие далекого прошлого, по нашему мнению, не может противоречить знанию будущего и тем более обладать большей истинностью.

Отсюда мы вполне справедливо можем поднять вопрос о правомочности вывода о том, что, к примеру, знание средних веков обладало большей истинностью знаний настоящего. Либо такой вывод не верен, либо он верен в небольшой своей части, либо вообще за этим утверждением скрывается иной смысл.

В связи с этим действительно не понятно, каким образом языческие мистерии могут претендовать на более глубокое знание духовности человека, если сами послужили в известной степени основой для рождения религий будущего. 

И напротив, если предлагаемое религией влияние имеет меньшее духовное значение, тогда вообще, почему она пришла на замену мистериям?


                Продолжение следует ...


Рецензии
Никита, интересно написано!

Константин Рыжов   20.03.2012 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин! Я еще пока сам в сомнении, но буду продолжать в том же направлении!

Никита Ломоносов   21.03.2012 08:24   Заявить о нарушении