14. Ташкент-голодный город. Письмо от В. Берестова

            
          9.11.42.  Здравствуй, Вадим.
Получил твое письмо, написанное сухим канцелярским языком.               
Теперь я нахожусь в детдоме и собираюсь устроить сюда Диму, который дома мерзнет и не ходит в школу. Одежда и обувь у меня есть, заниматься можно. Кормят плохо, но и дома едва ли бы было мне лучше.
Теперь я часто бываю у Чуковского. Перепечатываю на пишущей машинке и сейчас могу быстро печатать обеими руками.
Сейчас наступили морозные дни, кое-где лежит снег. Скоро начнутся
занятия в школе, т. к. ребята вернулись с хлопкоуборочной. Им пришлось идти
по снегу и грязи 20  км.
Теперь о моей жизни в детдоме. Устроился я сюда с помощью одной учительницы и нахожусь в детдоме с 27 октября. Среди ребят я чуть ли не самый старший. Четырнадцатилетних тут мало. К 7-му ноября нарядили нас в костюмчики, шелковые рубашки, очень хорошо накормили. Теперь кормят неважно. Например, вчера завтрак – чай с халвой и 150 граммов хлеба, обед - борщ и 100 г. хлеба, ужин - хлеба 150 г. и щепотка соли, Иногда в обед бывает второе, а на ужин варят манный суп.
Друзей у меня нет, кроме двоюродного брата Коли, которого я навещаю
довольно часто. Он один заменяет мне всех.
              Меня устроили в хорошую библиотеку, теперь я много читаю.
              Вот пока все. Привет всем вашим. Пиши!
              До свидания! Auf Wiedersehen!
              Твой В. Берестов.
              Мой адрес: Ташкент, ул. Лянгар, д. №88, детский дом № 21.
___________
     Писатель Александр Неверов в 1921 г. написал повесть «Ташкент – город хлебный». Возможно, так тогда и было, но в 1942 году Ташкент, куда съехалась почти вся творческая элита страны, стал голодным городом. В 1941 г. за буханку хлеба на калужском рынке просили 100 руб., а в следующие годы – много больше. Конечно, в разных городах цены были разные. Так, литр молока в октябре 1941 г. стоил уже 10 рублей вместо двух рублей в июне. Стоимость одной буханки сначала дошла до 200-250, а позднее и до 400 рублей. Сколько стоила буханка хлеба в Ташкенте,  я не знаю, во всяком случае, чтобы купить на рынке хлеба или овощей, денег у Берестовых не было, впрочем, как и у нас.

В Ташкенте юного поэта Валю Берестова заметил Корней Чуковский, и , можно сказать, спас его от голодной смерти.  В Ташкенте голодали.   Вот какое стихотворение сочинил об этом Валя:               

                Как пышен юг!
                Как странно голодать,
                Когда вокруг
                Такая благодать!

В 1971 г. о Чуковском Валя Берестов написал воспоминания «Совсем недавно был Корней Иванович».
На фотографии Валентин Берестов и Корней Иванович Чуковский.

См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1579


Рецензии
надо же, как интересно...

всегда интересно читать чужие письма, особенно во время войны..

Душевнобольной Апрель   12.06.2013 02:30     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Отто! Письма и другие документы времен войны, лежали у меня, если можно так сказать, без дела. А потом я понял, что они представляют определенный интерес, что я и постарался объяснить в главе 1. "От автора".
Творческих Вам успехов.
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   12.06.2013 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.