3. Ташкентский адрес

 
         Фашистские войска приближались к Калуге и наша семья стала  собираться в эвакуацию. Документы на наш отъезд и отъезд своей семьи оформил Гусаров, работавший в моботделе Управления Московско-Киевской ж.д. Мой друг детства Валентин Берестов в конце августа вместе с матерью и младшим братом уехали в Ташкент, где у них жили родственники.  В конце сентября, когда до нашего бегства оставались считанные дни, я получил от него открытку с его адресом: Уз.ССР, г.Ташкент, ул.Лабзак, проезд Уй-чи. Почтовые штемпели: Ташкент – 15.9.41, Калуга – 25.9.41.
         
Здравствуй,Вадим! Приехал в Ташкент благополучно. 3-го/IХ уже пошел в школу. Мой двоюродный брат Коля мне очень понравился. Он работает в читальне, и я вместе с ним учу уроки. Узбекский язык очень трудный. По остальным предметам получаю «отлично». Мой «первоклассный» братец Володя очень хороший и ласковый мальчик. Тетя Надя тоже очень хорошая и веселая. Живу я в старом городе. Улички тут узкие, дома глиняные тысячелетней давности. В таком доме живем и мы. Зато новый город прекрасен. Идешь по улице и думаешь, что это парк. Дома там похожи на дворцы. Да и в старом городе теперь есть очень хорошие улицы. Тут около нас кинотеатр «Ватан», сад им.Пушкина и школа. Школа 4-х этажная. Она окружена парком. Перед школой – фонтан. Вадим, пиши, получил ли перове письмо. Пришли карточку Элочки и, если есть, Виталика. Поцелуй Виталёнка за меня. Привет маме, бабушке, дяде Пете, ребятам. Пиши. Валя Б.

_____________
Ташкентский адрес Вали! Как вовремя мы его получили и как были ему благодарны! Ташкентский адрес стал нашим почтовым ящиком, а Валя – связным. Что касается содержания письма, то оно еще дышит оптимизмом, следующие письма Вали будут иного содержания - в " Ташкенте - городе хлебном" Берестовы будут голодать.
         
За день или два до нашего бегства из Калуги у нас появился мамин брат дядя Коля. Он работал в конструкторском отделе Машиностроительного завода НКПС и по состоянию здоровья на фронт мобилизован не был. Но когда в  конце июля в Калуге были  сформированы 8 истребительных батальонов для борьбы с немецкими парашютными десантами и диверсантами,  дядю Колю  направили в один из  них.  При приближении немцев к Калуге бойцов его батальона, занимавшего оборонительный рубеж в районе реки Угры у деревни Плетенёвки, в связи с подходом регулярных воинских частей, распустили по домам. На восток уходил последний заводской эшелон, с которым дядя Коля уезжал с женой и сыном, и он выкроил время, чтобы попрощаться с нами. Мы собирались тоже уезжать, и вдруг возник убийственный вопрос: как мы найдем друг друга? И тут я вспомнил о ташкентском адресе Вали. Вот он выход! Дядя Коля записал адрес. Увез с собой ташкентский адрес и наш сосед дядя Лёня Гусаров.
         Потом, когда судьба занесет нас  и Гусаровых в Восточно-Казахстанскую область, дядю Колю с семьей – в Красноярский край, а дядю Леню Гусарова – в г.Павлодар, с помощью «ташкентского адреса»  все мы найдем друг друга.

         А наш «связной» Валентин Берестов  сочинит стихотворение, которое так и будет называться – «Ташкентский адрес»:

«Улица Лабзак. Проезд Уйчи».
- Слушай мальчик! Письма получи! –
Письма от одних от калужан
Шлют мне фронт, Сибирь и Казахстан.
Только из Калуги ни листка:
Там стоят фашистские войска.
Я уехал первым. Я – связной
У семей, развеянных войной.
В тыл глубокий и жестокий бой
Адрес мой везли они с собой.
И хранился он как талисман,
У больших и малых калужан.
С помощью бумаги и пера
Можно много совершить добра.
Листик треугольником сверну
И детей родителям верну.

См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1433
       


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.