Оштрафуйте... камбалу

                Молодой инспектор рыбвода - смышлёный на вид, черноволосый юноша, недавно окончивший мореходное училище, задумчиво улыбаясь, смотрел с борта плавбазы на палубу выгружающегося под бортом среднего траулера "Козыревск" и думал: "Ну вот, научили-таки рыбаков ловить чистый минтай. А начальник говорил, что они так и норовят залезть в запретный огород, черпануть камбалы..."
Минтай из каплёра сыпался отборный - без прилова. Видно было, что пойман в пелагиале: крупный, пузатый, икряной - один к одному.
                Это было второе судно, проверенное за сегодня. Первым был сейнер. И хотя капитан был оштрафован на двести рублей за исправление в промысловом журнале, но минтай тоже был крупный и чистый, без прилова.
                Инспектор прибыл на борт плавбазы "Комсомольск-на-Амуре" два часа назад и сразу же, не теряя драгоценного времени, энергично включился в работу с неумолимой юношеской принципиальностью.
                Был полный штиль, не по-февральски синее небо в белых разводах редких перистых облаков и солнце. Оно даже чуть пригревало, растопляя оставшиеся кое-где на надстройках сверкающие льдинки - следы недавнего большого штормового обледенения. На лёгкой зыби игриво блестели солнечные зайчики, заставляя зажмуривать глаза. Невдалеке, в ожидании очереди на сдачу,  дрейфовали ещё один траулер и два сейнера.
                Однообразие процесса выгрузки, монотонность подъёмов и опусканий каплёров, ласковость солнечного дня, располагающая к лени, отвлекли мысли инспектора от рыбы. Он уже безразлично глядел, как она высыпается из грузовой ложки на палубу траулера и стекает в каплёр, подвешенный к борту, и... не видел её. Он так задумался, что лишь интуитивно отметил, что среди сыплющегося в каплёр минтая лаптем промелькнула желтобрюхая камбала. Инспектор вздрогнул и возобновил наблюдение с должным вниманием, припоминая: показалось ему жёлтое мелькание или нет? Но тут, как бы в подтверждение его мыслей, из ложки упал другой "лапоть" и ярко зажелтел на серой массе минтая.
                - Стоп! Стоп! Прекратить выгрузку! Подцепите корзину!.. Подцепите корзину! - закричал инспектор приёмщикам. - Нужно высадиться на траулер, составить акт!
                Он долго ходил с рулеткой по палубе, добросовестно измерял минимальный размер ячеи трала и тушки минтая согласно записи в Правилах рыболовства, "от вершины рыла при закрытом рте, до основания средних лучей хвостового плавника", выискивая и отбрасывая особи менее тридцати сантиметров и попадавшуюся иногда камбалу.
                К концу выгрузки из семидесяти тонн минтая камбалы набралось штук сто, плюс какой-то процент молоди.
                Капитан настороженно наблюдал за действиями инспектора рыбвода в открытый иллюминатор ходовой рубки, мысленно кляня себя за "бездеятельность": "Какой же я идиот, что не послушался старпома и не распорядился отсортировать камбалу за борт... А что я собственно сделал? - мысленно старался оправдать себя рыбак. - В районах массового нереста камбалы не работал. Выше пятьдесят четвёртого  градуса не забегал. На изобатах менее ста метров не тралил. В донном варианте трал у меня не ходил. Все записи в судовом и промысловом журналах правильные. Эхограммы "Фуруно" всех предшествующих тралений имеются. Всё, кажется, соответствует Правилам рыболовства. Я же не загонял её в трал специально... Конечно, можно было  бы и выбросить её за борт, а какой смысл? Поднятая с глубины, помятая в трале, она уже не оживёт, выброшенная в море, а ляжет отбросами на грунт. А на плавбазе её в дело пустят, хотя бы муку сварят..."
                Капитан поймал себя на мысли, что боится дотошного инспектора. "И что я переживаю? - подбадривал он себя. - Моя совесть чиста. Промысловые записи в порядке. Мне ли, двадцать пять лет отработавшему на добывающем флоте, бояться этого юнца?"  Но на душе всё равно было неспокойно. Тяготило какое-то чувство вины. Наверное, от того, что в судовом рыболовном билете без обиняков, лаконично было записано: "Камбалы в прилове не иметь".
                А как не иметь, если за три года после введения двестимильной экономической рыболовной зоны, когда японские суда перестали дербанить на охотоморском шельфе всю попадающуюся на пути живность, камбалы столько развелось, что сейчас, где ни брось трал в придонном варианте, она всё равно попадается?
                Интересно, что бы сказал инспектор, присутствуя при ночном тралении? Нижняя подбора шла в тридцати метрах от грунта, а всё равно подняли два кутца сплошной камбалы, и всё - лепестки. Что же, выбрасывать её за борт? Ей всё равно не жить! А пришлось выбросить. Думают, приборы контроля за ходом трала поставили на все суда, значит - камбалу не ловить. Так эти суда только и строились в пятидесятых годах для донных тралений. Даже если в пелагиале трал тянешь - при выборке в дрейф ложишься - он на грунт опускается. Обязательно или крабов в крылья подцепишь, или бычков... Или камбалы нахватаешь. Прилов её не уменьшается, а возрастает. Но раз не разрешают его иметь - объявляется аврал по очистке улова. И летит она, продырявленная крючками, за борт (руками камбалу долго отбрасывать - скользкая, а крючками - самое то). А то смотришь: сортировка много времени занимает - отдаёшь гайтян  и топишь весь улов. Сердце кровью обливается, а что делать? Но ты же старался сдать всю выловленную рыбу? - задавал сам себе вопрос капитан. - А чего добился? Две предупредительные записи в  рыболовном билете и сто рублей штрафа за прилов. Хорошо ещё инспекторы попадались понятливые - бывшие рыбаки. Могло быть хуже".
                Но вот инспектор закончил процедуру проверки и направился к надстройке. Капитан поспешно спустился в коридор и встретил его у двери своей каюты.
                - Чем порадуете? - немного заискивая перед инспектором, спросил капитан, пропуская его вперёд. - Может, посидим?..
                - Вы же сами видели - прилов запрещённого объекта, - смутился инспектор, глядя на накрытый стол, и заторопился, вспомнив официальное наставление своего начальника перед командировкой: "При проверках будь бдителен, тебя везде будут стараться хорошо угостить. Относись к рыбакам принципиально". И точно. Прав оказался начальник.
                - Придётся конфисковать весь улов. Покажите ваш рыболовный билет.
                Капитан явно нервничал. Инспектор отобедать отказался наотрез.
                - О-о! Да вы злостный нарушитель, оказывается! - воскликнул он, прочитав замечания в билете, и, улыбнувшись, пошутил, - рецидивист.
                - Билет у Вас тоже изымаю, - и занялся составлением акта проверки.
                - А скажите, МОЛОДОЙ человек, - делая упор на слове "молодой", язвительно спросил капитан, - вы работали когда-нибудь на добывающем флоте?
                - А как же! - гордо приподнял инспектор голову от акта. - На практике. Шесть месяцев на БэМээРТэ обработчиком отмолотил. А после мореходки вот... взял направление в рыбвод.
                Капитан немного помолчал, уже равнодушно глядя на инспектора. Казалось, что-то обдумывал. Затем продолжил с ироничной поучительностью:
                - А известно ли ВАМ, что, располагая прибором контроля за тралом, мы видим только то - в каком горизонте он идёт и как пишется заход рыбы, но не то - какая порода рыбы заходит. Видел бы я, что это камбала, я бы не стал в том месте тралить.
                Инспектор, продолжая писать, по-своему отреагировал на тираду капитана. Всем видом показал своё пренебрежение к ней: рассказывай, мол, рассказывай.
                - А если вы в мореходке изучали ихтиологию, то должны бы знать, что камбала - это рыба, а не пресмыкающееся, и она плавает, а не ползает по грунту. Но если бы вы поработали ещё и штурманом на промысловом судне, а не только обработчиком, вы бы ещё знали, что в предвечернее и ночное время она поднимается над грунтом до пятидесяти метров и попадает в снасть при каждом тралении. Не специально же мы её ловим?! Нам и минтая за глаза хватает. В тыщу раз было бы спокойнее всем капитанам, если бы она здесь вообще не жила. И без забот о прилове есть о чём голове болеть. А ваши Правила, направленные будто бы на сохранение камбалы, только усугубляют её положение. Каждое судно за рейс раза по два выбрасывает из трюма улов только потому, что капитаны боятся его сдавать. А сколько их здесь?! Магаданцы, приморцы, сахалинцы, хабаровчане, наши - камчадалы... Вы бы лучше камбалу штрафовали, чтобы она на время минтаевой путины выметалась из Охотского моря!
                - Ну, это уже не наша забота. Нам приказали - мы исполняем, - проговорил инспектор, закончив писать и вытаскивая из актов копирку. - Распишитесь, пожалуйста, и дайте ваш рыболовный билет. Пишите в вышестоящие инстанции, доказывайте. Если окажетесь правы, Правила пересмотрят. Всё в человеческих силах.
                - Ну, да, конечно, - скептически поддакнул капитан, - только писать-то мы складно не умеем, чтобы нас правильно поняли.

                ***
                Разумеется, многое в человеческих силах. Но плохо то, что эти силы зачастую прикладываются без всестороннего анализа и всегда с большими крайностями и перегибами. А природа не терпит неравновесия. Она мстит человеку за нерадивое к ней отношение. Из множества человеческих законов жизнь отбирает самые правильные. Затем из этих "правильных" формирует единственно правильные. И сколько вреда попутно наносит флоре и фауне то самое множество вырабатываемых человеком законов, выдвигаемое бездарными индивидуумами с односторонним подходом, пока на практике не сформируется этот единственно правильный.
                Минтай с приловом камбалы капитан лучше выбросит за борт прямо у плавбазы, где находятся представители рыбвода, чем будет рисковать своей должностью. Вся постановка вопросов в законах ведения промысла - Правилах рыболовства привела к тому, что плавбазы, идущие на минтай имеют только минтаевую разделочную линию и никаких приспособлений для разделки прилова. Так что, какой смысл везти камбалу на сдачу? Тебе её, в лучшем случае, туком  выпишут, а в худшем - протокол составят, где зафиксируют, что прилов больше всяких допустимых норм, и - квитанцию на солидный штраф.
                "Истина - дочь Времени, а не Авторитета", - ещё в семнадцатом веке заметил Фрэнсис Бэкон. Как это до обидного правильно. Была бы она дочь всевидящего одарённого Авторитета, насколько бы меньше времени понадобилось для её выяснения.

                ***
                Добросовестно исполнив свой долг, инспектор удалился.
                Капитан, чувствуя себя разбитым, поднялся на мостик. Вахтенный штурман протянул ему микрофон радиотелефона, настроенного на подпольную частоту:
                - С "Краснодара" спрашивают, как у нас дела с рыбводом.
                Капитан нажал тангенту:
                - Слушаю тебя, "Краснодар" - "Козыревск" на связи.
                - А-а, Данилыч! Приветствую тебя, капитан говорит. Как там рыбвод, сильно придирается?
                - Приветствую, Васильич... Да как... Укладываю вещи... Рыболовный билет забрал... Рыбу конфисковал.
                - Да ты што-о?!.. У меня тоже большой процент плоской. Пойду искать сдачу на стороне, где нет рыбвода... Не найду, придётся выбросить. Зачем иметь неприятности в конторе. Да и домой в середине путины возвращаться разжалованным неудобно. Пусть лучше всё будет тихо-мирно. Ну, ладно. Крепись, старик!.. До связи...
                - До связи. - Капитан повесил микрофон и растерянно посмотрел на штурмана. - Вот так вот и получается: лучше утопить весь улов.

               
                СРТР "Калач", РС "Паратунка",
                апрель 1983, апрель 1987 гг. Охотское море.


Рецензии
Замечательный рассказ! Всегда мечтала побывать на Дальнем Востоке, и благодаря Вашему рассказу ощутила всю красоту природы. К сожалению человек стал врагом самому себе и всему окружающему его миру... Спасибо Вам за неравнодушие! С уважением!

Галина Черонова   27.09.2015 17:53     Заявить о нарушении
Прилетайте, мадам, на Камчатку. Полюбуетесь цветущим раем. Или прискакивайте на конике, прямо с заставки. У нас тоже пески на Тихом океане, только чёрные, - есть где поджигитовать. Всего доброго.

Геннадий Струначёв-Отрок   30.09.2015 09:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.