III-1-12. Две стороны медали зла

         Читала рассказ Елены Дюпре «Женька» с восторгом: вот еще одна жемчужина! Как тонко автор выводит два, вроде бы противоположных, типа учителей нашей школы. И предвкушаю, как в конце будет сказано нечто такое, что прояснит читателю:  автор преднамеренно использовал такой прием. Завел читателя в тупик заблуждения, а потом резко свернул на путь истины, чтобы мы поняли, как часто ошибочно судим по внешним проявлениям о поступках человеческих, хорошие они или плохие. А ведь качество поступка определяется мотивом.

          Кстати, читатели привыкли к отображению в литературе явных контрастов добра и зла. Ищут во всем «единство и борьбу противоположностей».  А в рассказе «Женька» нет борьбы противоположностей, и единства - тоже нет. Представлено не белое и черное, как показалось с первого взгляда, - а две стороны одной медали ЗЛА.  Есть столкновение двух зол на территории их влияния. Согласитесь, что истинно добрые люди так не общаются между собой. Будем различать добрых и добреньких. Злые люди очень не дружелюбны друг ко другу, но талантливо лицемерны до поры до времени. Сильные из них стремятся подавить слабых (не в физическом, а в духовном понимании). Мы же часто автоматически причисляем слабых людей - к добрым.  Подтверждение этому – все рецензии на рассказ «Женька». Напомню афоризм из коллекции Марии Эшенбах:
                «Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы».

          Явное зло Матильды не так опасно, как   Женечкино зло, укутанное в ангельский покров. Оно обманывает доверчивых или поверхностных в суждениях людей. Не буду анализировать этот образ: читатели на ПрозеРу грамотные, надо только при чтении сменить очки, с розовых – на адекватные, или изменить угол зрения – и все прояснится.

          Иисус предупреждал народ в Нагорной проповеди:
               «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде,
               а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их». Матф.,7:15.
            
               «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела 
               света».                2-е коринф.11:14-15.
               
          Будем же внимательны, чтобы не оказаться невольными служителями зла и нечаянно  не воспеть ему хвалу.


Рецензии
Без темноты не увидеть света, без черного не оценить чистоту белизны. И к сожалению у этих двух цветов иногда- масса оттенков. В их определении, лишь душа может подсказать ответ на вопрос "Кто есть кто?" А мы ей так редко доверяем.

Михаил Ежов   09.06.2014 21:59     Заявить о нарушении