C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Ботаничка

 
    На первом уроке в пятом классе мы познакомились с нашим классным руководителем Ниной Ивановной. Она преподавала биологию. В пятом классе это был урок ботаники, поэтому мы за глаза прозвали её Ботаничкой.
    Тот сентябрь выдался особенно погожим. Мы занимались ботаникой на школьном участке: собирали листья, сооружали грядки, что-то сажали, чего-то выкапывали… За время этих занятий Ботаничка приобрела много поклонников среди своих подопечных.
    К пятому классу я успела невзлюбить учителей и первое время к Ботаничке относилась с обычным предубеждением. Но потом  стала замечать, что она отличается от остальных учителей нашей школы. А приглядевшись повнимательней, даже записалась в её кружок любителей природы.
    Один только учебный год была я с ней знакома (на следующий год она в нашей школе уже не работала), но за этот год ко многому поменяла отношение. Ботаничка как будто перевела стрелку на другой путь. Я как-то писала, что такие стрелочники встречались на моём пути. Ботаничка была как раз одной из первых.
    Однажды на занятиях в кружке мы чистили аквариумы. А дело это хлопотное и долгое. Чтобы мы не очень устали, Ботаничка развлекала нас всякими занимательными рассказами, а потом поинтересовалась – кто чего читает. Я заявила, что читать не люблю, что понравились мне один раз рассказы Гоголя, а Тарас Бульба мне совсем не понравился и читать его я не собираюсь, а изложение у Таньки спишу. Вместо того, чтобы в сотый раз проинформировать меня, что списывать нехорошо, Ботаничка только улыбнулась. А на следующий день принесла томик Александра Грина и снова улыбнулась:
    – Я уверена, эта книга тебе очень понравится.
    Разумеется, она мне понравилась! Ещё как! Грин на несколько лет стал моим любимым писателем.
    А сколько всего я узнала за этот год! Во-первых, то, что учителя бывают разные, во-вторых, я осознала, что люблю природу, в третьих, что читать – о-о-очень интересное занятие, ну и множество всяких других сведений, о которых Ботаничка нам сообщала. Ещё она сделала уж совсем необычную вещь.
    Я получила двойку по русскому языку во второй четверти. И наша злая училка по русскому предупредила, что если я и в третьей четверти получу двойку, она оставит меня на второй год, а я её непременно получу, если за время зимних каникул не сделаю следующие упражнения… Список номеров упражнений занимал полстраницы. Я с тоской посмотрела на него и начала внутренне готовиться к оставлению на второй год. Заметив мою печаль, Ботаничка огорошила меня странным предложением:
    – Поедем сегодня ко мне, я тебя со своей мамой познакомлю. И угощу нашим фирменным малиновым вареньем. Любишь малиновое варенье?
    – Люблю…– изумлённо протянула я.
    Мама ботанички была учительницей русского языка на пенсии. Два раза в неделю я ездила к ней делать упражнения из ужасного списка. (Бесплатно, конечно.) Двойку в третьей четверти я не получила и в шестой класс перешла. И даже поняла – почему в одних словах пишутся одни буквы, а в других – другие. Варенье у них и впрямь было необыкновенным: из целых малинок. Мама Ботанички чуть-чуть походила на Марецкую, но нравилась мне намного больше. Я, вообще, не очень разделяла восторги по поводу «Сельской учительницы», мне фильм казался фальшивым, да и Марецкая не входила в число моих любимых актрис. Я уже забыла – как звали маму Ботанички и лицо её помню смутно. Запомнила только тёмно-синее платье с крепдешиновым воротничком «ришелье» цвета слоновой кости. («Ришелье» – это когда на ткани вырезается узор, а потом края каждой дырочки и узорный край воротничка обшивается плотным гладким швом. Походит на кружево.)
    А жила Ботаничка у Яузских ворот в маленькой комнатке большой коммуналки. Там, где теперь разбит скверик с памятником пограничникам, раньше ютилось множество двухэтажных домиков и одноэтажных пристроек. Между ними умещались ещё и высокие дощатые заборы, которые вместе с домиками и пристройками образовывали маленькие дворики с протянутыми через них верёвками для сушки белья. По дворикам разгуливали коты, собаки, голуби, воробьи и вороны. А на лавочке, или прямо на ступеньке крыльца, кто-нибудь обязательно сидел и следил – что да как.
    Следующей осенью, узнав, что Ботаничка больше в школе не работает, мы с девчонками решили её навестить. Но – увы! Их квартиру уже расселили, выселялись жильцы из соседней квартиры, никто не знал – где теперь проживает наша Ботаничка. Посовещавшись, мы решили, что она ушла из нашей школы в связи с переездом. От Яузских-то ворот до нашей школы минут десять на трамвае, минут десять пешком, а если её переселили в Новые Черёмушки? Это ж ей часа полтора ехать…
       
        Под звуки вальса плавные
        Я вспомнил годы славные,
        Любимые и милые края,
        Тебя с седыми прядками
        Над нашими тетрадками,
        Учительница старая моя.

        Но где бы ни бывали мы,
        Тебя не забывали мы,
        Как мать не забывают сыновья…
        Простая и сердечная,
        Ты – юность наша вечная,
        Учительница первая моя!

    Такая хорошая песня и так далека от действительности… А так ли уж далека? Когда я слышу «Школьный вальс», всегда вспоминаю Ботаничку. Она ведь на самом деле и есть моя первая учительница. До седых прядок ей было далеко. Тетрадки наши она не проверяла потому, что для контрольной в конце четверти раздавала листочки в клеточку. Сердечной как будто бы была, а простой… В высоком смысле этого слова – да, наверное. Но, кроме того, была необычайно эрудированной, с широкими разносторонними интересами и глубоким пониманием всяческих жизненных явлений. А главное, не забывала я её никогда потому, что как забудешь человека, изменившего что-то в твоей жизни?


Рецензии
Крошка сын к отцу пришёл
И сказала кроха:
"Быть училкой - хорошо,
А путаной - плохо!"))))))))))

С приветом,

Маразм Роттер-Дамский   03.01.2013 12:18     Заявить о нарушении
Иной раз и училкой быть плохо. Но то, что наша Ботаничка была училкой - это хорошо. С праздниками Вас, со снежком, со всякими радостями! )))

Ангелина Калинкина   05.01.2013 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.