1. От автора

               

Фронтовые письма – это     документы
огромной нравственной силы, которые
никого в любом возрасте не могут
оставить равнодушным. Они пробуждают
интерес к истории своей семьи, к
семейным архивам, а, значит,
и к истории Отечества.
                «Фронтовые письма»  Е.Н.Чудновских
    
      После долгого раздумья я решился на публикацию фронтовых писем своего отца Прохоркина Ивана Константиновича. Но и не только его писем, но и писем других близких нашей семье лиц, а также нескольких документов, иллюстрирующих тяжелые годы военного лихолетья.
      К великому сожалению, очень мало осталось прямых документальных свидетельств о том тяжелом времени. Даже солдатские треугольники, знакомые каждому русскому дому, становятся сегодня редкостью. Тем важнее, как я считаю, донести до современного читателя то, что еще осталось.
      Письма хранились в Калуге у моей мамы, а после её смерти перешли ко мне. Их не так уж и много – всего семнадцать, и еще несколько фронтовых писем от двоюродных братьев мамы Евтеевых Сергея Александровича и Бориса Александровича. Надо полагать, что многие письма не дошли до адресатов, пропав на дорогах войны, другие - просто не сохранились. Содержание писем с фронта, на первый взгляд, может показаться читателю не интересным. В письмах очень мало информации: жив и здоров, самочувствие хорошее, высылаю деньги – вот почти и всё. Это и понятно: требовалось  хранить военную тайну, а  если и указывались  место дислокации воинской части,  название фронта или другие  военные сведения, то в таких случаях цензура делала «вычерки» - вымарывала текст, да так, что не возможно было прочесть. Нам же в тылу, прежде всего, важно было  знать,  что наши фронтовики живы и здоровы, не ранены, не больны. И всё же, я уверен, фронтовые письма, несмотря на скупость содержащейся в них информации, представляют безусловный интерес и историческую ценность.
      Часть писем сложены треугольником (дальше  такие письма буду называть «письмо-треугольник»), что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги (использовалась и любая другая бумага), сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, поскольку пересылка корреспонденции с фронта, кстати, и на фронт, (кроме посылок) производилась бесплатно, адрес писался на наружной стороне листа.
      Другая часть писем исполнена на не маркированных так называемых секретках и на односторонних почтовых карточках, иллюстрированных  рисунками (их описание я буду давать). Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводились иллюстрация патриотического сюжета и патриотического же  текста. На секретках и карточках в верхнем правом углу был напечатан текст «Смерть немецким оккупантам!» и «Воинское». Такие секретки и открытки появились в 1942 году и выполняли не только роль почтового отправления, но являлись и политическими плакатами.
      И совсем малая часть - это несколько писем, отправленных в самодельных конвертах.
      Все письма, за исключением первых двух открыток от отца от июля 1941 года и четырех внутритыловых писем, были  проверены военной цензурой, о чем свидетельствуют проставленные на них штампы «Просмотрено военной цензурой» с указанием номера цензора. На нескольких внутритыловых письмах вместе номера цензора указано название города (Тула, Новосибирск), а на одном письме -  Красноармейское.

В дальнейшем, комментируя письма отца, я буду ссылаться на данные из полученных мною из Калужского и Московского  архивов документов  из его личного дела: автобиографии и Листка по учету кадров, собственноручно заполненными им при оформлении на работу в калужский горком ВКП(б) после демобилизации в 1946 г., а также на  его послужной список.
Указанные в личном деле данные о воинских частях, в которых отец проходил  службу, позволяют через интернет выяснить, в состав  каких фронтов входили эти части и в каких  войсковых операциях они принимали участие.

***
Мой брат, проживающий в Калуге, сообщил мне радостную новость: наводя порядок в лоджии, он обнаружил там портфель, заполненный старыми письмами. Оказывается,  мама сохранила письма, полученных ею в годы войны и в послевоенное время. Писем более сотни: отцовские письма, их более пятидесяти,  письма от близких родственников и знакомых., от сослуживцев мамы. Есть в портфеле письма и от меня. Спасибо  маме,какая она молодец! Это же настоящий клад! Представляю, как много в письмах интересного. С содержанием некоторых писем брат познакомил меня по телефону. Но этого очень мало. Мне не терпелось прочитать их самому,  прочитать не спеша, осмыслить. Но, увы, в силу преклонного возраста и состояния здоровья, в Калугу я уже не ездок, а брат из-за пандемии приехать ко мне не смог, да и не молод он тоже. И всё же я надеюсь, что письма я увижу и их прочитаю, и получу большой и интересный материал для пополнения этих мемуаров.

См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1387
 


Рецензии
Вадим,счастье, что так много писем сохранилось. У меня хранятся только три письма от двух бабушкиных братьев. Написаны простым карандашом и одно черными чернилами. Я вложила их в файлы.
Очень дорожу этими письмами. Подумать только: молоденькие мальчики, не создавшие ещё семей, может и не целовались- и, нет их.
Письма обязательно прочту. Спасибо , что делитесь сокровенным.

Ольга Мясникова   04.06.2022 21:29     Заявить о нарушении
Ольга!
Наверное, нет такой семьи, в которой никто бы из её членов не погиб на войне. У меня погиб двоюродный брат, тоже молодой и нецелованный. Тётка по отцу погибла во время бомбёжки, а другую тётку немцы подстрелили, сделав её на всю жизнь инвалидом (см.письмо № 12).

Вадим Прохоркин   06.06.2022 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.