VI-1-2. Будущего не существует. Зигмунт Бауман

                В журнале «Огонек» №19 от 16 мая 2011г. с интересом прочитала беседу Ольги Филиной с не известным мне доселе философом, классиком социологической мысли ХХ века Зигмунтом Бауманом.  Почетный профессор Университета Лидса в Великобритании посетил Москву по приглашению фонда поддержки  гражданских инициатив «Стратегия-2020».

                Нынешнее время он считает переходным, используя древнеримское понятие Interregnum (время между смертью императора и появлением следующего), и представляет его образно:

                «Вообразите, что все мы поднимаемся по очень крутому склону горы, устали, но задерживаться не можем, так как сильный боковой ветер вмиг снесет любые палатки, которые мы пытаемся установить. Кроме того, у нас нет никакого представления о том, что нас ждет с другой стороны перевала. Однако, спуститься назад уже нельзя, и нам придется продолжить это восхождение в тревожном состоянии».

                Вот такая социологическая оценка нашего  времени.  У меня возникает ассоциация с  библейским описанием «последних дней». Тревожное непонимание происходящего и страх перед будущим. Многие люди не могут чувствовать ответственность за свою жизнь, потому что она ничем не гарантируется в государстве. Потому и бегут от свободы, предпочитая переложить эту тяжелую обязанность на кого-то другого.

                З. Бауман, считая себя социалистом, выдвигает свою установку для составления адекватной политической программы любого государства. И обозначает два основных критерия:

                *-* « Первый – это требование общественного страхования граждан от индивидуальных злоключений.  Мы живем в очень индивидуализированном обществе, где каждый человек признается ответственным за все, что с ним случается в жизни.  Но в реальности это не так».

                И действительно: телерепортажи с места событий ежедневно дают нам почувствовать, какие мы на самом деле беззащитные перед всякими бедствиями. «Одна надежда на Бога», - расхожая спасительная фраза. Но за ней все-таки не чувствуется надежды.  Потому что нет глубины веры и истинной любви.

«…на земле уныние народов и недоумение;  и море восшумит и возмутится;  люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».
Лука, 21: 25-26.

                *-* «И еще один критерий- это требование измерять качество жизни общества качеством жизни самого слабого его звена, а ни в коем случае не средними показателями. Мы же не меряем грузоподъемность моста средней грузоподъемностью колонн, мы смотрим на самую хрупкую колонну».

                И снова в моем сознании образуется ассоциативная связка со Словом Божьим:

« Тело же не из одного члена, но из многих. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды.
Но Бог соразмерил тело,  внушив о менее совершенном большее попечение,  дабы не было разделения в теле,  а все члены одинаково заботились друг о друге». 1Коринф. 12: 14, 21-25.

                Какой прекрасный образ формирования человеческого общества, где нет единообразия, но разные люди соединены любовью, ибо только она обеспечивает будущее человечества. И этой идеей пронизано всё Священное писание. И этой идеей проникаются самые мудрые люди земли. Если бы при этом они прониклись и пониманием, что такую любовь дарует только Бог  в сердца людей, призывающих Его. И судить человечество Он будет по критериям этой Любви. (1Коринфянам, глава 13)

 

 


Рецензии
Убедительно и созвучно моим настроениям. И систематизировано, без назидательности. Спасибо

Валерий Петков   28.02.2012 15:40     Заявить о нарушении
Валерий, радуюсь умной оценке, созвучной моему замыслу. Сегодня хороший день.
Да благословит вас Господь. - Екатерина.

Екатерина Истоомина 2   28.02.2012 20:35   Заявить о нарушении