Районные соревнования

 
          Люблю лыжи, но и другими видами спорта занимаюсь с детства. Серьёзно начала относиться к спортивным занятиям в девятом классе, после того как перечитала в библиотеках нашего посёлка все книги, написанные о лётчиках. У меня появилась мечта – стать лётчицей. А для этого нужна была хорошая физическая подготовка. Участвовала во всех спортивных мероприятиях в школе, выезжала с командой для участия в районных соревнованиях. В село Быстрый Исток приезжали спортсмены из разных школ района.

  Без улыбки не могу вспоминать  встречу с Валерой Золотухиным во время   лыжных и конькобежных соревнований, которые проходили в феврале 1958 года. Наши спортсмены шли пешком из Акутихи по льду через реку Обь. А Быстрый Исток находится на другом её берегу. Как только мы появились у места сбора спортсменов, сразу же начался лыжный забег мальчиков на 5 км. Дистанция для девочек была 3 км. Спортивное снаряжение наших спортсменов отличалось от быстроистокских лыжников. У них были уже лыжи с ботинками. А у лыжников из Акутихи  крепились лыжи к валенкам. Так получилось, что меня в забеге поставили на старт последней.

          – На старт! Внимание! Марш! – послышалась команда.
  Впереди меня «ковыляли» на лыжах все девушки из разных школ  Быстроистокского района.
          – Обгоняй всех! – кричал мне вслед наш учитель физкультуры, Лев Алексеевич Чистов. Услышав это напутствие,  рассмеялись все учителя физкультуры. Каждый привёз своих спортсменок, и они уже бежали впереди. Откуда им было знать о том, как я бегаю на лыжах, хотя и обутая в белые разношенные валенки. Да ещё и то их развеселило, что вышла я на старт-то последней. Так это уже было не в первый раз. На  соревнованиях как-то я тоже выходила последней. А  на финише была первой.

  С тех пор прошло уже три года, и я училась  в девятом классе. И вот скольжу по лыжне, обгоняю лыжниц, и девушки одна за другой остаются позади меня. А соревнования проходили в самом селе, а не в лесу, так что бежали спортсмены на лыжах по лыжне, проложенной по улицам Быстрого Истока. Уже  прошла половину дистанции, когда впереди увидела у лыжни двух мальчиков – подростков. Они держали в руках ведро с золой и спорили между собой:
 – Это наша бежит.
 – Нет, не наша. Видишь у неё валенки на ногах, а не ботинки.
 – Нет, это наша. Видишь, как она быстро бежит?
 – Не вздумайте мне золу на лыжню высыпать! – крикнула  им грозно, и объехала то место, где уже была насыпана зола. Бежала  мимо флажков, которые указывали направление. Но и ребята стояли для контроля, чтобы лыжники не срезали путь.
 
     И вот только две лыжницы оставались на лыжне впереди меня: девятиклассница из нашей школы - моя одноклассница Валя Орлова и девушка из Быстрого Истока. Местная не хотела уступать лыжню  нашей лучшей спортсменке. Между ними происходила борьба. Оставалось двести метров до финишной линии. Валя начала её обгонять, а та ей подставила лыжную палку между ног. Они вместе свалились на лыжню. Тут я подкатила, поднимать их не стала, объехала стороной и помчалась вперёд.  К финишу я прибежала первой.  Но понимание, что это – моя победа, у меня не было. Думала, что раз я последняя из лыжниц побежала со старта, то девушки, которые вышли раньше меня, могли по времени занять первое место. Не сообразила, как распределяются места.

  После лыжных соревнований должны были начаться  конькобежные соревнования, и я ушла в здание школы, чтобы сменить лыжи на коньки. Сейчас вспоминаю, как одна сидела в спортивном  зале школы, на гимнастической скамейке, прикручивала верёвками коньки – «дутыши» к белым и уже подшитым валенкам.   Одна я из нашей школы должна была участвовать в конькобежных соревнованиях.  В зал вошли три паренька-десятиклассника этой школы. Они  направились в мою сторону.  Их уже видела я среди болельщиков у места старта.  Уже с ходу один сообщил мне о том, что первое место в соревнованиях  по лыжам заняла я. Не поверила им. Они сели на скамейку рядом со мной и начали знакомиться. Одним из них был Валера Золотухин, а с ним всегда ходили Толя Лаптев и Саша Шестаков.

  Не знаю, что их заставило уделить мне особое внимание. Возможно то, что я была девчонка из другой школы, занявшая первое место, или мой спортивный наряд. И это вернее всего, так как у быстроистокских спортсменок были коньки с ботинками. Сидели парни рядом со мной, шутили, расспрашивали меня, сомневались в моих способностях в катании на коньках, уверяли в том, что их девчата обгонят меня, обещали прийти на каток, чтобы убедиться в этом. Больше всех насмешничал Валера. Хвалил своих одноклассниц, которые каждый день тренировались на школьном катке.

  Но  я была уверена в том, что лучше всех пробегу 500 метров. В четвёртом классе я училась, когда мама купила мне коньки.  Замерзала  речка Амуринка, и я шла кататься, вместе с соседским мальчиком, Валерой Чешуиным. А это был уже девятый класс. Осенью и весной, когда протока Оби замерзала, то  лёд был прекрасный. После школы я все эти годы каталась там на коньках и с нашими мальчиками даже играла в хоккей. Но никогда не участвовала в конькобежных соревнованиях, поэтому и не знала, в какую сторону бегут конькобежцы. Мы-то катались произвольно на льду замёрзшей протоки. А в Быстром Истоке залили водой пустующую у школы площадку. И лёд бугрился, был неровный.

  Я подошла к катку, и нашу пару тут же поставили у линии старта. Мы приготовились к забегу. Девушка из школы Быстрого Истока была обута в ботинки, на солнце блестели лезвия коньков. На моих ногах белым пятном выделялись валенки.  К ним толстыми верёвками были прикручены  коньки, да ещё и палочки торчали в разные стороны. Только здесь я заметила, как забавно выглядел мой наряд. Хоть и подшучивали надо мной парни, стоявшие у бровки катка,  но меня это не смутило. В Акутихе мы все только так и катались. Коньков с ботинками ещё и не видели. Вокруг катка толпилось много людей. Среди них  заметила Валеру Золотухина и его двух товарищей. Они стояли позади меня и тоже бросали в мою сторону колкие шуточки.

       –  На старт! Внимание! Марш!
    И тут произошёл казус. Девушка после команды: – "Марш!" побежала вперёд, а я повернулась и помчалась в обратную сторону,  побежала  по часовой стрелке. Привыкла делать виражи на правую ногу, поэтому побежала по движению солнца. А в спорте всё наоборот оказывается. Я и сейчас думаю, что это неправильно. Нужно двигаться по льду по направлению солнца.

      – Ты, куда? Отставить! – закричал физрук, стоявший у старта.
Все болельщики хохочут. Я оглянулась назад и увидела, как троица друзей, с которыми я познакомилась в школе,  схватились за животы, так громко смеялись,  присели. Вижу, что парни чуть ли не падают. Они в соревнованиях не участвовали, выступали везде в роли болельщиков. Мы с девушкой опять встали у стартовой линии, после команды: «Марш!» помчались по льду вперёд. Я сразу же обогнала соперницу, но тут приближался поворот, а это вираж на левую ногу.  Боялась переходить на вираж, чтобы не упасть, катилась на двух коньках, поставив параллельно ноги, а это замедляло движение. Мы благополучно пробежали дистанцию в пятьсот метров, а я рада была тому, что не упала, но на душе остался неприятный осадок. Сняла коньки и ушла в магазин, посмотреть, что там есть. Хоть и денег-то в кармане не было. Не стала смотреть другие забеги.
 
  Нашим спортсменам нужно было  собраться во дворе школы, чтобы вместе возвращаться домой, поэтому долго в магазине не задержалась. Шла мимо катка. Все болельщики и спортсмены разошлись. Повстречалась с Валерой Золотухиным и его товарищами.
        – Ты где ходишь? Уже закончилось награждение! – сказал Толя Лаптев.
        – Ну, а мне-то что до этого? – заметила я.
   – Тебе грамоту вручали за первое место по лыжам, – сказал Валера.
       – Врёте вы всё.
       – Правду, правду говорим. Сейчас сама узнаешь.
       –  А по конькам наша девушка заняла первое место. Ребята громко рассмеялись, вспомнили, видно, мой забег.
       – Лыжные гонки выиграл тоже парень из вашей школы, из Акутихи.  А мы заняли первое место по конькам.  Друзья  скрылись за поворотом.
  Когда  зашла в школу, все наши спортсмены собрались, чтобы идти домой. Подошёл местный корреспондент, обратился ко мне:
       – Расскажи, пожалуйста, как ты тренируешься на коньках?  "Нашёл, о чём спросить меня", – подумала я. Стою, молчу, не знаю, что говорить. Ведь никто нас не тренировал. Посмотрела на Льва Алексеевича, нашего физрука.

       – Прикручивает коньки к валенкам, выходит на улицу, цепляется клюшкой за кузов машины и катится по дороге. Вот и вся тренировка,  – пошутил наш учитель физкультуры. Мы сами катались на коньках, бегали на лыжах, и никто наших спортсменов не тренировал. На общешкольной линейке Лев Алексеевич награждал меня грамотой, зачитал всё, что было там написано. А я застеснялась и не подошла к нему, чтобы её получить. Так эта грамота и висела в его кабинете, я видела её, пока  не окончила школу.

       После этих соревнований у меня вдруг в Быстром Истоке появилось много друзей и подруг из десятого класса, в котором учился Валерий Золотухин. Помню только Таню. Она приглашала меня в гости домой с ночёвкой.  С ней ходила я в клуб на танцы. Сначала был концерт, который без участия Валеры Золотухина не обошёлся. К его выступлению здесь  привыкли зрители и принимали это уже как должное. Самодеятельность в Быстром Истоке была всегда хорошая, район занимал на смотрах в Барнауле призовые места.

В то время танцы для девушек были любимым увлечением. Мальчики относились к танцам как-то прохладно. Редкая пара состояла из парня и девушки. Девчата танцевали друг с другом. Я кружилась в вальсе с Любой Поповой. Здесь с ней  и познакомились.  А взрослые парни стояли группками и смотрели на танцующих девчат. Школьники суетились, группами перемещались в зале с одного места в другое.

         Когда танец закончился, мы отошли в сторону. Тут же группа ребят и девчат из класса, в котором учился Валера,  окружили меня.  Пообщались, пошутили, посмеялись, и неожиданно они начали уговаривать, чтобы я приехала учиться в их школу.  – Мы поговорим с директором школы, чтобы тебя приняли. Попросим его, чтобы ты училась в нашем классе, будешь кататься на катке не в валенках, а на коньках с ботинками.  Тебя примут. Будешь выступать за нашу школу.  Наша школа – самая лучшая из всех школ.

         – А я учусь в девятом классе, – смущённо выдала я неожиданную для них новость.
          – Ничего. Будешь учиться  в девятом классе.   
 Хорошие были ребята и девчата.  Весело было с ними. Шутки, смех, весёлое настроение обычно создавал Валера Золотухин, и это озаряло всё вокруг ясным светом, заряжало каждого  положительной энергетикой. А душевного тепла у Валеры всегда хватало на всех, поэтому, наверное,  его друзья  тут же оказывались рядом с ним, как только он появлялся.   А тут и я оказалась среди них. Увидели во мне  чемпионку  районного масштаба по лыжам, подумали о том, что буду защищать честь их школы.  Новые друзья не сомневались в том, что меня в их школу примут.

       В нашем 9-ом классе Акутихинской средней школы учились две девочки из села Усть – Ануй. Я подумала, что можно и мне учиться в другой школе, чтобы общаться с новыми друзьями и подругами. Уж больно весело было с ними, поэтому  пообещала им, что приеду. Потом оказалось, что это была наша последняя встреча. Мама не разрешила даже думать о том, чтобы уехать  в Быстрый Исток.  Она привела разные доводы, почему не отпускает меня в другую школу из Акутихи.

         – Я тогда в школу ходить не буду! – встала я в позу неповиновения, хотела напугать маму.
         – Не ходи, сиди дома! – заявила она.
Вот день сижу дома, другой. Неделю в школу не ходила, и так стало скучно и тоскливо на душе без общения с одноклассниками. И уже идти в школу было стыдно. Мама, вероятно,  поговорила с учителями,  и школа пришла за мной. Через неделю я увидела в  окно старшую пионерскую вожатую – Зою Прокопьевну. Она вела по улице весь мой пионерский отряд – в этом классе я была вожатой. Пришли под видом, что решили меня навестить, чтобы узнать,  не болею ли. Но как было после этого не пойти в школу?! Никто из учителей мне не сказал ни слова о моих пропусках.

       А на коньках с ботинками  мне удалось покататься уже через три года.  После окончания школы и Бийского технического училища № 3 я  по комсомольской путёвке работала на строительстве Западно – Сибирского металлургического комбината под Новокузнецком. В свободное время занималась спортом. Играла в волейбол в сборной команде Запсиба. Волейболисты защищали честь Запсиба в проводимых в городе соревнованиях. Но больше всего мне нравились коньки. Несколько раз в неделю я вместе с ребятами из команды конькобежцев ездила в Новокузнецк из посёлка строителей. Мы тренировались на стадионе «Металлург». Здесь же проходили  конькобежные соревнования. Я защищала честь Запсиба, и у меня к тому времени  уже были настоящие беговые коньки с ботинками. Спорт пригодился мне в жизни. 36 лет я отдала народному образованию. Учила детей и студентов немецкому языку, а 8 лет из них была учителем физической культуры.

     Через 50 лет мы встретились в санатории в 2009 году, в Белокурихе, с известным уже артистом, с Валерием Сергеевичем Золотухиным. Земляк сказал мне о том, что меня он совсем не помнит. Тогда я напомнила ему о конькобежных соревнованиях в Быстром Истоке, о моём забеге в обратную сторону, когда он учился в десятом классе. Об этом он вспомнил, и мы долго смеялись. Стояли у здания санатория, вспоминали об общих знакомых и о жизни в Быстром Истоке.

 На фото автор. Много лет спустя.               


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.