Взлетно-посадочная полоса для Бурана

Космодром Байконур. В этих двух словах заложено так много различных судеб, событий, происшествий (великих, больших, малых, а о незначительных и упоминать не приходится, так как они постоянные и повсеместные). Сотни различных объектов, тысячи различных машин и механизмов, сотни тысяч людей, приводящих все существующее там в движение. Первые космические корабли, первые полеты человека в космические просторы, удачи и разочарования, однако, требования жизни – идти вперед от ракеты до Бурана.

Земля, именуемая на карте словом Казахстан, вбирает в себя большие просторы степей, возвышенностей, сопок, где кочуют бесчисленные стада диких животных – сайгаков. Весной с самолета видны необъятные просторы в цвету из тюльпанов: желтых, белых, красных, синих, и все это разноцветие наводит на мысль, будто природа соткала для людей и животных огромный ковер. Однако, это только весной. Вскоре все цветущее засыхает, воздух  превращается в знойное пекло, земля в пустыню. Выходишь из самолета и ощущаешь, будто на тебя налетел жар из огромной печи. И в этих условиях люди работают, творят чудеса. Лишь вечером, в нерабочее время и в выходные дни жители города Ленинска («столица Байконура») блаженствуют на берегу стремительно несущей воды реки Сырдарьи и у бьющего фонтаном подземного источника. Ночью же уснуть в помещении возможно, только лишь накрывшись смоченной холодной водой простыней, а проснувшись, повторить ту же самую процедуру.

То, что на Байконуре сооружается впервые, строится с повышенной прочностью, для будущей надежной эксплуатации. Например, первая стартовая площадка для запуска космических кораблей, называемая среди местных жителей, рабочих и руководителей «Двойкой», является непревзойденным в дальнейшем сооружением. По телевидению постоянно транслируют старты именно с Двойки, да и сами космонавты обычно настаивают, чтобы полет происходил с этой площадки, учитывая, что и Юрий Гагарин улетал в космос именно с нее.

Взлетно-посадочная полоса для Бурана – это не аэродромная полоса, хотя и они строятся для больших авиалайнеров, капитально и надежно. Бурановская полоса длиной три тысячи пятьсот метров и восемьдесят метров шириной, представляет собой монолит, искусственно сооруженный человеком. Пройдут тысячи лет, а возможно и миллионы, а люди будущего обнаружат  это изделие неповрежденным. Однажды, я из интереса попробовал с помощью зубила, которым рубят металлические болты, высечь кусочек от поверхности полосы. Уголок зубила сломался. А выглядит полоса следующим образом: поверхность темно-серого цвета, дающая отблеск на солнце, и там, где уже отполирована, напоминает плоскость зеркала, так как полировка осуществлялась машиной с вращающимся металлическим диском диаметром 75 см, называемой строителями «циклевочной машиной». С внешней стороны этот диск, набитый алмазными зубьями, срезает все неровности, шероховатости и полирует поверхность до блеска. Полоса сооружена из специального высокопрочного бетона. Для её строительства неподалеку даже был возведен бетонный завод . Самосвалы, экскаваторы, бульдозеры и люди работали на строительстве  посменно и круглосуточно. Сотни машин вывозили из котлована грунт в отвал, другие завозили туда же песок, затем щебень, изготавливая «подушку», после чего туда заливался бетон. Затем автомобили уезжали в воинские части на парковку, а циклевальная машина оставалась на полосе и постоянно там находилась.

Однажды обнаружилось, что циклевать полосу нечем. Машина стояла, но диска с алмазами на ней не оказалось. Когда и кто его снял, никто пояснить не мог. Учитывая, что эта деталь являлась необычайно дорогостоящей, было возбуждено уголовное дело. Поиски по горячим следам никаких результатов не дали.

По заданию прокурора войск я прилетел на Байконур, где собрал группу следователей из работников местной военной прокуратуры, и началась работа по поиску похищенного и преступников, совершивших это преступление. Унести столь увесистый металлический диск, да еще в лютый февральский холод, по моему мнению, было невозможно. Следовательно, его могли только увезти машиной.

Следователи были распределены по различным видам поисков. Выяснялось, не видел ли кто-нибудь на территории Байконура, а эта территория многих километров в разные стороны, какие-либо чужие автомобили с невоенными номерными знаками. Выяснялось также, не известно ли кому-нибудь из водителей военных самосвалов или каких-либо работников об уездах какого-либо самосвала с рабочего места. Отряды военных строителей состояли в основном из кавказцев, узбеков, таджиков и других, плохо говорящих на русском языке, людей. Одним из подразделений, работавших на полосе, руководил высокий красивый молодой офицер. Поступила информация, что именно этот офицер неоднократно пользовался каким-либо из свободных от работы самосвалов и куда-то уезжал. При этом машины каждый раз были разные, поэтому запомнить на каком конкретно автомобиле он был, никто не мог, да и не заостряли на этом внимание.  Попавший под подозрение офицер Забродов на допросе пояснил, что он действительно иногда брал самосвал и ездил в г.Лениск в магазин по необходимости. Затем следователи установили шофера, который видел, как однажды автомобиль, в кабине которого находился офицер, выехал за пределы территории Байконура, и указал дорогу в сторону сопок, куда он направился. Однако в тех местах дорогой, будь то зима или лето, называют все, где только проехала машина, проложив колею, а если после неё там же проехал еще один автомобиль или два, то вообще считают дорогой. Пройдет снег, метель, и дороги этой как ни бывало. Весной же бывшая колея зарастет травой и цветами, и никаких признаков дороги не останется.

Я взял самосвал, ЗИЛ-555, а это один из самых проходимых автомобилей такого класса, и поехал с водителем по указанной, так называемой, дороге в сопки. Вскоре показалось стадо овец и верховой на лошади. Оказалось, что в тех местах и зимой выпускают овец из загона для прогулки. Наездник на трудно понятном языке и жестами объяснил, что он не видел в этих краях военных людей на самосвале, но показал, что если кто сюда и приезжал, то скорее всего в кашару за сопками, где живет семья, выращивающая не только овец, но и лошадей, и продает кумыс. И есть у них очень красивая дочь, за которой можно поехать куда угодно, хоть на край земли.

Проехав между несколькими сопками, мы увидели стойбище, состоявшее из сараев, изгороди и капитального глинобитного низкого строения для постоянного проживания людей. Из трубы жилища поднимался дым. Понятно было, что в доме кто-то есть. На звук подъехавшей машины вышла немолодая женщина. Одета она была тепло, так как на улице было ветрено, и стоял сильный мороз. Я направился к ней с расспросом, бывают ли у них гости военнослужащие, и не приезжал ли офицер на автомобиле. Ничего конкретного она не пояснила, а на вопрос, нет ли у нее кумыса, ответила, что может угостить и продать. Это предложение я принял с радостью, так как появилась возможность войти в жилище, не на морозе же и ветре принимать угощенье. Я выпил пиалу добротного кумыса и, поблагодарив хозяйку, поинтересовался, дома ли ее дочь. А в это время, еще не услышав ответа, из второй комнаты вышла молодая девушка, на мой взгляд, лет двадцати. Она была настолько красива, что я замер от неожиданности, хоть и был уже предупрежден мужчиной в степи о её неземной красоте.

Лицо девушки было европейского типа, немного смугловатое, волосы буйные, темные, вьющиеся, напоминающие гриву породистой лошади, глаза большие, темно-зеленые, брови аккуратные черные, с приподнятыми концами, ресницы длинные, носик аккуратный и прямой, губы крупные в меру, с пухлинкой, щеки розоватые, будто девушка застеснялась, изящная щея, а под мягкой тонкой тканью угадывалась красивая высокая грудь. Девушка настолько была хороша, что казалась старше своих 18 лет. Её рост тоже был не характерен азиатке – 165-170 см, и при своих идеальных пропорциях она выглядела высокой и стройной. Я понял, что именно к такой красотке мог ездить тот видный офицер Забродов Дмитрий.  По процессуальному закону лицо, в производстве которого находится уголовное дело, имеет право при необходимости произвести обыск без санкции прокурора, но мне не захотелось пугать столь симпатичную девушку, и я просто поинтересовался, в каких условиях вынуждена проживать такая красота? Девушка улыбнулась и, показав на дверь комнаты, из которой она вышла, позволила войти. Комната оказалась небольшой, но уютной. Все было прибрано, чисто и напоминало девичье гнездышко. Справа от двери, напротив окна, от падающего яркого дневного света сиял бриллиантами металлический диск. Он стоял на табурете, и было понятно, что девушка не в состоянии была поставить его туда сама. Я поинтересовался, откуда у нее этот предмет? Вначале она оторопела, поняв, что допустила оплошность, впустив в комнату постороннего человека, но затем пояснила, что диск ей привез знакомый офицер, а где он его взял, она не знает.

Я показал свое удостоверение военного прокурора-криминалиста ракетных войск и объявил, что изымаю этот предмет, так как он был похищен из воинской части. Тут же я вынес постановление об изъятии похищенного, написал расписку, что изымаю и забираю его. Вдвоем с водителем мы отнесли диск в машину, а затем доставили его в прокуратуру.

Вызванный на допрос офицер Забродов пояснил, что однажды один из водителей в разговоре сказал, что есть в сопках кашара, в которой можно купить хороший кумыс, и предложил туда съездить. Они поехали по известному водителю маршруту. Хозяйка дала попробовать кумыс и налила еще три бутылки. Пока офицер расплачивался, водитель пошел с бутылками к машине, а в это время из комнаты вышла молодая, очень красивая девушка. Он взял ее руку и представился, как бы знакомясь. Она ответила – Зарина. Несколько дней и ночей он не мог забыть ее. Однажды не сдержался, взял машину и поехал в сопки к девушке, запомнив маршрут между сопок, как будто бывал там не раз. Затем он неоднократно посещал Зарину и захотел сделать для нее что-нибудь необыкновенное. Он знал, что циклевальная машина шлифует полосу бриллиантами, и в его голове созрела мысль, осыпать Зарину бриллиантами, ведь это будет необыкновенно здорово. Подговорив двух строителей умельцев «технарей», они вечером сняли диск, и он на одном из самосвалов увез его необычайной красоты девушке.
На вопрос, понимал ли он, какие могут быть последствия за его действия ему и другим участникам, Забродов ответил, что понимал, но он влюбился в Зарину так, что не соображал, что делает.

Так была найдена дорогостоящая деталь циклевальной машины и преступники, похитившие ее.
Космического корабля Буран на построенной полосе я так и не увидел, но вскоре, в начале 90-х мне пришлось увидеть грандиозное зрелище – в подмосковном небе над Рузским и Одинцовским районами пролетал огромный транспортный самолет, на «спине» которого был укреплен э Буран. Это происходило в полдень, так что его видели многие, кто в это время находился на улице. Еще через какое-то время этот космический корабль Буран я увидел в Москве на берегу Москвы-реки, в районе Парка Культуры среди аттракционов. Следовательно, кто-то из всемогущих и богатейших приспособил Буран в аттракцион и спокойно стрижет купоны, переоборудовав его помещение под что-то прибыльное.
Все это выглядело так, как если бы подводную лодку субмарину взгромоздить на авианосный крейсер Петр Великий и каким-то образом впереть в Москву-реку, а затем нашелся бы тот, кто приспособил этот объект для своего обогащения.

Взлетно-посадочная полоса для Бурана, построенная на миллиарды налогоплательщиков Россиян, считай, закопана теперь в Казахстанскую землю на будущие миллионы лет. Сейчас  эта полоса находится в другом государстве, как и многое другое, например, Крым с его дворцами, принадлежавшими русским царям и построенными ими, здравницами советского периода, городом Севастополем – городом Русской Славы, одним росчерком пера недальновидного правителя государства Хрущевым Н.С. переданы Украине и теперь тоже находятся в другом государстве.

Сотни миллиардов в долларовом исчислении выплачивает теперь Россия ежегодно за пользование Байконуром, Севастополем, за базирование Черноморского флота, которые сама же и построила.

Неприятно, но факт.


Рецензии
Рассказ описал факт, но не закончен.
Странно, что шалаву с офицерскими погонами не разжаловали. Он глупее селянина, свинтившего гайку с крепления рельсов себе на грузило для рыбалки.
Цену алмазов в этом диске он не мог не понимать. Идиот, если не понимал, что их не отковыряешь, и они не огранены. До использования их в украшениях - далеко.
Стоимость ущерба порчей машины, невозможностью её использовать, - понимали и обезьяны, 2 "технаря" и шофёр, помогавшие диск снять и увезти.
Негодна была кадровая служба и служба безопасности, отбиравшая работников, способных на причинение вреда. В воинской части каждый рейс должен был регистрироваться с путевым листом, в котором - цель, маршрут, груз, грузополучатель и старший машины. Страна верила в порядок, а на космодроме - полный бардак.
Негодна была служба охраны машин с дорогостоящими комплектующими.
Отвратительны руководители, делившие страну без создания непроницаемых границ и таможен, допустившие неограниченную контрабанду, конрафакт и наркотрафик.
Преступны руководители и юристы, позволившие возможность права на независимость без обеспечения обязанности обеспечить безопасность и реальную независимость.
Преступны руководители и юристы, позволившие общенародную собственность делить, не дав каждому гражданину 1\150-миллионную долю её, не обеспечив функционирование каждого объекта собственности.
Старый вопрос: на фига козе - баян?
Зачем Казахстану - Байконур без космической промышленности и школ подготовки космонавтов и спецов обслуживания?
Это же как захват торговли для сдачи складов и прилавков в аренду без создания снабжения и без своих продавцов.

Семен Маленков   08.02.2021 16:30     Заявить о нарушении
на все 4 рассказа потрачено по 2 минуты, и потом за 10 лет о многолетнем опыте прокурора РВСН - ни слова... Прошу продолжения.

Семен Маленков   08.02.2021 18:25   Заявить о нарушении