Сказки Андерсена и лютеранство

  В сказках Ганса Христиана Андерсена (лютеранина по вероисповеданию) мы видим множество протестантских мотивов. Например, нередко упоминаются старые колокола, как если бы это было образом ветхости лютеранской церкви: христианская истина изношена, она стареет и больна. В сказке «Затонувший монастырь» рассказывается о том, что ненастной зимней ночью в ворота женского монастыря постучал нищий больной старик и стал проситься на ночлег. Ему отказали и монахини смеялись над ним (сочувствие страннику оказала только одна молодая послушница, которая еще не дала монашеских обетов). Тут непогода разыгралась пуще прежнего, а старик прикоснулся посохом к стене, и в мгновение ока «неприступный монастырь провалился в бездну. Огонь и дым повалили из страшного жерла, которое тут же заполнялось водой. К утру буря стихла, а на том месте, где вчера еще солнце играло на золотых крестах высоких колоколен, теперь раскинулось озеро» . Конечно же, для протестанта монастырь должен казаться зловещим местом, где обитают скверные, эгоистичные люди. Так и здесь. Старик, которому не оказали приюта, кажется символом Лютера, тем более, что он уничтожает монастырь, который проваливается в преисподнюю. Опять-таки, представляется, что этот образ навеян сочинениями вождя реформации, где монастыри видятся как адские обители. Характерно, что единственное сострадание исходит от той, что не принесла  монашеских обетов.
Далее история Андерсена приобретает еще более мрачные тона. Оказывается, юная послушница любила рыцаря, и монастырь казался ей темницей (опять след протестантской морали: здоровая чувственная любовь нужна народу, а не девственность для Бога!). Рыцарь  приходит на озеро и взывает к возлюбленной. Из бездны раздается ее  голос, и она назначает ему свидание в определенный час, которое может состояться исключительно волшебным образом. Она говорит: «Неисповедимый рок вверг меня, ни в чем не повинную, в бездну вместе с виноватыми» . Возникает ощущение, что эти слова демонстрируют реформаторское учение о предопределении: человек настолько глубоко погряз в грехе, что ад обеспечен всем. Послушница еще не знает учения о «спасении по вере», поэтому она разделяет судьбу других монахинь: в этом можно узреть символ отступничества католической церкви, которая увлекает во мрак ада всех, кто принадлежит ей. Протестанты вполне могли бы назвать предопределение «неисповедимым роком». Конец истории печален. Злые козни приводят к тому, что рыцарь не может встречаться с любимой, и в отчаянии он бросается в воды озера. Вот оно, самоубийство католичества, - вот она, «необходимость» реформации.


   У великого сказочника Андерсена можной найти еще две сказки, которые представляются образами истории протестанской церкви. В сказке под названием «Злой князь» повествуется о том, как некий высокомерный князь решил завоевать небо и покорить Бога. Он сконструировал диковинный корабль, который мог летать по воздуху. Корабль, где находились князь с воинами, поднимался все выше и выше. Бог выслал навстречу своего ангела, но воины стали стрелять в ангела, однако пули отскакивали от его крыльев. Ангел не получил практически никаких повреждений: «только одна-единственная капелька крови вытекла из белоснежного крыла и упала на корабль, где сидел князь. Она глубоко въелась в дерево и надавила на дно корабля со страшной силой, словно тысячепудовая глыба свинца. Корабль полетел вниз с неимоверной быстротою» . Корабль, однако, застрял в густых ветвях деревьев, и князь выжил. Но он не оставил своих попыток одолеть Бога. В следующий раз он собрал огромную армию, кото-рая хотела сесть на корабли и полететь к небесам, но Бог послал комаров, один из которых укусил князя, от чего тот и умер. Мораль такова: князь хотел одолеть Бога, а был побежден одним-единственным комаром! Вспомним, как  Лютер называл молитву «бомбардировкой небес». Здесь мы видим протестантский штурм Божьего царства. Люди, которые были недостойны этого царства по причине множества грехов, и поэтому не могли войти в него, решили взять его силой, и придумали доктрину «оправдания по вере», которая позволяла подлететь к небесным вратам в безумной и горделивой уверенности, что тебя впустят в них. Наряду с этим богоборчеством начинается строительство «небесного царства» на земле, а результат известен: гибель от каких-нибудь ничтожных и малозаметных для протестантского человечества причин. Их корабль летит вниз с большой скоростью, а они не могут спрыгнуть с него, да и зачем, - и так смерть настигнет их. Но, может быть, есть надежда, что они пересядут на другой корабль, если откажутся от попыток одолеть небеса.
В другой сказке рассказывается о том, как из окна богадельни старая дева смотрит, как на зеленой траве играют дети. Глядя на играющую девочку, она думает, представляя свою жизнь: «Резвись, девочка! Скоро придет время… счастливое время, настанет день конфирмации, и ты придешь сюда рука об руку со сверстницами. На тебе белое платье .. Ты в восторге от своего наряда, и сердечко твое переполнено чувством благодарности к Творцу .. Годы идут за годами; немало приходится пережить и тяжелых, и мрачных дней, но молодость берет свое, и вот у тебя уже есть жених .. Дерево каждый год покрывается свежей листвой; не то с сердцем человеческим: его заволакивают облака, куда темнее тех, что покрывают северное небо. Бедное дитя! Брачным ложем твоего жениха становится гроб, и ты остаешься старою девой!» . Конфирмация у лютеран – это протестантский аналог нашего миропомазания, но это не считается таинством, а лишь «подтверждением веры» в сознательном возрасте. Что тут скажешь? Видимо, именно потому, что протестанты отвергли миропомазание, где человек получает благодать Святого Духа для возрастания в вере, получилась такая злая судьба. Был найден жених, но брак не состоялся, т.к. он умер. В этом можно увидеть небесный символ: Жених – это Христос; но, отвергнув Его благодать, протестанты сделали Его мертвым для себя, Бог умер в их исповеданиях, поэтому небесный брак их церкви с Богом не состоялся, ибо не совершаются у них соединяющие с Господом таинства (то, что есть у лютеран, - безблагодатно). Вот и осталась невеста старой девой – образ бесплодия реформации, поскольку для нее церковь не должна воплощать Бога. В итоге же – старение под окнами богадельни в полном одиночестве. Таков исход этих душ: одиночество без Бога, быстрый распад того, что осталось от истины из-за отсутствия света Творца, старение к смерти. В начале была надежда, и девочка в белом платье благодарила Творца; но сердце ее, сердце протестантизма заволакивают темные тучи богооставленности, и безверие завоевывает ее. Воистину, - бедное дитя! Но Небесный Жених  жив, и Он желает только одного: что эти протестантские души когда-нибудь пойдут к нему навстречу, ведь на небесах никогда не бывает радости больше, чем о потерянных душах. Слава Богу!


Рецензии
Интересный анализ от знатока. Не так просто увидеть тонкости, а здесь очень точно и глубоко. Бедное дитя... Да, не бывает больше радости на Небесах, чем о потерянных и найденных душах. Пусть же души обретаются.

Алевтина Ремаркина   08.08.2024 04:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.