Правдивая история о Святополке. Эпизод 3

Сборы.

Эпизод 3.

На столе в служебном кабинете лежит мобильник, который несколько раз играет мелодия заставки из «ну, погоди!». Мобильник и абонент пропускают звонки. Настает момент, когда все пропущенные важные звонки становятся уже не важными. Лесь ехал по главному делу его жизни. Он больше отдался мыслями предстоящему, близкой перспективе. Он больше себя чувствовал уже там, чем здесь. От беспокойства перед путешествием Лесь не находил себе места, пытался «надышаться»- совершить всевозможные приготовления, которые бы только были кстати. Пообщаться с тем множеством людей. Которые были в пределах доступности и подготовить его советами, инструктажем и своими руководствами-чтобы облегчить ему задачу.

Вообще -то люди делятся на две категории-те, которые улавливают, как им кажется, тайные знаки судьбы. Что все сопутствующее и случайное они считают «не случайным», а «наставляющим на путь истинный», и те, которые дают всему определения- и потом с этим управляться- как собой же и поименованному, третьи смотрят на все, как на возможность научиться и попробовать себя-все принимают в игре, как неизбежном препятствии- проходя свои «уровни», «миссии». Все это говорит о том, к какой категории из перечисленных  ты соотносишь себя?

Эксперт-давний советник Леся и «знатный словоблуд» сидел в домашней обстановке и курил как паровоз, пыхтя трубкой так, что по всему периметру его «владений» распространился сладковатый запах вишневых смол. Но несмотря на его патологическую «словоохотливость» Лесь не преминул воспользоваться общением с ним, чтобы получить негласную, неформальную информацию-которую не пишут ни в практикумах, ни в руководствах.

Э: -Уже была такая идея на заре мой карьеры. Показательное следствие. Назначена следственная группа- «лучшие из лучших» dream team. Как Гдлян и Иванов по делу «хлопковой узбекской мафии» в СССР, только круче. Такие въедливые, дотошные, как клопы. Идейные, принципиальные. Неподкупные, которые бы выводили всех чертей «из тихого омута» «на чистую воду».
Л:-Следствие ведут «знатоки».
Э: -Следствие вели колобки.

Эксперт хмыкнул, присосавшись к своей «люльке» и пожал плечами.

 Э: -Нужны были такие люди, не занятые рефлексией и поисками условного врага, так сказать, не подверженные влиянию извне, но и не «заложники ситуации, когда отдано указание вести дело с обвинительным инквизиционным уклоном». Непредвзятые, но и не амбициозные, знаешь, с чувством собственного достоинства-с чувством рабочего гонора, когда мастер любит и знает свое дело. С собственным мнением-которые могут за себя постоять-для которых принципы важней неприятностей по службе и похлопывания по плечу. Которых не остановит вся «святость» и «православная кухня».
Л:- Дело особое. Не политическая «охота на ведьм». Брали бы атеистов-им до веры вообще параллельно.
Э:- В том то весь и смысл- что везде в требованиях к кандидату рукой самого красными чернилами обозначено, что следствие должен выполнить очень глубоко верующий человек- а не просто православный. Просто обычно брались за это люди, не видящие дальше своего носа, хоть и спецы в своих отраслях, «матерые человечища». Пыжились-пыжились. Щеки надували. Но работали «спустя рукава». Без особого энтузиазма. Вот и приостанавливали несколько раз. Л:- Никто это дело так до конца и не довел?
Э:- Есть факты, с которыми можно начинать работу, можно выдвигать разные линии опровержения уже известной фабулы, как «притчи во языцех», поработать «от защиты», требовать именно надлежащего разбирательства,  а не с обвинительным уклоном, проводить экспертизы-которых и прежде никто не думал проводить. Начни доказательство от противного, а там посмотрим, что получится. Тщательно изучи летописи-лично пообщайся с летописцами.
Л:-Я  думаю, что летописец не ангажированный, и не предвзятый тоже не «купился» бы на жареные факты- изложил все как мог исходя из уровня своей компетенции и образования. Просто есть расхожая версия, которую никто не хочет пересматривать.  Все довольствуются малым. Пытаться в трех списках летописи найти противоречия- не источник достоверной информации о сути происшедшего.
Э:-Усвой, что самый ненадежный источник это люди. Человеку свойственно ошибаться. Каждый имеет право на ошибку. Ошибки, случайности- все с долей негатива и вероятности свойственно или приписываемо человеку. Все, что грешное, настолько природно и естественно, что не вызывает отторжения и пренебрежения. Ну, я. Ну, дык, это… И развел руками в разные стороны. Пожал плечами. И что-то промычал. Вот тебе и характеристика человека. Еще сделай поправку на время, в которое ты едешь. На обстановку.
Л:- Просто официальная версия, которую кто -то пытается через тысячу лет пересмотреть за недоказанностью вины, никто не вернет без серьезного основания на дорасследование. Нет ни новой хроники, ни летописи. Ведь попросту нет вновь открытых обстоятельств- все источники давно изучены и по ним построены более или менее обоснованные и аргументированные исторические научные исследования. В историческом плане документы, как реальные письменные доказательства имеют такое ничтожное практическое значение, что к ним стоит относиться с большой долей осторожности. Во -первых богаты на погрешности и фальсификации исторического материала –потому что могли быть искажены в угоду политической целесообразности. Письменные документы –гоголевские «Мертвые души»- в плане того, как «жили-были»- описание быта, что ели, что пили. Царившие тогдашние порядки.
Э:-Согласен. Вот, к примеру, Шевченко в куче своих сочинений делает фактологические ошибки, не стоит принимать полностью за истину, или за его художественный вымысел, но во многом это обусловлено недостатком информации и противоречиям в источниках, и в последнюю очередь-авторским приемам-преувеличениям, гиперболам, художественной, а не научной и фактической стороне дела. Взять «Моцарт и Сальери» Пушкина- и мы верим поэту-потому что поэт в России больше, чем поэт. Еще чайник поставить?

Лесь помотал головой. Лесь так и не понял к чему и ему сначала показалось очень многозначительным, что эксперт ни с того, ни с сего заговорил о бытовой гигиене. С какого припеку он?

Э:-Этого  не замечает никто, эту бытовую очевидность. Эта вещь, которая должна быть самой чистой в доме, на поверку оказывается самой грязной- так сам аквафильтр, или чайник -самый «зачмыренный» в доме. Самые грязные, самый антисанитарные в этом отношении -так это стакан с зубными щетками, коробка для складывания посуды, самый что ни на есть рассадник микробов, потому что гоняясь за  наглядной чистотой, избегаем видеть все очевидное в поле нашего зрения. Не потому, что никто не стерилизует именно вещи, которые постоянно находятся с нами в обиходе, не потому что мы неряхи, потому что мы не привыкли к тому, что вещи находящиеся в употреблении, в самом плотной контакте- чаще и есть самые подверженные нечистоте-потому что мы видим все неприятное и вредное-только вне себя-как будто сами не оставляем следа-и от нас ничего микробного нету. Человечество-вирус на теле земли.

Все зло внутри нас- заключил про себя Лесь, абстрагировавшись от бытовой автогигиены.

Эксперт включил кран с водой в смесителе на полную мощность и заговорил невзирая на сопутствующий шум, чтобы собеседник мог его отчетливо слышать, но для записи с помощью устройств такое сочетание голоса и звука было непригодным, что вносило антишпионскую нотку в общение мужчин.

Э:-Короче «замес» такой- отбывая наказание в качестве «узника совести» Святополк длительное время находится в заточении, вместе с женой и ее духовником, впоследствии по смерти Владимира амнистирован и освобожден из заточения. Но понимая, что в отношении него могут быть совершенно последующее юридическое преследование, едет в Польшу. Поэтому ни Эймундова сага, ни Титмар, епископа из Мерзебурга его не упоминают- он исключен из раздела  власти во время усобицы, происходят убийства Борис и Глеба. Он включается  не в борьбу за власть, а просто пытается доказать свою невиновность. Потому что он заочно приговорен к смертной казни по обвинению в убийстве, хотя достоверно не установлена версия его причастности. Поэтому он собирается в Россию, и тут получает же отпор -не смог собрать доказательства, и погибает в пустынное место между Польшей и Чехией. Версия о смерти как окончании усобицы несостоятельна. Противоборство остается неизменным- война продолжается -Судислава заточают до самой смерти Ярослава-а потом освобождают чтобы отправить в монастырь до конца дней. Ярослав продолжает разборки с Мстиславом.  Задача того-кто победил в этой борьбе –еще выиграть информационную войну-чтобы потом обставить все, как ни в чем не бывало. Ты не думал, что правда это всегда одна- принятая точка  зрения, которых может быть много. «Правда всегда одна -так говорил фараон, и поэтому его называли Тутанхамон». Надо чтобы никто не «заложил»-получить всеобщее одобрение, заручиться всеобщей поддержкой.
Задумайся,  кто стал полновластным правителем на Руси после всех этих событий? Ярослав, верно? Я не берусь никого реабилитировать, и я не берусь никого заочно обвинять, выдвигая другие версии.
Л:-Ярослав? Я думаю, что это самый простой ответ, который может придти на ум. И для этого не надо отправляться в седую глубину веков. Такой вывод можно сделать и не выходя из кабинета. Неожиданная версия, которая случайно пришла на ум. Скажи, что еще «в споре рождается истина»- подыщи пару аргументов для подтверждения своих слов, и успокойся на этом. Что уже само по себе звучит чересчур убедительно- раз мы «открыли» в чью выгоду разрешилось дело. Но наша задача- разобраться, а не «перевести стрелки», пустив следствие и всех по ложному следу. Надо осторожней быть с выводами.


Рецензии