Что было, то было...

   Порой судьба бывает сурова к человеку, и кажется, не счесть страданий, которые выпадают на его долю. И хотя пути Господни неисповедимы, лишь свободной воли человек может направить себя на путь истинный и стать действительным хозяином своей судьбы.

   Много нелегких испытаний выпало в жизни кронштадтцу Владимиру Раевскому. Но они не сломили этого мужественного и сильного человека. Владимиру Алексеевичу уже 76 лет, годы дают о себе знать, но душа его не ведает усталости и покоя, сердце полно веры и доброты к людям.

   Родился он в 1927 году, когда новоиспеченное государство под руководством большевистских лидеров набирало силу. Советская власть беспощадно расправлялась со всеми, кто хоть чем-то был ей не угоден.

   Угроза репрессий нависла и над отцом Владимира Раевского. Его дворянское происхождение сыграло роковую роль: он был обвинен в антисоветской агитации, отправлен в лагеря и впоследствии расстрелян.

   Только через 39 лет после настойчивых поисков сын наконец отыскал место захоронения отца. В 1965 году Верховный суд СССР признал обвинение ошибочным и полностью реабилитировал и оправдал еще одну невинно загубленную жертву.

   Оставшись без кормильца, мать с детьми терпела от властей унижение и бесправие. Никто не хотел защищать семью "врага народа".

   Когда началась Великая Отечественная война, промышленные предприятия Ленинграда начали эвакуироваться в тыл. С первым эшелоном оборудования одного из комбинатов города выехала и семья Раевских.

   В пути эшелон был атакован немецкими самолетами. Разрывы бомб, смерть, крики раненых, ощущение абсолютной беззащитности навсегда оставили в памяти Владимира незаживающую душевную рану. Они с матерью чудом остались тогда живы. А судьба, словно пробуя его на прочность, готовила новые испытания.

   Наконец эшелон доставил оборудование на Урал. Здесь, в поселке Боровск, недалеко от города Соликамска Пермской области, обосновалась и семья Раевских. Поселили их в старом двухэтажном доме, рядом с которым находились лагерь для заключенных и военный госпиталь для раненых бойцов.

   Несмотря на заработки матери, семья вела полуголодное существование. Как и многие эвакуированные, отдавали порой последние вещи в обмен на несколько картофелин и горстку муки.

   В 1942 году, закончив с отличием 6-й класс, Владимир решается на дерзкий побег из поселения, где проживала их семья.

   С большим трудом добравшись до города Молотова( Пермь), устраивается кочегаром на теплоход "Георгий Седов". Будучи тогда еще 15-летним мальчишкой, он стоял у котла наравне со взрослыми по 12 часов подряд. Но никогда не хныкал и не избегал тяжелой работы.

   Теплоход следовал курсом до окрестностей Сталинграда, выгружал боеприпасы, продовольствие, забирал раненых и пускался в обратный путь. Так под непрекращающиеся бомбежки и обстрелы судно ходило всю навигацию, пока льды не сковали воду Волги.

   Владимир возвращается вновь к матери и сестре, трудится на Соликамском бумкомбинате, на ТЭЦ по обслуживанию приборов-самописцев.

   Но вскоре место жительства сменяется на город Грозный. Отсюда в сентябре 1944 года Владимира призывают на военную службу. На учебных занятиях, он становится лучшим стрелком и получает благодарность от самого командующего Южно- Уральским округом.

   Приказом командира полка Владимир Раевский был отправлен во Второе астраханское пехотное училище. Но выучиться на офицера не получилось. Особый отдел вспомнил о сыне "врага народа".

   Его отчислили, и Владимиру пришлось вернуться обратно в свою учебную дивизию. Пути для продвижения по службе были закрыты. В октябре в полк приехала комиссия ВМФ для набора лучших на флот. Так Владимир попадает в Объединенную школу ВМФ, которая находилась в городе Энгельсе на Волге. Оканчивает школу с отличием и получает специальность моториста торпедных катеров.

   Шел 1946 год. Служба на катере проходила успешно. Владимир Алексеевич не боялся трудностей: они были ему по плечу.

   Но беда вновь подстерегла молодого человека. Однажды, стремительно спускаясь в отсек по сигналу учебной тревоги, Владимиру неисправная пружина люка зажимает пальцы правой руки и отсекает три фаланги. Медкомиссия выносит неутешительное заключение: годен к нестроевой службе.

   По желанию Владимира его направляют в Кронштадт. Снова полуголодное существование, жизнь в больших неотапливаемых казармах...Но Владимир не пал духом. Его работа теперь заключалась в обслуживании и ремонте электрооборудования на всех видах боевых надводных кораблей и подводных лодок.

   Постепенно залечивались военные раны: восстанавливалось народное хозяйство, модернизировались и заменялись более современным техническим оснащением армия и флот.

   В пятидесятых годах большая часть кораблей Балтийского флота базировалась в Кронштадте. В Усть- Рогатку на смену известным и прославленным крейсерам "Киров", "Чапаев", ледоколу "Ермак" и другим прибыло пополнение артиллерийских крейсеров, больших и малых противолодочных кораблей, оснащенных новейшим вооружением, ракетными комплексами многофункционального назначения.

   Морской завод и Арсенал загружены были на полную мощь.

   ...Долгие годы честно и совестливо работал Владимир Алексеевич на благо страны, навсегда связав свою судьбу с судьбой не всегда справедливого и даже сурового, но любимого Отечества. Но, что было, то было...

P.S.Материал написан в июне 2003 года.


Рецензии